1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Патроны и матроны

Патроны и матроны
08.03.2013

В этот день просто приятно говорить о женщинах. И не только о них говорить, но и поздравлять. Поэтому — поздравляем! Но если и говорить, то о каких женщинах говорят с церковных кафедр чаще всего? Как ни странно, говорят именно о таких, которые проявили в своей жизни образцовый пример послушания. Ангелам и... мужчинам, конечно.

Позволю себе выразить некоторые «крамольные» соображения. Скажем так, для дискуссии. Нет сомнений, что послушание жены мужу считается добродетелью. С другой стороны, послушание ожидается не только со стороны женщины. В общем-то, библейские авторы считают, что послушание является универсальной ценностью и требуется не только от женщин, но и от мужчин. Заметно, женщины в Писании не представлены исключительно как бессловесные и безынициативные создания, но как именно инициативные и смышленые партнеры мужчин. Да. Вот так просто сказал Моисей, когда прокомментировал акт сотворения женщины из «ребра»: сотворим человеку необходимую помощницу (ezer kenegdo)! Да, автор пасторских посланий убежден, что женщина спасается исключительно через «чадородие» (1 Тимофею 2:15). Как если бы это была единственная духовная добродетель представительниц прекрасной половины человечества. Подобный ригоризм становится понятным лишь тогда, когда понимаешь, что цель этого послания заключалась в угождении патриархальных представлений греко-римского общества. Нельзя сказать, что они повсеместно соблюдались. Однако это были те идеалы, к которым стремились греки и римляне, едва пытаясь их достичь. Такое послание сродни русскому «Домострою», памятнику 16 века, где поясняются и комментируются права и обязанности членов семьи.

Другое дело ранний Павел. Среди его адресатов в Послании к Римлянам библеисты долго не могли разглядеть в имени Юнии (Рим. 16:7) милую, машущую нам рукой женщину. Ведь Павел говорит о людях, которые прославились среди других апостолов! Получается, Андроник и, по всей видимости, его жена Юния — были апостолами. Не те из двенадцати. А остальные, которые не были частью столпов (сравните 1 Кор. 15:5 и 7). Или взять, например, отрывок послания Колоссянам (4:15), где Павел пишет: «Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его». Пикантность этого перевода заключается в том, что Нимфа (Nympha) — это женское имя, соответственно, руководителем домашней церкви в Лаодикии была женщина. Мы ничего не знаем о ее социальном статусе и происхождении. Если наш читатель разглядел в этих строках про-феминистские тональности на тему «женского священства», успею его разочаровать, т. к. во времена Павла, условно говоря, руководителем общины становился pater familias. Т. е. некий патрон, отец и глава семейства «ойкоса» (греч. «дом»). Поскольку церкви в то время были исключительно домашним явлением, Павел при обращении такого дома в христианство не привносил в него каких-либо «церковных» институтов. Уже существующие и характерные для греко-римского ойкоса (дома) структуры становились частью христианского служения. То ли Нимфа из послания Колоссянам, то ли Лидия у Луки – та, которая из города Филиппы (Деяния 16:14) — эти женщины стали патронами или даже матронами домашних церквей, предоставляя странствующим апостолам, пророкам и учителям свои дома, финансовые и материальные ресурсы. Такое понимание роли Нимфы и Лидии находит свое интересное подтверждение в рассмотрении фигуры Фивы — «диакониссы церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1, 2). Павел занимательным образом на взгляд современного исследователя называет ее «простатис». Латинский эквивалент этого слова «патронесса». Другими словами, она была бенефактором и меценатом Павла. Слово «диаконисса» еще не несет в себе иерархической смысловой нагрузки, как в поздних посланиях Павла. Павел и сам называет себя «диаконом» (Кол. 1:25), а также Иисуса Христа (Рим. 15:8). Ввиду того факта, что Павел везде подчеркивает свое апостольство, особенно в споре с иудеями, было странным считать, что он сам себя «понизил» согласно «иерархической табели».

Интересно и то, что женщины в Коринфе пророчествовали (1 Кор. 11:5, 6). Наше внимание не приковано к таким деталям, как покрытие или непокрытие ее головы. Важно то, что формат христианского собрания не подразумевал большого богослужебного зала. Это была трапеза в «триклинии», в большой обеденной комнате, столовой или гостиной – там проходили трапезы и пиры. После ужина коринфяне преломляли хлеб и пили вино, что символизировало собой символический переход из ужина в общение. В это время любой участник праздника Агапэ мог начать «пророчествовать» или молиться. Так коринфяне начинали свой симпозиум. И вот что примечательно, Павел призывает всех коринфян пророчествовать: «Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение» (14:31). Не уходя в дебри филологии, мы можем лишь заметить, что пророчеством в контексте послания Павла являлась любая полная энтузиазма и внятная речь о Христе (в отличие от языка). И вот что интересно, Павел не делает различия ни в 1 Кор. 11:5, 6 ни в 1 Кор. 14:31. Все могут и должны пророчествовать. Но это должно быть чинно (1 Кор. 14:32, 33).

Теперь самое интересное. Кто-то верно заметит: почему тогда Павел запрещает в конце 14-й главы женщине говорить в церкви? т. е. она должна молчать! (1 Кор. 14:34, 35). Как мы уже увидели, Павел не возражает, чтобы женщины пророчествовали. Единственное его условие — это покрытие головы. Павел рассуждает о пророчестве снова в главе 14 и на ровном месте вдруг меняет тему, переходя на вопрос «женского служения в церкви». Тому есть несколько объяснений, которые нашим читателям мы предлагаем исключительно как мнение некоторых «школяров». Как мы уже указали, во-первых, Павел не ставит под сомнение то, что женщины в церкви молятся и пророчествуют. Во-вторых, почему Павел нарушает ход мысли в конце 14-й главы? Если убрать стихи 34 и 35 – ход его мысли никак не нарушается. В-третьих, в древних манускриптах стихи 34-35 находятся после 40-го стиха! (см. 27-е издание Нестле-Аланда, Novum Testamentum Graece, 2001, 466). Поэтому некоторые библеисты выдвинули предположение, что кто-то из редакторов добавил это место на поля манускрипта — причина, которую мы тут обговаривать не будем. Следующее поколение переписчиков внесло это в основной текст письма Павла. Однако они это сделали по-разному, т. е. вставили текст с полей в разные места. (Например, искушенные в текстологии Нового Завета знают, что некоторые важные и интересные отрывки в синодальном тексте отсутствуют в самых древних манускриптах: Ев. Марка 16:9-20; Ев. Луки 22:43,44; Ев. Ин. 7:53-8:11; 1 Ин. 5:7, 8 — причины тому, главным образом, богословские).

А что, если это все же сказал Павел? Тогда исследователю нужно ответить на уже поставленный нами вопрос: «Почему женщины у Павла пророчествуют и молятся?». Толкование, что Павел запрещает женщинам «говорить в суе» или «пустомелить», а это и есть основное значение глагола не «говорить» в церкви, не выдерживает критики. Ведь женщины по большому счету находились не на богослужебном собрании где-то в молитвенном доме, а по сути дома! И возможно, у себя дома. Если Павел решил в конце своей логической цепочки «пройтись по дамам», почему он ничего не сказал о детях и рабах?

Вот такой у нас получился обзор «женского служения».

Подведем итог. Вопрос о служении женщин в церкви так прямо перед Павлом никогда не стоял, поскольку он был всегда убежден, что во Христе нет ни мужского, ни женского, ни раба, ни свободного (Гал. 3:28). Как видно, Павел свято верил в творческий потенциал женщин. В этот потенциал, кстати, верил и Иисус Христос, среди учеников которого было много женщин. Именно женщины пришли к гробнице и стали первыми свидетелями воскресения Иисуса, а не прагматики мужчины. Влиятельные женщины помогали служению Иисуса и Павла. Не менее влиятельная жена Пилата пыталась Иисуса освободить. Еще в Ветхом Завете Девора подняла Израиль и Варака на борьбу с Сисарой и его войском (Судьи 4:4). Именно Авигея «разрулила» конфликт между Давидом и Навалом, когда те пошли друг на друга с «ножами и саблями»: «ты у меня за слова ответишь!». Словом, если оставить на время все наши споры по поводу ординации женщин в пасторское служение, а также особенности феминистской герменевтики, как там ни крути, а женщины играли и будут играть важную роль в духовной истории человечества. С чем мы их снова поздравляем сегодня!

Виктор Шленкин,

Источник:  Баптисты Петербурга

Теги: толкование, Новый Завет, апостолы, служители
Назад в статьи