1882-2017
135 года общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

«Русский протестантизм» на Новгородчине


«Русский протестантизм» на Новгородчине
29.09.2014
В Великом Новгороде в Храме Христа 12-13 сентября прошла вторая научно-историческая конференция «Русский протестантизм». Конференция приурочена к 20-летию закладки камня Храма Христа в Великом Новгороде.

14 сентября в Храме Христа состоялось торжественное богослужение в честь знаменательного события. Ведь 20 лет назад был заложен символический краеугольный камень в основание нового Дома молитвы общины евангельских христиан в Великом Новгороде. Проводил конференцию и торжественное богослужение Анатолий Иванович Корабель, епископ Евангельских и баптистских церквей Новгородской области. Именно 20 лет назад Анатолий Иванович был рукоположен на пастора для служения Господу на Новгородчине. Неизменно, все это время рядом с ним служит Богу благословенная его супруга Любовь.

На конференцию прибыли историки, богословы, филологи и служители церквей ЕХБ из разных городов России, Латвии, Финляндии. Среди докладчиков были известные в христианском мире историки: Марина Сергеевна Каретникова, почетный доктор исторического богословия СпбХУ; Татьяна Кирилловна Никольская, докторант Института Истории РАН, зав. кафедры истории Церкви СпбХУ; Владимир Андреевич Степанов, заведующий Библиотекой христианского общества «Библия для всех», историк-исследователь, архивист, Андрей Геннадьевич Морозов, кандидат исторических наук; Ирина Семеновна Катченкова, учитель истории, отличник народного просвещения РФ г. Санкт-Петербург. Уже второй раз участниками и докладчиками были лютеранский архиепископ, доктор Йозеф Барон, профессор Нового Завета, и Ольга Николаевна Соколова, филолог из г.Санкт-Петербурга.

Темы докладов освещали разные вехи истории русского протестантизма, охватывая евангельскую историю России в целом, вспоминали и 16 век, когда впервые стали упоминаться в архивах христиане евангельского исповедания. Как считают историки, в 16 веке протестантизм, как феномен в России, получил свое начало.

Тематика докладов была очень разнообразной: «Bonus eventus – добрый или счастливый исход», «Русские протестанты; миссия среди евреев», «Иисус Христос как камень основания», «Дух Святой – предмет экуменического диалога между христианами» (по Новому Завету), «Свобода совести в России на современном этапе: проблемы и пути их решения», «Богословие новгородских вольнодумцев ХV-ХVI веков», «Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки», «Социальное служение в протестантских церквах» и другое.

Конференции были представлены: книга «Рожденные свыше на берегах Ижоры» о 100-летней истории церкви ЕХБ г. Колпино (автор В.А. Степанов) и журнал «От сердца к сердцу» (редактор Елена Шустрякова). Интересным и необходимым был доклад «Свобода совести в России на современном этапе: проблема и пути их решения» Инны Владимировны Загребиной, адвоката, заместителя заведующего кафедрой права и церковно-государственных отношений МБС ЕХБ.

Торжественным четырехчасовым богослужением, посвященным исторической вехе Храма Христа - 20-летию закладки камня нового Дома молитвы и празднику Жатвы - завершилось это особое торжество Евангелия на Новгородчине. Духовой оркестр братьев и сестер – служителей и местных музыкантов города радовал своим искусством в течение праздника. Особый колорит внес музыкальный коллектив «Родственники» семьи Ларионовых из Риги. В течение всех дней конференции и на воскресном богослужении они славили Бога.

После своего поздравления, А. И. Корабель предоставил время для приветствия: Антону Третьяку, помощнику заместителя председателя РС ЕХБ по Северо-Западному региону, молодежному пастору церкви ЕХБ на Поклонной горе, Василию Константиновичу Белову, архитектору здания Храма Христа, начальнику строительного отдела РСЕХБ с 1994 по 2008 год, архитектору более 100 молитвенных домов РС ЕХБ. Архиепископ лютеранской церкви Й. Барон в своем приветствии подметил, что «мудрость мира сего проходит, но мудрость Божия остается». Журналист Зоя Бардина (РС ЕХБ) пожелала, чтобы «Храм Христа, как живая Церковь спасенных душ, всегда была маяком сияния Иисуса Христа».

Известный международный евангелист из Финляндии Кари Хейкиля в своем приветствии говорил о силе Евангелия для спасения души человека. Евангелист Кари – давний друг пастора, как рассказал Анатолий Корабель, 20 лет назад присутствовал на закладке исторического камня для этой общины и на рукоположении пастора Анатолия Ивановича. В те годы Кари вместе с пастором и другими служителями из Финляндии и новгородской общины объездили всю область, неся Благую весть и раздавая Евангелие. В далеком 1991 г. евангелист Кари Хейкиля 7 ноября на Красной Площади в Москве со своими друзьями из Финляндии раздавал христианские трактаты и Евангелие на русском языке. Об этом вечером этого же дня сообщили в репортаже центрального телевидения.

Русский протестантизм шагает по России, провозглашая Благую весть до сего дня. Своими впечатлениями о важных событиях на Новгородской земле поделились участники.


Антон Третьяк, помощник заместителя председателя РС ЕХБ по Северо-Западному региону, молодежный пастор церкви ЕХБ на Поклонной горе:

20 лет — это память. В Библии рассказывается, как Иаков спал и подложил под голову камень. К нему проговорил Бог, и тогда в знак такого общения Иаков поставил камень, как что-то особенное в его жизни. Мы запоминаем особые события в жизни: День рождения, свадьба, еще что-то. В честь этого храним фотографии. Здание - это тоже часть нашей жизни. Церковь – это наша семья, её история – это «семейный» архив. С течением времени есть возможность сделать анализ событий, как они повлияли на жизнь, что изменилось к лучшему. Это очень важно для того, чтобы идти дальше и делать что-то большее.

Вы видите результат за 20 лет?

Я вижу, что есть жизнь, церковь, служители, которые даже играют на трубах. Когда я на богослужении спросил, кто пришел в церковь после закладки камня, то очень много людей подняли руки. Это тот результат, который важен для Господа. Бог хочет, чтобы мы и дальше трудились и приносили плод.

Что вы думаете о празднике Жатвы?

Для меня праздник Жатвы – это благодарность Богу. Когда ты поел, надо сказать «спасибо» Богу за пищу и за того человека, который ее приготовил. Самое страшное быть неблагодарным. Жатва – это праздник радости.


Ирина Семеновна Катченкова, учитель истории, отличник народного просвещения РФ, автор трех сборников стихов, книг, статей по истории, православная, г. Санкт- Петербург:

На конференции первый раз. Было очень интересно. Много мыслей богословского, исторического и религиоведческого характера. Очень интересные люди из разных мест, городов. Все хорошо, но мне кажется, что слишком много чайных и кофейных пауз. Хотелось бы больше докладов.

Почему Вы взяли тему: «Новгородские еретики в русской художественной литературе»?

У меня две темы, которыми я занимаюсь упорно, это писатели Балашов и Грибоедов. По этим темам у меня вышли книги. Просто Грибоедов не писал ни о русских протестантах, ни о стригольниках, ни о новгородской московской ереси, а Балашов писал об этом. Поэтому я взяла такую тему в контексте конференции.

Вам комфортно было на конференции и самом богослужении?

Да. Хорошо. С баптистами общаюсь давно. У меня подруга – историк, баптистка. Были ученики баптисты. Конференция – это нормальный межконфессиональный диалог. Мы относимся с уважением к друг другу, а Анатолий Иванович Корабель – наш друг .

Что вы думаете о конфессии евангельских христиан-баптистов?

Эта конфессия действительно уже историческая. Прошло больше 150 лет, как она утвердилась. Как христианин должен заявить о себе? Добрыми делами. Добрые дела у баптистов есть, это точно. Баптисты, безусловно, часть общества. Хочу привести литературный пример. Читали рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»? Там герой - баптист Алешка, к которому автор с симпатией относился еще в те годы. При том, что сам Солженицын был православным.

Нужно просто больше общаться, тогда будет меньше предрассудков. Я когда начинала входить в религиозный мир, крестилась в 30 лет, сознательно. В начале 90-ых годов 20 века я ходила на проповеди известного баптистского проповедника Билли Грэма в церковь ЕХБ на Поклонной горе в Санкт-Петербурге. Тогда мне подарили книжку «Не просто плотник». Надо друг друга понимать, а чтобы понимать, надо знать. Чтобы знать, надо общаться. Баптистам тоже полезно походить в православные храмы. Можно почерпнуть много интересного и нужного в любой христианской конфессии. Как говорил о. Александр Мень, «перегородки - то не доходят до неба».


Марина Сергеевна Каретникова, преподаватель, кандидат педагогических наук, почетный доктор исторического богословия, доцент:

Я благодарна Богу за эту конференцию. Мы собрались с друзьями, которые размышляют о тех же вещах в нашей истории, что и я. Я знаю, что церковь едина, что между собой связаны поколения. В своем докладе я говорила про 15 век истории, мои друзья тоже говорили про давние времена. Это очень ободряюще, когда мы все думаем об одном и славим Бога. Это особенная встреча для нас. Я встретила здесь своих друзей-историков из разных мест. Кроме того, я встретила людей, которые славят Господа, как эта удивительная музыкальная группа «Родственники» – семья Ларионовых, они исповедники, потому что они исповедуют свою веру. Они говорят о том, что сами хорошо знают – о вере в Иисуса Христа. Я очень благодарна Богу за эту семью, за этот дивный Дом молитвы, прекрасную атмосферу любви, верности, заботливости!

Ваши пожелания?

Убеждена в том, что Слово Божие живо и действенно, как меч обоюдоострый. Я желаю, чтобы в этой церкви – Храме Христа – было более 10 групп изучения Библии. Женщины, бабушки, дети, старики – все чтобы изучали Слово Божие. Я бывала во многих церквах, где есть группы по изучению Библии для пожилых людей, стариков, молодежи, женские, детские группы. Потому что Божие Слово действует так сокрушительно, как никогда никакой человек не может действовать!

Андрей Геннадьевич Морозов, кандидат исторических наук, доцент Калужского университета, лютеранская церковь, г. Калуга.

Второй раз на такой конференции. Подобные встречи имеют большую значимость в первую очередь с точки зрения научного осмысления наследия русского протестантизма. Мой доклад был посвящен социальному служению протестантских церквей. Ведь социальное служение имеет большое значение для развития русского протестантизма в современной России. И свидетельство этому миру в том, что общество смотрит на наши дела. Я сам принимаю активное участие в социальной жизни своего города Калуги, давно являюсь волонтером в разных социальных проектах.


Владимир Андреев Степанов, историк-исследователь, архивист. Издал двухтомник «Рожденные свыше на берегах Ижоры» о столетнем пути церкви ЕХБ г. Колпино. Участник многих научных конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде:

Конференция очень важна. Если брать историческую направленность, то мое мнение, что в целом руководство евангельских христиан-баптистов на союзном и региональном уровне недооценивает важность исторических исследований. Обычно христианские историки не чувствуют поддержки, и поэтому задача историков на сегодня собираться вместе, чтобы поддерживать друг друга, обмениваться информацией и вместе вести эти исследования дальше. Нужно обдумать, как убедить нынешних, наших руководителей в важности этих исследований. Если брать исторические вехи в прошлом, то руководители евангельского движения, такие как Пашков, Проханов, Карев, были теми людьми, на кого мы ориентируемся. Они сами являлись собирателями и исследователями истории. Они не только понимали важность таких изысканий, но сами их делали. Хочется иметь такой мостик в наши дни, чтобы из ведущих наших братьев были те, кто на высоком уровне объяснял, как это важно, и оказывал организационную помощь.

В Москве, благодаря архивариусу Алексею Синичкину площадка подобных конференций становится общей со светскими учеными, где светские историки, религиоведы и церковные люди собираются вместе. Звучат доклады и тех, и других. Это очень важно.


Ольга Николаевна Соколова, филолог, г. Санкт-Петербург:

Конференция очень важна. Она именно научно-историческая. В этот раз собрались люди, которые пишут об истории баптизма. Сюда приезжают не только ученые, а социологи, филологи. Такие конференции полезны как верующим, так и всему обществу. На этой конференции можно было многое почерпнуть, узнать. Тема «Русский протестантизм» шире, чем просто евангелизм, но уже, чем протестантизм вообще. Тут видна культура Духа Святого.


А. И. Корабель, епископ церквей Новгородской области:

Анатолий Иванович, как изменилась Новгородчина за 20 лет вашего служения с исторической и духовной точки зрения?

В прошедшие 20 лет служение в Объединении стало более качественным. Дело в том, что, почти все наши служители, в свое время, окончили пасторскую школу на базе Новгородской церкви. Это дневное отделение с годичной образовательной программой. Подобное обучение – обязательное условие для служения. Две трети служителей имеют степень бакалавров богословия, более 10% служителей имеют степень магистра. Сегодня служители продолжают учиться с большим желанием.

У нас в области работают четыре реабилитационных центра. Чтобы работать с людьми, которые подняты с самого «дна», нужен опыт, понимание, образование и посвящение. Социальное служение очень важно. В течение последних 20 лет мы активно работали в детских домах. В области было около 35 детских домов. Каждая церковь там имела свое поле деятельности. Трудились в домах престарелых и в туберкулезном диспансере. Сейчас намного меньше детских домов, потому что поменялась в этом направлении политика государства, и детские дома упраздняются. Детей усыновляют, в том числе верующие. Но мы все еще работаем с двумя детскими домами.

Продолжается строительство Молитвенных домов. У нас в области 24 Молитвенных дома. Есть Молитвенные дома, где по разным причинам строительство не законченно, но на стадии завершения. Понятно, что сейчас везде наблюдается некоторый спад интереса к христианству вообще. Но если говорить о сегодняшнем дне, то наблюдается некоторая прогрессия в лучшую сторону. Люди стали лучше реагировать на церковь, потому что видят новые церкви, которые их привлекают.

Мы уже почти 3 года молимся о пробуждении, обновлении и покаянии, каждую пятницу совершаем пост, а каждую субботу в 8 утра в церквах области проходят молитвенные собрания. Интересно, что мы молимся и сами удивляемся, как отвечает Бог на молитвы!

Что Вы думаете о прошедшей научно-исторической конференции?

Первое. Популяризация. Если вспомнить названия конференций, которые проводятся в РС ЕХБ и других конфессиях, то они проходят в богословско-историческом или богословско-практическом направлении. Мы же решили назвать нашу конференцию научно-исторической. Почему? А потому что, если читаются доклады, которые имеют исследовательскую подоплеку, то это и есть научная новизна. Наука – это исследование.

Конференция прошлого года побудила людей из Академии наук попросить меня написать научно-историческую статью для исторического сборника, публикующегося при Российской академии наук в Санкт- Петербурге. Там будет опубликована моя статья в 33 страницы «Переселение латышей в Новгородскую губернию». Речь идет о пятом переселении латышей, именно верующих, которые начали проповедовать Слово Божие, организовали церкви и открыли свои Молитвенные дома, школы. В аннотации к ней я так и написал, что прагматизм латышских переселенцев превратился в духовное пробуждение на Новгородской земле. Вот основная идея всей статьи. Мы выпустили сборник докладов по прошлой конференции, который пользуется успехом у исследователей.

Самое главное, что конференция состоялась. Эту конференцию мы назвали: «Вторая конференция ''Русский протестантизм''». Мы говорили обо всем, о христианах в разные периоды нашей истории. Это дает простор мыслей. Но мы подчеркивали, что это русский протестантизм. Это в России. Об этом говорил П.В. Павлов 21 июля 1923 года, выступая на конгрессе в Стокгольме (Швеция): «Российский баптизм не экзотическое растение, пересаженное из-за границы на русскую почву, но самобытное русское явление, как и все сектантство, явившееся протестом против всего политического и религиозного угнетения прежней правительственной системы» (Баптист. 1925. № 3).

Мы хотим показать, что именно в России евангельское христианство «закипело» и «забурлило» и стало распространяться. Хотим показать, что есть такой феномен, как русский протестантизм.

На конференции вспоминали и о том, что из Европы христиане начали переселяться в Россию в 1524 году. Историческая справедливость требует уточнения: понятие протестантизма в то время не существовало, следовательно, в Россию приехали «духовные христиане», которые de-facto не принадлежали ни к какой официальной церкви.

Великий князь Василий «вызвал с Запада» ремесленников, художников, торговцев и аптекарей. «Около того же времени прибыли в Россию шведские купцы, получившие право торговли в России по договору 1524 года», но в Скандинавии христианство появилось в 8-9 веке, и они не были ни католиками, ни протестантами, потому что христианство в Скандинавию принесли испанские купцы. Разумеется, остается много вопросов, над которыми русским протестантам еще предстоит много работать.

Участники прошлой и этой конференций настроены оптимистично. Они желают, чтобы конференции продолжались. А то, что на конференции присутствуют верующие не только нашего вероисповедания, это радует.


Источник: РС ЕХБ

Теги: протестанты, конференции, История