1882-2017
135 года общине в Москве
Символ веры

Символ веры

Символ веры в истории христианства

В июле 1905 года в Лондоне состоялся первый всемирный конгресс баптистов. Для участия в конгрессе приехали представители из 23 стран мира. Собрались служители церквей Европы, Южной и Северной Америки, обширной Британской империи, Индии, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В работе конгресса приняли участие делегаты из нашей страны. Это братья В. Г. Павлов, Д. И. Мазаев, В. В. Иванов и другие. Во всем мире сразу же возрос интерес к баптистам и их вере. В религиозной и светской прессе появились разные сообщения и среди них некоторые небылицы о баптистах.

Для свидетельства миру о своей вере, для выражения духовного единства всех баптистов мира первым торжественным актом на конгрессе было совместное чтение Апостольского символа веры.

Открывая конгресс, президент пастор Александр Макларен сказал, что организаторы Всемирного конгресса баптистов после молитвенного обсуждения единодушно решили предложить всему конгрессу следующее: "Для засвидетельствования непрерывности Церкви Христовой на земле и для определения места баптистов в ней, и для выражения веры баптистов и разъяснения недоразумений в отношениях с другими вероисповеданиями, необходимо перед всем миром заявить, что баптисты глубоко веруют и поддерживают все то, что выражено в Апостольском символе веры". Весь конгресс выразил единодушное согласие с этим.

Все собравшиеся встали и торжественно повторяли за президентом на многих языках Апостольский символ веры. "Это был особо волнующий, объединяющий всех момент первого конгресса", - свидетельствовали впоследствии его участники.

В период, когда наше братство приняло новое вероучение, уместно рассмотреть развитие изложения веры христианской Церкви с первых веков ее существования. Мы не можем отрываться от первоапостольской Церкви, от истоков христианства. Именно тогда появились в поместных церквах крещальные исповедания веры. На Западе эти краткие изложения веры называли крещальными вероисповеданиями, кредо, символами веры. В восточных церквах - правилами веры, вероисповеданиями, вероучениями, крещальными свидетельствами, символами веры. Позже стали употреблять название символ веры. В Церкви наиболее известен Апостольский символ веры, а также позднейший вариант его развития и расширения - Никео-Цареградский символ веры, который был принят на первых Вселенских соборах: на Первом - в Никее в 325 году и на Втором - в Константинополе (Царьграде) в 381 году.

Символом веры называется краткое систематизированное изложение основных вероучительных истин Священного Писания, без доказательств и объяснений. Именно символы веры относились прежде всего к научению и крещению, суммируя обширное спасительное учение Христа в краткой формуле веры в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа.

В крещении во имя Отца, Сына и Духа Святого мы торжественно провозглашаем наше принятие откровения Священного Писания о Боге Отце, Сыне и Духе Святом; наше вступление в святой завет с Ним. Этот завет состоит в том, что мы даем обещание доброй совести и предоставляем Богу наше сердце.

Во многих церквах древнего мира возрожденный, наученный основам христианской веры человек должен был перед крещением предстать перед многими свидетелями, чтобы исповедовать свою веру и ответить на определенные вопросы. Эта практика имела основой слова апостола Павла, сказанные Тимофею: "Ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями" - 1 Тим. 6, 12.

Также апостол Петр в своем Первом послании, говоря о крещении, призывал: "Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением... крещение - обещание Богу доброй совести" - 1 Пет. 3: 15, 21.

Ранние церковные писатели отмечали, что правила, или поучения веры, то есть символы веры, были распространенными среди всех церквей. В христианской литературе II - III веков известны краткие символы веры поместных церквей: Иерусалимской, Римской, Кесарии-Палестинской, Антиохийской, Кипрской, Александрийской и Малоазиатских. Эти символы веры едины по духу и содержанию и отличаются только некоторыми выражениями, соответствующими особенностям и переживаниям данной поместной церкви.

Евсевий и Тертуллиан писали об апостольском происхождении этих символов, то есть связывали их со Священным Писанием, учением Иисуса Христа и апостолами.

Церковный писатель IV века пресвитер С. Руфин восторженно описывал Апостольский символ веры как образец краткого здравого учения, как руководство в вере и как залог сохранения Церкви от лжеучений - 2 Тим. 1, 13; 1 Кор. 11, 18 - 19; Деян. 15, 2; 24. С. Руфин и некоторые другие богословы считали, что Апостольский символ веры имеет происхождение непосредственно от апостолов, которые приняли его перед отправлением на проповедь в разные страны.

Некоторые богословы считают, что этот символ веры в более короткой форме являлся в средине II века крещальным вероисповеданием в Римской церкви, а настоящей формы он достиг в V - VI веках.

Апостольский символ веры более известен и остается крещальным вероисповеданием в большинстве западных церквей. В восточных церквах, вследствие необходимости противостать распространению самых различных лжеучений, поместным соборам приходилось постепенно расширять ту или иную часть вероучения.

В первые века христианства при малом распространении книг Священного Писания и вследствие появления апокрифов, а также ввиду отсутствия принятого канона Нового Завета, появилось много лжеучений. Некоторые из них были иудейского происхождения, но большинство - языческого. Появление лжеучений вело к необходимости защиты истины от искажений, к раскрытию основ христианского учения.

Во II веке получили распространение всевозможные ереси. Против них писали послания апостолы и их ученики; принимали решения церкви и поместные соборы служителей, а позже принимались вселенскими соборами символы веры с выделением и расширением отстаиваемых вероучительных истин (например, о божественности Иисуса Христа и Духа Святого, и другие). На соборах выносились анафемы тем, кто создавал, поддерживал и распространял лжеучения. Большинство восточных церквей признало своим вероучением Никео-Цареградский символ веры. Апостольский символ веры, как уже было сказано выше, получил большее распространение на Западе.

М. Лютер называл Апостольский символ веры самым превосходным из всех кратких вероисповеданий.

Анабаптисты также восприняли Апостольский символ веры. В. Губмайер написал разъяснение к нему под названием: "Двенадцать членов христианской веры".

Одним из первых гимнов старейшего сборника песнопений швейцарских братьев менонитов был Апостольский символ веры.

Исповедание веры, составленное менонитом Я. Авхи (ум. в 1559 г.), представляет собой по форме и сути расширенный Апостольский символ веры. Знаменитая книга менонитов - "Зеркало мучеников" - учит вере и исповеданию словами Апостольского символа.

В предисловии к вероучению христиан евангельской веры (1945 г.) полностью приводится Апостольский символ веры как "первое систематизированное вероучение".

Многие вероучения евангельских христиан-баптистов всего мира составлены в порядке изложения Апостольского символа веры.


В одном из первых номеров "Братского вестника" был напечатан Апостольский символ веры под заголовком: "Во что мы веруем".

Как уже было сказано, Апостольский символ веры был составлен прежде всего для новообращенных. Он включает в себя только самые основные спасительные вероисповедные истины Слова Божия. Очень многие важные истины Священного Писания не включены в символ веры. Вероисповедные истины были выражены кратко и поэтому получили развитие в позднейших, более обширных символах веры и вероучениях.

 

 

Священное писание и Апостольский символ веры

Милосердный Господь даровал людям Священное Писание - Слово Божие, особое Божие откровение человеку. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" - 2 Тим. 3, 16 - 17.

Священное Писание - основа спасительной веры - приводит к возрождению и возрастанию в благодати, к победоносной жизни во Христе. "Вера от слышания, а слышание от Слова Божия" - Рим. 10, 17. Проповеди апостолов Петра, Павла, диакона Стефана всецело были основаны на Священном Писании - Деян. 13, 16 - 41; 7, 2 - 53; 2, 14 - 36; 10, 34 - 44.

Апостол Петр пишет: "Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику..." - 2 Пет. 1, 19 - 21.

В апостольских словах мы слышим Божий призыв - вникать в Слово Его и исполняться Духом Святым.

Апостол Павел в своих посланиях неоднократно призывает служителей постоянно вникать в учение Христа, "ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" - 1 Тим. 4, 16. Христос заповедовал: "Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики" - Ин. 8, 31. Первоапостольская церковь Христова постоянно пребывала в учении апостолов - Деян. 2, 42; 11, 26; 17, 11.

Но у большинства поместных церквей первых трех веков не было всех книг Священного Писания. У гонимых христиан часто не было определенного места для богослужений и возможности для сохранения книг Нового и Ветхого Заветов. Условия для проведения богослужебных собраний были очень трудными, и они, как правило, были краткими.

В коротких встречах апостолам и их преемникам приходилось излагать только основные истины благой вести, сеять драгоценные зерна познания о Голгофской жертве, о Спасителе. Это мы наблюдаем и в день Пятидесятницы, и в беседе Филиппа с евнухом, и в проповеди апостола Петра в доме Корнилия, и в свидетельстве апостола Павла темничному стражу в Филиппах, и в других случаях. Присоединяющиеся к церкви Христовой души должны были через покаяние и исповедание веры в Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа засвидетельствовать о чудном возрождающем действии благодати Божией в них.

В день Пятидесятницы "охотно принявшие слово... крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч" - Деян. 2, 41. После беседы диакона Филиппа с ефиоплянином последний кратко и от всего сердца исповедовал свою веру словами: "Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий", - и был крещен по вере - Деян. 8, 35 - 38.

Каждый христианин, и особенно проповедник, имеет глубокую потребность разумно и кратко сформулировать свое мировоззрение, свою веру прежде всего для самого себя. Верующий человек должен также уметь изложить другому сущность своего вероисповедания.

Любящий Господа человек желает выразить свою веру, исповедовать свое упование определенно, последовательно и непротиворечиво. Это помогает сделать Апостольский символ веры.

Наиболее известен следующий перевод Апостольского символа веры на русский язык.

- Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли;
- Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего;
- Который зачат от Святого Духа, Который рожден от Девы Марии;
- Который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен;
- Сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых;
- Вознесся на небеса, где Он сидит одесную Бога, Своего Всемогущего Отца;
- Откуда придет судить живых и мертвых.
- Верую в Святого Духа;
- В единую, святую, христианскую Церковь и в общение святых.
- В прощение грехов;
- В воскресение тела;
- Ив жизнь вечную.Аминь.

 

 

Общий обзор Апостольского символа веры


Апостольский символ веры состоит из 12 членов, которые можно разделить на три основные группы.

I. О Боге Отце - первый член.

II. О Божием Сыне - следующие шесть членов.

III. О Духе Святом, Его деяниях в Церкви и о четырех основных благословениях спасенных - пять последних членов.

Первые слова этого вероисповедания по латыни гласят: "Кредо ин Деум", что значит: "Я верую в Бога, я уповаю на Него, возлагаю всю надежду на Бога".

Вера - это не просто знание о Боге, а познание Бога, принятие Его и повиновение Ему. Эта вера изменяет человека, его жизнь и вводит в общение с Богом на веки веков.

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет", - завещал наш Спаситель и Господь Иисус Христос - Мр. 16, 16. Вера должна основываться только на Слове Божием и возрастать от него; ибо "вера от слышания, а слышание от Слова Божия". Все заблуждения происходят от незнания Слова Божия - Мф. 22, 29.

В Апостольском символе веры три раза повторяется слово "верую", подчеркивая тем самым личный характер веры. Невозможно спастись верою крестных или плотских родителей или верою предстоятелей. "Слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную", - сказал наш Господь - Ин. 5, 24.

Апостол Павел восклицает: "Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой..." - 2. Тим. 1, 12.

Все Священное Писание убеждает нас, что только личною верою в Бога, верою от всего сердца, убеждением и упованием на Него спасается человек. Это мы видим на примере покаявшейся грешницы, которой Христос сказал: "Вера твоя спасла тебя; иди с миром" - Лк. 7, 50. Эти же слова Христос сказал также и многим другим - Лк. 8Г 48; 17, 19; 18, 42.

Живая вера в Бога - это дар свыше. Истинная вера включает в себя познание, принятие и повиновение Триединому Богу.

Апостольский символ веры выражает исповедание веры в Триединого Бога.

Первым откровением Бога о Себе Самом в Священном Писании является указание на множественность лиц Божества.

Еврейское слово "Элоим" - что значит Бог - является формой множественного числа. Именно эта форма встречается в первой главе книги Бытие и наиболее часто употребляется во всем Ветхом Завете. Слова "Эл" и "Элог" как форма единственного числа для выражения слова "Бог" встречаются в Библии гораздо реже. Местоимения для обозначения Бога иногда имеют форму единственного, а иногда - множественного числа. Это указывает, что Бог един, но троичен (множествен). В 1 главе книги Бытие (1 - 3 и 26 стихи) мы видим Бога Отца, Слово и Духа Святого. Вот еще некоторые свидетельства Ветхого Завета о троичности Бога: "Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" - Ис. 48, 16; "Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку... Положу Дух Мой на Него и возвестит народам суд" - Ис. 42, 1 - 2. "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим" - Ис. 6, И, - так свидетельствовал о Себе Иисус Христос в Назаретской синагоге - Лк. 4, 17 - 21.

Имеется множество других свидетельств Ветхого Завета о триединстве Бога.

Наряду с этим Священное Писание особенно подчеркивает, что Бог один и един.

"Слушай, Израиль: Господь... един есть" - Вт. 6, 4; Ис. 44, 6 - 8; 45, 5; Ин. 17, И; 2 Иак. 2, 19; 1 Тим. 2, 5; Иуд. 25; 1 Кор. 8, 4; 1.

В Новом Завете триединство Бога выражено еще более ясно.

Еще до рождения Иисуса Христа ангел возвестил Деве Марии, что Рожденный от нее наречется Сыном Всевышнего: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" - Л к. 1, 32 - 35. Все книги Нового Завета свидетельствуют о триедином Боге. Особенно ярко это выражено в описании крещения Иисуса Христа - Мф. 3, 16 - 17. Триединство Бога показывают свидетельства Иисуса Христа о Боге Отце, о Себе и о Духе Святом. Спаситель говорил: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" - Ин. 14, 16. Перед Своим вознесением Господь дал Своим последователям повеление учить людей истине, "крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" - Мф. 28, 19.

В посланиях хорошо выражено учение о Божественной Троице, например: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино" - 1 Ин. 5, 7. И еще: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами" - 2 Кор. 13, 13.

Учение о триединстве Бога - основная тема в откровении Священного Писания. Однако это учение превышает наше ограниченное разумение. Нет слов, чтобы в полноте выразить триединство Бога.

Но нужно подчеркнуть, что каждое лицо Божественной Троицы есть Бог в полноте. Бог един в трех лицах. Причем каждое не является отдельной индивидуальностью. Три проявления божественной сущности происходят в пределах одного Божественного Существа. Бог един по Своей сути - 1 Ин., 4, 8; Ин. 17, 21.

Три лица (ипостаси) Святой Троицы - Один Бог. Триединый Бог - совершенное единство в любви - 1 Ин. 4, 8.

Первый член Апостольского символа веры гласит: "Верую в Бога Отца, всемогущего Творца неба и земли".

Библия открывает нам Бога как наивысшую Личность со всею полнотою совершенства. Как Личность Бог имеет совершеннейшие разум, волю и чувства. Он открылся людям как живой и всемогущий, премудрый Творец (Элогим), вечно, неизменно Сущий и дарующий жизнь (Иегова), всевышний Господь (Адонай), Владыка невидимого небесного мира и всего творения (Саваоф).

Новый Завет говорит нам о сущности Бога такими словами: "Бог есть дух" - Ин. 4, 24; "Бог есть свет" - 1 Ин. 1, 5; "Бог есть любовь" - 1 Ин. 4, 16; "Бог наш есть огонь поядающий" - Евр. 12, 29.

Божий совершенства дивны и преславны. Вот некоторые свидетельства Священного Писания о совершенствах Бога.

"Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех..." - Исх. 34, 6 - 7.

"Он твердыня, совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен" - Вт. 32, 4.

"Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей... живу Я во век!" - Вт. 32, 39 - 40.

"Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога" - Ис. 44, 6.

"Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это... Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я..." - Ис. 45, 6 - 7, 12.

"Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!" - 1 Тим. 6, 15 - 16.

"Царю же веков, нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков" - 1 Тим. 1, 17.

Какая бесконечная совокупность великих совершенств сочетается в Боге! Каждое Божие совершенство восхищает и приводит к поклонению Богу.

Бог Отец является Отцом Иисуса Христа, единородного Сына Божия, нашего Господа: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" и еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном" - Евр. 1, 5. Но это не значит, что было время, когда Сына Божия не было. "В начале было Слово..." - Ин. 1, 1. "И Он есть прежде всего. И все Им стоит" - Кол. 1, 17. Иисус Христос часто называл Бога Своим Отцом (в Евангелии от Иоанна более 100 раз) "Я исшел от Отца... и иду к Отцу" - Ин. 16, 28.

Евангелист Иоанн свидетельствует: "Мы видели славу Его как Единородного от Отца... Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" - Ин. 1, 14 - 18.

Бог Отец является Отцом всего человечества. "Не один ли у всех нас Отец?, не один ли Бог сотворил нас?" "Мы Его и род" - Мал. 2, 10; Деян. 17, 28. Бог есть Отец всех людей, Творец и Податель всех благ, Помощник и Судия - Мф. 5, 45; От 20, И - 14. Но человек, подобно блудному сыну, отверг и оставил своего Творца, своего Небесного Отца.

Бог Отец является Отцом верующих во Христа, составляющих Церковь, через возрождение, усыновление. Об этом говорится в Евангелии: "Верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые... от Бога родились" - Ин. 1, 12 - 13. "Возлюбленные! Мы теперь дети Божий..." - 1 Ин. 3, 2.

Всемогущий Бог совершен в Своей силе. Это совершенство представляет нам Бога как независимую всевышнюю Личность, сотворившую и направляющую все по Своей воле. "Я Бог Всемогущий...", "...есть ли что невозможное для Меня" - Быт. 17, 1; Иер. 32, 27. О Его совершенном всемогуществе вещает все творение.

Все сотворено Богом и повинуется Ему: природа - "запретит Он морю - и оно высыхает и все реки иссякают" - Наум. 1, 4; человечество - "Един Законодатель и Судия могущий спасти и погубить" - Иак. 4, 12; Ангелы - "Не все ли они суть служебные духи, посланные на служение...?" - Евр. 1, 14.

Все совершенные атрибуты Бога тесно связаны между собой и вытекают из Его сущности. Этими свойствами Бога, связанными с Его всемогуществом, являются: независимость, вечность, неизменность, вездесущность, всеведение, премудрость, праведность, справедливость, святость, животворность, милосердие, любовь и другие. Бог - единственная и непостижимая в Своих совершенствах Личность. "По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "Что Ты сделал?" - Дан. 4, 32.

"Творец неба и земли" - этих заключительных слов первого члена Апостольского символа не было в наиболее ранних символах веры, но они были добавлены потом для утверждения истины, что Отцом нашего Господа Иисуса Христа и Творцом мироздания является Один и Тот же Бог.

Библия многократно утверждает Божий акт творения: "В начале сотворил Бог небо и землю" - Быт. 1, 1; "В начале Ты основал землю, и небеса - дело рук Твоих" - Пс. 101, 26; "Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" - От. 4, 11.

Три лица Единой Святой Троицы участвовали в творении. Все планы Божества исходят от Бога Отца, осуществляются через Сына Божия (Слово) и оживотворяются Духом Святым. Бог - Создатель Вселенной - выражает Свои мысли в Слове и в Духе Святом оживотворяет творение. "У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" - 1 Кор. 8, 6.

Второй член Апостольского символа веры сформулирован так: "Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего".

Иисус - это имя нашего Господа на греческом языке. На еврейском языке это имя звучит Иешуа, что значит Господь Спаситель. "Наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их" - Мф. 1, 21. Это имя было дано нашему Господу на 8-й день после Его рождения - Л к. 2, 21.

Христос - греческое слово - указывает на миссию нашего Господа, а на еврейском языке эквивалентным является "Мессия", что означает "Помазанный".

"Мы нашли Мессию, что значит "Христос" - Ин. 1, 41. "Ты - Христос", - исповедует апостол Петр - Мф. 16. 16. Таким образом, имя Иисус Христос означает Господь Спаситель, Помазанник Божий.

Среди иудеев совершалось помазание на три великих служения: пророка - например, Елисей - 3 Цар. 19, 16; священника - например, Аарон - Лев, 8, 12; царя - например, Давид - 1 Цар. 16, 13.

Все эти три служения объединены в личности Иисуса Христа (Мессии), о чем свидетельствует Священное Писание: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему" - Вт. 18, 15; Деян. 3, 22; 7, 37; "Сей есть Иисус, Пророк из Назарета" - Мф. 21, 11; "Во внутреннейшее за завесу вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" - Евр. 6, 20. "И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца" - Л к. 1, 33.

Единородный Сын Божий. Единственный (греч. - моногени; лат. - уникус). Это слово показывает, что Христос является Сыном Божиим в особом смысле.

Ангелы называются сынами Божиими через их сотворение - Иов. 38, 7.

Мы также названы "сынами Божиими" через сотворение и усыновление по вере - Гал. 3, 26.

Иисус Христос является Сыном Божиим от начала начал. "Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: "Я буду Ему Отцом, и Он будет мне Сыном" - Евр. 1, 5. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" - Ин. 3, 16.

Никто другой не назван Единородным Сыном Божиим. Иисус Христос всегда был, есть и будет Богом. Отец Небесный называет Сына Своего Богом: "А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века" - Евр. 1, 8. В Ветхом Завете имя "Адонай" - "Господь", по мнению большинства богословов, относится часто к Сыну Божию. О Его воплощении сказано пророчески, что придет "Бог крепкий, Отец вечности... Эммануил, что значит с нами Бог" - Ис. 9, 6; Лк. 1, 23.

В Иисуса Христа как Бога уверовали апостолы и возвещали об этом говоря: "Господь мой и Бог мой" - Ин. 20, 28; "...да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" - 1 Ин. 5, 20; "Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки" - Рим. 9, 5. "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти..." - 1 Тим. 3, 16. "Ожидая... явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" - Тит. 2, 13.

Многообразно и сильно утверждали апостолы божественное величие Иисуса Христа. Они были свидетелями Его жизни на земле, когда Он был уничижен, страдал и умер на кресте посреди разбойников. Но они величали и поклонялись Ему как Богу.

Иисус Христос имеет божественные совершенства (атрибуты), свидетельствующие, что он Бог. Он вечен, всемогущ, неизменен, всеведущ, вездесущ, сотворивший все и держащий все силою Своей, животворящий, милосердный, прощающий. Он есть свет, истина, воскресение. Он Господь и Спаситель всех людей.

Господь. Это имя Иисуса Христа было провозглашено ангелом на полях Вифлеема: "Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" - Л к. 2, 11. В других местах Священного Писания сказано, что Он есть "Царь царей и Господь господствующих" - От. 19, 16; что "дана Ему... всякая власть на небе и на земле" - Мф. 28, 18.

Мы исповедуем в Иисусе Христе Господа, божественного Владыку,. Вседержителя, Которому принадлежит вся власть на небе и на земле. Исповедуя Иисуса Христа Господом, мы предоставляем Ему первое место во всем и повинуемся Ему как добровольные слуги и рабы Его, служащие Ему из благодарности.

Третий член Апостольского символа веры: "Который зачат от Святого Духа, Который рожден от Девы Марии".

Это выражение определяет божественную и человеческую сущность Иисуса Христа, родившегося в Вифлееме. Ангел Гавриил возвестил Деве Марии: "Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим" - Лк. 1, 35. Апостол Павел восклицает: "Великая благочестия тайна, Бог явился во плоти". Воплощение совершилось посредством принятия Предвечным Богом человеческой природы. При этом сущность Сына Божия не изменилась. Христос вечен и неизменен в Своей сущности, ибо Он "вчера, и сегодня, и во веки Тот же".

Один богослов писал: "Три фактора необходимо иметь в виду для. полного понимания личности Христа:

- истинную Божественность;

- совершенную человеческую природу;

- соединение Бога и человека в одном лице, но не смешивание этих природ.

Там, где отсутствует один из этих факторов, учение должно быть признано ошибочным".

Иисус родился от Духа Святого и Девы: Сын Божий стал Сыном Человеческим, стал Богочеловеком - Мф. 26, 63.

Человеческая природа открывается в именах Иисуса Христа, в Его телесной, душевной и духовной активности как и свидетельствует об этом Священное Писание.

"Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости" - Лк. 2, 40, 46. "Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков" - Лк. 2, 52. "Иисус, когда увидел ее плачущую... Сам восскорбел духом и возмутился... Иисус прослезился" - Ин. 11:33, 35. "Видя толпы народа, Он сжалился" - Мф. 9, 36. "Говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" - Мф. 26, 38; "Он взошел на гору помолиться" - Мф. 14, 23.

Приведенные места Писания свидетельствуют, что Иисус Христос был Сыном Человеческим не только потому, что Он имел человеческое тело, но и потому, что Он испытывал чувства, свойственные людям. Он сострадал больным и униженным, скорбел душой, возмущался и плакал. Вся Его жизнь на земле свидетельствовала, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Его страдания и смерть также подтверждают это.

Четвертый член Апостольского символа веры: "Который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен".

Иисус Христос был предан, ложно обвинен, уничижен, осмеян, избит, преступно осужден на крестную смерть. Он страдал телом и душою.

Телесные страдания были тяжки и унизительны; "Плевали Ему в лицо и заушали Его, другие же ударяли Его по ланитам и говорили: "прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? - Мф. 26, 67 - 68. "И сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним... и плевали на Него, и, взявши трость, били Его по голове" - Мф. 27, 29 - 30.

Страдания души были непостижимо глубоки: "Душа Моя теперь возмутилась..." - Ин. 12, 27. "Душа Моя скорбит смертельно..." - Мф. 26, 38. "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" - Мф. 27, 46.

Доктор богословия Шедд писал: "Страдания Богочеловека были поистине бесконечны. Богочеловек страдал в Своей человеческой природе, как Человек. Но по причине соединения Божества с человеческой природой Его мучения были особенно велики".

Имя Понтия Пилата, римского правителя (прокуратора) Иудеи, упомянуто в символе веры, чтобы указать точное время, когда Иисус Христос принял смерть, ибо Его смерть является историческим событием; а также, чтобы напомнить нам о невинности Христа, установленной Пилатом, который засвидетельствовал пред всеми, говоря: "Я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем..." - Лк. 23, 14; - и чтобы отразить вид смерти Иисуса Христа через распятие.

В синедрионе Иисусу Христу было предъявлено обвинение в богохульстве. Наказанием за это по иудейскому закону было побиение камнями, но в то время иудеи не имели власти осуждать кого-либо на смерть. Поэтому они обвиняли Иисуса Христа перед Пилатом с мятежной настойчивостью: "Они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников" - Л к. 23, 21 - 23.

"Пилат... умыл руки свои перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего... Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие" - Мф. 27, 24 - 26.

Распятие - самая позорная, самая мучительная и самая ужасная казнь, которой подвергались только восставшие рабы и разбойники-убийцы.

Но крест Христа стал Его славой и символом христианства.

Исполнились слова Спасителя: "Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому" - Ин. 3, 14. Он принял на Себя проклятие за неисполнение нами закона - Вт. 27, 26, как и написано: "проклят всяк, висящий на древе" - Гал. 3, 13.

Крест - это жертвенник спасения и искупления.

"Христос грехи наши Сам вознес на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." - 1 Пет. 2, 24. Крест - это место нашего сораспятия и спасения. Мы должны проникнуться этой мыслью вместе с апостолом Павлом, который свидетельствовал: "Я сораспялся Христу... - Гал. 2, 19; "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" - Гал. 6, 14.

Удовлетворение правосудия Божия через добровольную смерть Сына Его на кресте - основа нашего спасения. И апостол Павел, сознавая это, писал: "Христос послал меня... благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия" - 1 Кор. 1, 17 - 18.

Смерть Иисуса Христа была реальным событием. - Ин. 19, 20. Смерть Спасителя была предметом исследования пророков - 1 Пет, 1, 10 - 11; темой беседы Господа с Моисеем и Илией на горе Преображения - Л к. 9, 30 - 31. Ей посвящены славословия спасенных на небесах - От. 5; 9, 12.

Смерть Христа - центр благовестия. Апостол Павел многократно утверждал это: "Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа и притом распятого" - 1 Кор. 2, 2. "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете" - 1 Кор. 11, 26. "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был..." - 1 Кор. 15, 1 - 4.

Страдания, кровь и смерть Иисуса Христа - вот цена нашего искупления. В страданиях, смерти и погребении Господа исполнились древние пророчества:

- о страданиях: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши" - Ис. 53, 5; "воззрят на Него, Которого пронзили" - Зах. 12, 10; "...пронзили руки Мои и ноги Мои" - Пс. 21, 17; "и дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом" - Пс. 68, 22; "смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий" - Пс. 21, 18 - 19; "кость Его да не сокрушится" - Исх. 12, 46; Ин. 19, 37.

- О смерти: "Предал душу Свою на смерть" - Ис. 53, 12; "Он отторгнут от земли - живых; за преступления народа Моего претерпел казнь" - Ис. 53, 8; "По истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос" - Дан. 9, 26.

- О погребении: "Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого" - Ис. 53, 9.

Прообразами распятия Христа в Ветхом Завете служили пасхальный агнец, медный змей и многочисленные жертвы.

Пятый член Апостольского символа веры: "Который сошел в ад, воскрес в третий день из мертвых"

Тело Иисуса Христа лежало в гробу, а духом Он нисходил в ад - место, противостоящее небу, место пребывания диавола - Мф. 25, 41; От. 20, 10 и умерших нечестивых людей - Пс. 9, 18.

В Священном Писании освещено будущее умерших. Но на страницах Библии оставлено также учение о воскресении мертвых - Иов. 19, 25 - 26; Ис. 25, 8; 26, 19; Ос. 13, 14; Пс. 48, 16; 15, 10; 67, 21. "Спасутся из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книгу. И многие из спящих во прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" - Дан. 12, 1 - 2.

Новый Завет раскрывает нам картину вечности, насколько мы можем ее вместить. Будущее искупленных - блаженно, погибших - ужасно.

Посещение преисподней Иисусом Христом подтверждается Священным Писанием. Прежде всего Сам Господь сказал об этом: "Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли" - Мф. 12, 40. Псалмопевец, предвосхищая воскресение, говорил: "Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление" - Пс. 15, 10 и Деян. 2, 27.

Посещение места мучений Спасителем подтверждается и в послании апостола Петра: "Потому что и Христос ... быв умерщвлен во плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал некогда непокорным" - 1 Пет. 3, 18 - 20. Иисус Христос был там, где находился в мучениях богач - Лк. 16, 23.

Какова же цель сошествия Иисуса Христа в царство мертвых, в ад?

Спаситель сошел духом в царство мертвых во свидетельство того, что Он вкусил смерть во всей полноте и для того, чтобы "смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" - Евр. 2, 14.

Искупитель сошел в ад, чтобы провозгласить радостную весть искупления царству мертвых, как и сказано: "Восшед на высоту пленил плен и дал дары человекам". А "восшел", что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес" - Еф. 4, 8 - 10.

На Пасху весь христианский мир поет: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и сущим во гробах Он жизнь даровал".

В третий день Христос воскрес из мертвых. Тело Его было в гробу часть пятницы, субботу и часть воскресенья (первый день недели). Иудеи имели обычай считать часть дня за целый день.

Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Об этом говорится в Новом Завете более ста раз. Это величайшая победа Иисуса Христа, Его слава и торжество. "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели", - возвещал апостол Петр в день Пятидесятницы - Деян. 2; 24, 29 - 32.

Апостол Павел "благовествовал... Иисуса и воскресение" - Деян. 17, 18; и его послания всесторонне утверждают это - 1 Кор. 15 гл.; 2. Тим. 2, 8; Фил. 3, 10; Рим. 1, 4; 4, 25; 7, 4; 1 Фес. 4, 14; 2 Кор. 4, 14.

Вера в воскресшего Иисуса Христа спасительна: "Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" - Рим. 10, 9.

На страницах Священного Писания запечатлены многие доказательства воскресения Иисуса Христа - неоднократные явления ученикам и последователям Христа - 1 Кор. 15, 4 - 8; свидетельства ангелов - Лк. 24, 4 - 6; и апостолов - Деян. 4, 33, а также и недругов Христа - Мф. 28, 11.

Воскресение Христа - залог нашего воскресения: "Но как Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: Первенец Христос, затем Христовы" - 1 Кор. 15, 20.

Шестой член Апостольского символа веры: "Он вознесся на небеса, где сидит одесную Бога, всемогущего Отца"

Церковь отмечает Вознесение Господа спустя сорок дней после Пасхи.

Наш Господь вознесся на небо на виду у Своих апостолов. Нужны были свидетели Его вознесения на небо, чтобы всем рассказать об этом событии - Деян. 1, 9 - 11. Господь предсказал не только Свою смерть и воскресение, но также вознесение и прославление - Ин. 6, 6; 17, 1. Вознесение Христа и возвеличивание Его имени явились логическим завершением дела, ради которого Он приходил на землю.

Но Он ушел, чтобы Дух Святой смог прийти для созидания Вселенской Церкви, как Он и сказал об этом: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя" - Ин. 14, 16; "Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" - Ин. 16, 7.

Находясь на небесах, Он является нашим Первосвященником и Ходатаем перед Отцом Небесным. Он предстает "ныне за нас пред лицо Божие" - Евр. 9, 24 "Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса, Праведника" - 1 Ин. 2, 1, Который "может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" - Евр. 7, 25.

Иисус Христос сидит одесную Бога Отца. Это выражение Священного Писания образно определяет Его единство с Отцом, Его величие и власть.

"Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную Бога (престола) величия на высоте" - Евр. 1, 3.

Седьмой член Апостольского символа веры: "Откуда Он придет судить живых и мертвых"

Такими словами выражено исповедание о втором пришествии Христа. Здесь в очень краткой форме утверждается, что Иисус Христос придет опять. "Приду опять и возьму вас к Себе" - Ин. 14, 3. "Христос... во второй раз явится" - Евр. 9, 28.

Он придет с небес. "Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде: потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу..." - 1 Фес. 4, 16 - 17; "Ибо время начаться суду с дома Божия.." - 1 Пет. 4, 17; "Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое" - 2 Кор. 5, 10; "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется" - 1 Кор. 3, 13 - 15.

Блаженны искупленные Христом, которых Он возьмет на Свой брачный пир.

Иисус Христос будет судить живых и мертвых. "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа... воскресив Его из мертвых" - Деян. 17, 30 - 31; "Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых, ... Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его" -

2 Тим. 4, 1. "Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения" - 1 Кор. 4, 5; "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" - Мф. 12, 36; "Судим был каждый по делам своим" - От. 20, 13.

Восьмой член Апостольского символа веры: "Верую в Святого Духа"

Дух Святой - третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой - Бог. Он един по сущности Своей с Богом Отцем и Сыном, но в проявлении отличается.

Дух Святой в Священном Писании имеет следующие наименования: "Дух Божий" - 1 Кор. 3, 16; 2 Кор. 3, 3; 2, 10; "Дух Господень" - Ис. 11, 2; "Дух Господа Бога" - Ис. 61, 1, "Дух Сына Его" - Гал. 4, 6; "Дух Христов" - Рим. 8, 9; "Дух Иисуса Христа" - Флп. 1, 19.

Божественная Сущность Духа Святого выражается Его совершенствами (атрибутами);

- вездесущностью: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там..." - Пс. 138, 7;

- всемогуществом: "Дух Божий создал меня" - Иов. 33, 4; "Пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лицо земли" - Пс. 103, 30;

- всеведением: "Дух Божий все проницает и глубины Божий... Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего" - 1 Кор. 2, 10 - И;

- творением вселенной: "Дух Божий носился над водою" - Быт. 1, 2; "Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его - все воинство их" - Пс. 32, 6;

Дух Святой животворит - Ин. 6, 63; любит - Рим. 15, 30; дарует блага - Неем. 9, 20.

В ветхозаветное время Дух Святой сходил на избранных для совершения особого служения - Исх. 31, 3 - 5; Числ. 11, 20; Суд. 3, 9 - 10; Иез. 2, 2; 1 Цар. 10, 10; 2 Цар. 23, 2; 2 Пар. 15, 1.

Дух Святой вдохновлял людей на написание Слова Божия: "Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" - 2 Пет. 1, 21.

Дух Святой неразрывно действовал в воплощении, явлении и миссии Сына Божия, как и засвидетельствовал об этом Спаситель: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать..." - Лк. 4, 18 "Я Духом Божиим изгоняю бесов" - Мф. 12, 28. Об этом же писали апостолы: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых

Иисуса, живет в вас, то воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим" - Рим. 8, 11. "Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам" - Деян. 1,2.

Учение Иисуса Христа о Духе Святом величественно. Он говорит:

- о Своем помазании Духом Святым - Лк. 4, 18; Ис. 61, 1;

- о необходимости возрождения человека от Святого Духа - Ин. 3, 3 - 6;

- о тайне преизбыточной жизни - Ин. 4, 13 - 14; 7, 37 - 39;

- о сошествии Духа Святого - Ин. 14, 15 и 16 главы.

Церковь Божия неразрывно соединена с Духом Святым со дня Его сошествия. Рождение и созидание церквей - это труд Святого Духа.

Книга Деяния Апостолов - это повествование о действиях Святого Духа в Церкви. Дух Святой действует в собраниях - 4, 31; в служителях - 4, 8; 5, 32; 7, 55; обращая людей к Богу - Ин. 8, 28; 20, 28.

Обращение к церквам в Откровении заканчивается напоминанием: "Да слышит, что Дух говорит церквам" - От. 2: 7, 29.

Дух Святой действует среди людей, обличая - Ин. 16, 8 - 9, свидетельствуя о Христе - Ин. 15, 26; возрождая - Тит. 3, 5.

Дух Святой живет и действует в верующем человеке, соединяя его со Христом и Церковью - 1 Кор. 12, 13.

Он свидетельствует об усыновлении во Христе - Рим. 8, 16; Ин. 15. 26; открывает истины и глубины Божий - Ин. 16, 13; 1 Кор. 2, 10; дарует силу свидетельства - Деян. 1, 8; 1 Фес. 1, 5; наделяет дарами - 1 Кор. 12, 1 - 10, делает плодоносным - Еф. 5, 9; Гал. 5, 22 - 23.

Дух Святой пребывает одновременно на небе - Рим. 8, 26; и в сердцах искупленных - Гал. 4, 6; 1 Кор. 3, 16; Рим. 8, 9.

Вот некоторые из многих даров Святого Духа: "Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" - Ис. 11, 23.

Девятый член Апостольского символа веры: "Верую в единую, святую, христианскую Церковь и в общение святых"

Это исповедание естественно вытекает из предыдущего, ибо Дух Святой созидает Церковь и действует в ней.

Церковь - это единение спасенных, искупленных, возрожденных.

"Христос как Сын в доме Его; дом же Его мы" - Евр. 3, 6. "Как должно поступать в доме Божием, Который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" - 1 Тим. 3, 15. Христос "есть глава тела Церкви" - Кол. 1, 18.

Невидимая вселенская Церковь объединяет христиан, которые на небе, у Господа, а также тех, которые живут на земле.

Христиане на земле объединяются в поместные церкви - Деян. 15,41; Рим. 16, 4; 2 Кр. 8, 1.

Прообразно Церковь - это тело Христово - 1 Кор. 12, 12 - 26; святой храм, дом Божий - Еф. 2, 20 - 22; паства Христова - Ин. 10, 7 - 30; невеста Христова - Мф. 25, 10; От. 19, 7 - 9.

Церковь имеет духовное единство. Это единство осуществляется посредством крещения Святым Духом в единое тело Христово, вхождения в Царство любви - 1 Кор. 12, 13 Ин. 13, 35; 17, 21. "Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас" - Еф. 4, 4 - 6.

Церковь свята, но не потому, что каждый ее член уже свят, а потому, что ее Основатель Иисус Христос - свят и праведен. Он освящает Собой Церковь.

Общение святых - это одно из великих благословений, содержащихся в символе веры, наряду с прощением грехов, воскресением из мертвых и вечной жизнью.

Святые - это люди, отделившиеся от греха и отдавшие свои сердца Христу.

Общение святых происходит, углубляется и расширяется на собраниях во имя Иисуса Христа, в совместных молитвах, в исследовании Слова Божия, а также в достойном участии в хлебопреломлении - Деян. 2, 42 - 47; Мф. 18, 20; 1 Кор. 10, 16 - 17.

Десятый член Апостольского символа веры: "Верую в прощение грехов"

Прощение грехов - второе, отмеченное в символе веры, благословение.

Грех - это восстание против Бога - Ис. 14, 12 - 15; 63, 10; Иез. 28, 14 - 17; Лк. 19, 14; преступление границы между добром и злом - Ис. 34, 7; Мф. 15, 3; Рим. 5, 15 - 20; беззаконие - нарушение заповедей, воли Божией - 1 Цар. 24, 14 Пс. 105, 6; 1 Ин. 3, 4; 2 Пет. 2, 13 - 16; Мф. 7, 23; противление Богу. "Всякий делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие... Всякая неправда есть грех" - 1 Ин. 3, 4; 5, 17.

Библия утверждает, что люди находятся "все под грехом" и что никто не "родится чистым от нечистого" - Иов. 14, 4. "Нет человека, который не грешил бы" - 1 Цар. 8, 46.

Богом определено наказание за грех. "Душа согрешающая, она умрет" - Иез. 18; 4, 20.

Но Бог дарует прощение грехов через веру в Иисуса Христа "Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем" - Рим. 6, 23.

Прощение грехов во Христе по сути есть избавление от грехов. "Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" - 1 Пет. 2, 24; Христос "явился для уничтожения греха жертвою Своею"; - Евр. 9, 26. Вместе с прощением человек получает оправдание и вечную жизнь.

Только Христос имеет власть прощать грехи. "Видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои" - Мф. 9, 2; "Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" - Деян. 10, 43;

Для прощения грехов необходимо покаяние и живая вера: - "Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" - Деян. 3, 19.

Одиннадцатый член Апостольского символа веры: "Верую в воскресение тела"

В участии в первом воскресении, воскресении святых заключается третье особое благословение спасенных, почивших до второго пришествия Христа. Слово Божие говорит о двух воскресениях. Между первым и вторым воскресением будет время судов и тысячелетнего царства Христа - От. 20, 5 - 15.

О первом воскресении говорится: "Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом" - От. 20, 6. Порядок воскресения указывается в 1 Кор. 15, 22 - 24: "Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу".

Второму воскресению Священное Писание уделяет меньше внимания. Это воскресение грешников для суда пред великим белым Престолом - От. 20, 11 - 15.

Тело воскресшего чада Божия будет подобно телу Воскресшего Христа. "Уничиженное тело наше преобразится так, что оно будет сообразно славному телу Его" - Флп. 3, 21. "Еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему" - 1. Ин. 3, 2.

Это будет тело духовное. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело духовное" - 1 Кор. 15, 35 - 44.

Двенадцатый член Апостольского символа веры "Верую в жизнь вечную"

Упование на жизнь вечную - четвертое великое благословение спасенных, записанное в символе веры. Принявшие участие в воскресении первом и в восхищении Церкви имеют жизнь вечную, остальные - вечную смерть. На основании Священного Писания все люди будут существовать вечно. Грешники не прекратят своего существования, но будут разлучены на веки вечные с Богом, получив удел вечных мучений - это и есть вечная смерть - От. 20, 14; Рим. 6, 23; Иол. 1, 15; Мр. 9, 43 - 48.

Вечная жизнь с Богом, хотя в основном относится к будущему блаженству на небесах, но благословенно уже начинается здесь, на земле. Вечная жизнь даруется через веру в Иисуса Христа. Вера же от слышания Слова Божия. "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" - Ин. 5, 24. Спасение, возрождение, прощение грехов, оправдание и получение вечной жизни невозможно разделить.

Нужно заметить, что хотя вечная жизнь дается спасенному человеку навсегда, все же она может быть потеряна через грехопадение, отступление и самоубийство - Иез. 18,24; Мф. 18, 15 - 17; 2 Пет. 2,20 - 22; 2 Кор. 11, 3.

Последняя книга Библии - Откровение Иоанна - рисует нам картины нового неба и новой земли, но не дает полного описания будущего. Нам не дано знать всего.

Священное Писание говорит: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" - 1 Кор. 2, 9; Ис. 64, 4.

Чтобы даровать нам эту блаженную вечность, Сын Божий приходил наземлю, пострадал и умер на кресте, совершив дело спасения - Флп. 3, 8 - 11; Мф. 28, 18 - 20.

В вечности верующих ожидают: Божие наследие - Кол. 3, 23 - 24; 1 Пет. 1, 3 - 6; награды - От. 22, 12; 1 Кор. 3, 14; 9, 25 - 27; венцы правды - 2 Тим. 4, 8; венцы славы 1 Пет. 5, 2 - 4; венцы жизни - От. 2, 10; разные степени блаженства по мере преуспевания в жизни веры, любви, служения и добрых дел - 1 Кор. 15, 41 - 42.

Итак, обозревая Апостольский символ веры, мы увидели его тесную связь со Священным Писанием, утверждающем веру в Бога Отца, в Иисуса Христа, Сына Божия и в Святого Духа.

В центре спасительной веры стал Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель от грехов наших.

Все части символа веры тесно связаны и переплетены между собой, в них ощущается внутреннее единство.

В Апостольском символе веры мы имеем величайшие темы для размышления и возвещения божественных истин.

 

В. А. Мицкевич

Из журнала "Братский Вестник" (№5 1985)