1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Неожиданное вторжение Божьей силы

Неожиданное вторжение Божьей силы
13.05.2013

Мих. 4, 1-5

Пс. 98, 1-5

Деян. 4, 5-12

Лк. 24, 36б-48

Большинство людей верят в устоявшийся порядок вещей, что все в мире остается таким как есть. Если человек умер, он мертв, и мы его больше никогда не увидим живым. Если человек жив, он делает все возможное, чтобы сохранить жизнь, потому что это все, что у него есть и будет. Если человек нищенствует и побирается, то, скорее всего, он и будет так жить до конца своих дней. Если кому-то сопутствует успех и процветание, ему понадобится приложить немало усилий, чтобы сохранить это положение. Такой порядок вещей словно передопределен, очерчен и установлен кем-то, и мы не можем выйти за черту, и что-то изменить, поэтому прилагаем максимум усилий, чтобы просто сохранить то, что уже есть. Такое мышление привело к тому, что успешные и везучие люди стали самодовольны, а другие отчаялись, так как надеялись на лучшее, но некая сила, которая заинтересована в том, чтобы все оставалось как есть, воспрепятствовала этому.

1

Вопреки такой вере, евреи и христиане древности пели о другом понимании жизни. Девяносто седьмой псалом – это древняя израильская песнь, где утверждается, что Яхве – Бог чудный, непостижимый, его власть распространяется на всю землю, он разрушает и обновляет, подвергает опасности и исцеляет. Бог Библии обладает непостижимой властью над жизнью в этом мире. Он ломает наши привычные представления о богатстве и бедности, жизни и смерти, ближних и врагах, защите и оправдании. Неожиданно для себя мы понимаем, что наши представления о сытости и голоде также ошибочны. Я говорю о непостижимой Божьей силе, которая вторгается в жизнь людей неожиданно, ломая устоявшийся порядок вещей. Бог действует в мире постоянно, он вершит свою волю такими путями, которые мы не в силах постичь.

В пасхальные дни церковь отражает это таинство Божьей силы и могущества. В то время как мирская власть противится новизне и делает все возможное для сохранения устоявшего порядка вещей, христиане призваны обратить внимание на непостижимую Божью силу, разрушающую наше самодовольство и показывающую выход отчаявшимся. Это Божья сила дарует надежду на воскресение из мертвых, утешает людей, которые отчаялись, живя среди боли, ненависти и страха. Эти пасхальные дни – переломный момент для нас. Несмотря на то, что нам бы хотелось, чтобы все оставалось как есть, происходит всплеск непостижимого Божьего вмешательства. Не удивительно, что этот древний псалом говорит о чудной силе Божьей, которой рукоплещут реки и о которой ликуют горы, потому что там, где действует Бог, начинается новая жизнь. Я со всей ответственностью хочу сказать: эта Божья сила действует в мире сегодня, и мы ослепли, если думаем, что этого не происходит. Но мы боимся, думая, что эта новизна потревожит нашу привычную жизнь. Как бы там ни было, мы не сможем игнорировать новую власть.

2

Сегодня мы будем читать из Книги Деяний об этой непостижимой и чудной Божьей силе. В действительности вся Книга Деяний повествует об этой силе, от которой не может укрыться этот мир. На протяжении всей книги показано противостояние церкви светским властям, потому что мирская власть противится появлению новой власти. Мы рассмотрим одну из историй этой книги.

  • В третьей главе мы читаем о Петре и Иоанне, которые выйдя из церкви, увидели хромого человека. Он просит их о помощи. Ему нужны деньги, но лидеры ранней церкви отвечают: «Серебра и золота нет у нас, а что имеем, то даем тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6). И он встал и пошел! И не просто пошел, он скакал от радости, прославляя Бога. Не имея денег, церковь была носителем Божьей силы для новой жизни. Повествователь не удовлетворяет наше любопытство деталями о том, как произошло это чудо. Он свидетельствует о новизне, которая налицо, новизне, которая возвращает человеку полноценную жизнь в мире, наполненном страданиями.
  • Толпы народа всегда стекаются туда, где происходит что-то необъяснимое и странное, отчасти из любопытства, отчасти желая оказать посильную помощь. На их лицах страх и изумление. Они напуганы, потому что до этого для них все было ясно и понятно, а эта новая сила нарушила привычный порядок вещей. Они изумлены, потому что увидели то, что считалось невозможным. Они видят, что хромой исцелен, он стал полноценным человеком, тогда как до сих пор они считали, что выйти за черту инвалидности невозможно. Им привычен устоявшийся порядок вещей, поэтому новую силу они воспринимают с враждебностью.

Петр был человеком, который за словом в карман не полезет, поэтому поспешил ответить недоумевающей толпе:

Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова… прославил Сына Своего Иисуса, Которого…Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами (Деян. 3, 12-16).

Петр не сомневался, что сила, освободившая Иисуса, сейчас явила себя в исцелении хромого. В итоге мы видим, что хромой не испытывает уважения к нашему устоявшемуся порядку вещей. Он вышел за границы инвалидности и стал здоровым. Таким образом, старый порядок вещей оказался под угрозой.

  • Продолжая читать историю далее, мы встречаем интересное наблюдение рассказчика. Он говорит, что начальники народа были весьма раздосадованы тем, что ученики Иисуса учат о его воскресении из мертвых (Деян. 4, 2). Обратите внимание, что начальники были «сильно раздосадованы», им совершенно не любопытно, что произошло, они не сбиты с толку, они раздражены, и причина их раздражения и досады – весть о воскресении. Эта весть ломает привычный порядок вещей, она говорит о потере контроля над ситуацией и свидетельствует, что новизна возможна, ее нельзя предвидеть или направить на служение нашим интересам. Эта весть твердо заверяет, что мир не будет упорядочен в соответствии с нашим замыслом или нашими интересами. Неудивительно, что они раздосадованы!

Весть о воскресении – это не просто сообщение о мертвом человеке, который вернулся к жизни. Это проявление силы, которую мы не можем контролировать, которая может вернуть жизнь там, где этого никто не ждет и где это уже кажется невозможным. Рассуждая о Пасхе в разных контекстах, мы можем видеть, что:

• Божья сила не дает нам впасть в отчаяние, потому что возможностей для ее проявления в нашей жизни намного больше, чем времени, когда мы думаем, что просто влачим жалкое существование. Эта сила проявляется в новизне. Вы можете отказаться от привычного порядка вещей и от всего того, что удерживает вас от новизны.

• Божья сила освобождает, она позволяет семьям забыть старые ссоры и обиды и дает возможность церквям забыть старые и безрассудные споры. Верующие могут вместе принять новизну, отбросив свои личные интересы.

• Божья сила примиряет народы, которые оставят ненависть, алчность и враждебность. Эта сила побудит к новым действиям, которые остановят жестокость и бессмысленные войны. Итак, мы слышим четверостишие, которое звучит подобно пасхальному гимну:

И перекуют мечи свои на орала,

и копья свои – на серпы:

не поднимет народ на народ меча,

и не будут более учиться воевать, потому что Пасха (Ис. 2, 4).

Пасха – это не личное духовное дело. Она затрагивает все сообщество с его экономической и политической жизнью. Начальники мира сего раздосадованы, поскольку им нравится враждебность и старые обиды, они мечтают о господстве, контроле и преследуют лишь собственные интересы. Те, кто отвергают истину о воскресении:

  • предпочитают оставаться такими же испорченными как были;
  • предпочитают помнить старые обиды и безрассудные споры;
  • предпочитают враждебность, ненависть и алчность, надеясь таким образом извлечь для себя выгоду.

Мы привыкли и даже любим старые безжизненные пути, поэтому, раздосадованные, мы отвергаем Пасху и силу воскресения. В своем самодовольстве мы предпочитаем сами все контролировать, в отчаянии, мы думаем, что все безнадежно и ничего не случится; так мы объединяемся с мертвыми, желая сохранить привычный порядок вещей. По этой причине церковь несла опасное свидетельство в мир, которое было встречено цинизмом и раздражительностью.

  • После исцеления хромого (Деян. 3, 6), изумления толпы (Деян. 3, 11) и раздосадованных начальников (Деян. 4, 2), христиане оказываются в заточении. Старые власти всегда хотят закрыть рот опасным мечтателям о новых возможностях. Жить Пасхой рискованно, можно угодить в тюрьму.

Церковь должна дать отчет о своей пасхальной вере. В Деян. 4, 7 обвинитель спрашивает: «Какою силою или каким именем вы сделали это?». Начиная со времен фараона в Ветхом Завете и заканчивая Иродом в Новом Завете, начальствующие видели опасность такой силы, которую они не могут себе подчинить. Петр не испугался, исполнившись духом, вдохновленный свободой и преисполненный мужества, он отвечал:

Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам… что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав (Деян. 4, 9-10).

Петр озвучил мнение меньшинства. На суде, который держится статус кво, разделять такую точку зрения очень рискованно и опасно. Проявление Божьей силы дарует прекрасную возможность для изменений в мире, но мир продолжает изумляться и противиться.

3

Пасха – это не просто древняя причудливая традиция. Пасха потрясает этот мир, что обязательно должно отразиться на социально-экономической и политической жизни общества. Пасха – это не просто духовное событие, но взрыв силы, которая затрагивает все области нашей жизни. На Пасху важно не просто осмыслить произошедшее давно событие, но позволить пасхальному проявлению Божьей силы расширить наши горизонты исцеляющей силы. Пасха – это взрыв новый возможностей, новое движение навстречу страждущим людям, новая власть в страшном враждебном мире, новые опасности, новая жизнь. Пасха – это ликование, пение и прославление силы, которая выше мирской власти, желающей все держать под контролем.

Мы все ощущаем, как старый порядок вещей, основанный на жадности, ненависти и страхе поглощает нас. Ненависть к нашим врагам иссушает нашу жизнь. Мы используем своего ближнего, поддерживая порочный круг насилия. Мы заканчиваем наши дни одинокими и усталыми, но контролирующими все, что нас окружает. Сегодня в нашу жизнь врывается мощная, невообразимая альтернатива!

Книга Деяний говорит о том, что старый порядок вещей не может оставаться прежним. Она свидетельствует, что сила для жизни освобождена. Бог делает весьма щедрое предложение. Он предлагает это тебе. Это рискованный выбор, ты окажешься на стороне новизны, где трудиться Бог. Старому порядку не остановить новизну. Подумайте о нас, подумайте о себе, подумайте о церкви, оставив самодовольство или отчаяние. Наш устоявшийся порядок вещей – безжизненный, он пуст и в нем нет никакой силы, потому что Бог не стоит на месте, он действует. Нет более испуганных сердец, но есть сердца живые, восстановленные тела, общины, семьи, мир. Все мы, подобно хромому человеку, можем вскочить, ликуя и прославляя Бога. А ведь это тот самый хромой, который сидел и не мог ходить. Мы можем пережить такой же опыт!

Уолтер Брюггеман

Источник: http://ty.colbooks.net

Теги: Пасха, Иисус Христос, Бог, церковь
Назад в статьи