Уолтер Брюггеман: Роль провидения в жизни
Быт. 45, 3-15; Пс. 36, 1-11; Лк. 6, 27-38
Мы восхищаемся своей способностью воспринимать информацию, понимать ее, вникать и анализировать. Нам кажется, что мы хорошо понимаем жизнь и всегда знаем, как поступить мудро. В отношениях с людьми мы легко определяем, что нам выгодно и принимаем соответствующее решение. Мы хорошо научились разбираться в людях, поэтому знаем с кем и как себя вести на работе. Если у нас проблемы, мы спешим пройти курс психологического консультирования, чтобы ясно видеть проблему и правильно ее решать. Все это приводит к самообольщению и самоуверенности. В конечном итоге мы начинаем думать, что уже все знаем о себе, о Боге и его воле. Мы становимся слишком самоуверенными, слишком резкими и несносными.
I
Помимо нашей способности все ясно понимать и контролировать есть и другая действительность, о которой я хочу вам сказать, понравится вам это или нет. В жизни есть много непонятного, непостижимого и неизведанного, что должно было бы предостеречь нас от излишней самоуверенности. Такое утверждение кажется нам странным и неудобным, потому что лишает нас твердого основания под ногами и контроля над ситуацией. Можно сказать больше: скрытая и непонятная сторона нашей жизни – это место, где действует Бог непостижимым для нас образом. Эта сторона нашей жизни требует серьезного отношения, так как Бог может сделать для нас гораздо больше, чем мы сами. Эту непостижимую для нас власть Бога мы называем провидением. Бог знает все наперед и поэтому направляет нашу жизнь. И речь здесь не о неотвратимости судьбы или астрологии и гороскопах. Мы должны понять, что Бог – это ощутимая сила в нашей жизни, а не просто тень или отражение наших собственных благих намерений. Он берет в свои руки нашу жизнь и направляет в соответствии со своим планом, который может оказаться далеким от наших лучших намерений. Верные Богу люди всегда помнят о провидении и охотно ему покоряются.
II
В Ветхом Завете есть прекрасный пример работы Божьего провидения – это история об Иосифе из Книги Бытия. Иосиф был любимцем своего отца, что вызвало ревность и неприязнь старших братьев, которые продали его в рабство, а после сказали отцу, что его любимый сын погиб. Иосиф оказался в Египте. После продолжительного пребывания в египетской тюрьме он неожиданно обретает великую власть и влияние в Египте. По пришествию многих лет, когда его семья, предавшая его, оказывается в нужде, он не отворачивается от них и спасает от голодной смерти. Они получили помощь от родного брата, так его и не узнав. Когда Иосиф наконец открылся своим братьям, они сразу не поверили своим глазам, но когда поняли, что это действительно он, сильно испугались. И не напрасно, потому что понимали, что у него достаточно причин ненавидеть их и отомстить. Иосиф мог отправить их ни с чем или даже убить.
Если бы жизнь Иосифа была лишь его частной историей, его месть братьям была бы абсолютно оправданной, они заслужили смерти.
Но он смотрит на жизнь шире и отказывается от личной мести. Казалось, это была прекрасная возможность оплатить по счетам обидчикам, но Иосиф – человек веры, он смотрит на жизнь иначе. Он готов принять скрытую, непостижимую цель Бога в его жизни, которая ему неподконтрольна. Он верит в высшую цель Бога, который действует через него. Он понимает, что должен сделать это, даже если это означает отказ от обиды и ненависти.
После того, как Иосиф открылся братьям, он сказал им следующее. Первое, он убеждает братьев, что не станет им мстить и их жизни в полной безопасности. Он отказался отвечать злом на зло, желая разорвать порочный круг ревности, ненависти и насилия. Он подтверждает это решение благожелательным отношениям к братьям. Иосиф разрывает этот порочный круг только потому, что доверяет Божьему провидению. Второе, он объясняет своим братьям, почему он решил поступить неожиданно щедро с ними. Он трижды заостряет на этом внимание братьев:
Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни (Быт. 45, 5).
Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле (Быт. 45, 7).
Не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45, 8).
Не вы меня послали сюда, не я сам, но Бог послал меня. Именно поэтому Иосиф заключает своих братьев в объятия, дает им еду, приглашает отца, выделяет землю и дает им возможность начать новую жизнь под его защитой. Его глубокое негодование сменяется великодушием, потому что он верит в Божье провидение, которое ему неподконтрольно.
Нет сомнений, что братья, осознавая свою вину, думали: «Нет, мы отправили тебя сюда, потому что ненавидели и боялись тебя». На что Иосиф ответил бы: «Я тоже так думал. Но когда я понял высшую цель Бога, мои обиды ушли на второй план. Глядя в будущее, я понял, что моя жизнь – это не просто совокупность мелких страхов и переживаний. Моя жизнь гораздо больше, чем я мог себе представить, и я принял это как дар от Бога. Мое решение обусловлено желанием поступать в соответствии с непостижимой Божьей целью для моей жизни».
III
Рассказ об Иосифе, похоже, становится отправным пунктом в учении Иисуса из шестой главы Евангелия от Луки. В своем маленьком мирке, где проходит большая часть нашей жизни, мы знаем, кому доверять и кого бояться, кого любить, а кого ненавидеть. Мы четко обозначили для себя хороших и плохих парней, мы знаем чего ожидать от одних и чего от других.
Иисус разрушает такое представление четырьмя сокрушительными повелениями:
Любите своих врагов.
Благотворите ненавидящим вас.
Благословляйте проклинающих вас.
Молитесь за обижающих вас.
Поступайте так, как Иосиф. Учение Иисуса – это не нагоняй и не наивное повеление прикидываться, что мы питаем самые нежные чувства ко всем людям. Это глубокое евангельское утверждение, что жизнь гораздо сложнее установленных нами упрощенных моральных категорий, где есть только черное и белое, а моральный выбор сводится лишь к «да» и «нет». Поэтому, говорит Иисус, если вы ограничиваетесь в жизни лишь любовью к друзьям и ненавистью к врагам, если вы щедры только к тем, кого вы любите и кому доверяете, то, что особенного вы делаете? Так поступает каждый. Любой грешник, атеист, вор, убийца, всякий, кто может запомнить и воздать, может это сделать. Но своим ученикам Иисус говорит, что они должны поступать иначе, они не принадлежат к этой жалкой кучке напуганных людей мира сего. Они знают больше, они могут жить не так, как остальные. Они знают о великих Божьих целях и призваны жить ради их исполнения. Все сводится к одному вопросу: Какое место занимает Бог в нашей жизни? Или же на самом деле мы атеисты с сердцами переполненными страхом и ненавистью, пытающиеся самостоятельно все держать под контролем? Возможно, нам даже нравится наш страх, гнев и ненависть, которые мы лелеем? Поразительно, что именно в контексте учения Иисуса о ненависти и любви к врагам, мы слышим слова о власти Бога:
- Откройте глаза и поразмышляйте о «Всевышнем»
- Откройте глаза и увидите, что Бог добр к неблагодарным и злым.
- Откройте глаза и будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.
Живите в мире так, как если бы все, что имеет значение в жизни – это великие Божьи цели.
Далее, Иисус продолжает наставлять своих учеников короткими повелениями:
- Не судите. Вы не должны навешивать ярлыки на людей.
- Прощайте, и прощены будете.
- Давайте, и дастся вам.
Не судить… простить… дать. Прощайте, отдавайте, делитесь, уступайте, будьте щедры – потому что великодушие Бога выше установленных нами классификаций людей. Наша вера делает нас открытыми для Божьего милосердия, которое нужно принять самим, а затем дарить другим. Подобно Иосифу мы могли бы подумать о себе и оправдывать свое право отомстить обидчикам, что сделало бы нас мелочными, жалкими и жестокими трусами. Я уверен, что это пришло бы в голову Иосифа, думай он больше об обиде. Но он рассуждал иначе, обида ушла на второй план, потому что он понимал, что Бог над всем и он исполнит свой план, хотели того братья или нет. Доверяя Богу, Иосиф не позволил мелочности своих братьев завладеть его сердцем и определять его поступки.
IV
Эти тексты прописаны в лекционарии на сегодня, и именно поэтому мы говорим о них. Но я хочу сказать также, почему я рад говорить сегодня именно об этом. Живя в этом обществе, мы часто наблюдаем жестокость, жадность, мелочность и подлость. Будучи христианами, которые знают о милосердном и великодушном Боге, мы должны противостоять всему этому злу, которое убивает и разрушает. Я назову три измерения той опасности, о которой вы все хорошо знаете:
- Религиозная этика. Наше желание и способность навешивать ярлыки на людей – ужасны. Мы оцениваем людей как картофель, отделяя плохой от хорошего, и выбрасываем из своей жизни каждого, кто пришелся нам не по душе. Мы поступаем так, словно мы все хорошо знаем и понимаем, слишком хорошо понимаем. Как будто мы действительно познали ум Христов. Такая мелочная этика неспособна оценить широту и непостижимость целей Бога, который более щедр и милосерден, чем мы себе представляем.
- Экономика. Мы стали близки к тому, чтобы делить людей на «имущих» и «неимущих». По большому счету мы утратили нашу способность к состраданию другому человеку. Социальное служение, которое всегда было частью нашей истории, стало уродливой «либеральной» идеей. Мы близки к мысли, что бедные люди – злые и не заслуживают Божьей любви, в то время как мы любимы Богом, так как нам сопутствует успех. И мы выстраиваем наши принципы экономической политики так, словно эти «враги» не представляют для нас никакого интереса. Но эти тексты ломают наши трусливые установки, они твердят, что милосердие Бога требует открыть глаза и отбросить наши удобные категории, в которых мы поместили людей.
- Семья. Сегодня мы наблюдаем эпидемию стрессов в семьях. Злопамятство, жестокое обращение приводят к тому, что дети не слушаются, ленивы и ведут себя ужасно. Наши семьи, как и семья Иосифа, переполнены соперничеством. Семья становится пороховой бочкой ненависти, страха и негодования, которые слишком часто приводят к злоупотреблению, отчуждению и насилию. Подобно Иосифу мы узнаем, что семья – это сфера, где великие цели Бога переопределяют действительность.
Когда мы живем нашими страхами и ненавистью, мы превращаемся в жалкие оборонительные пункты, испытывая недостаток в глубоком и радостном великодушии Бога. Если вы видите, что ежедневные заботы сделали вас мелочным, пытающимся все контролировать и обиженным, то эти тексты для вас. Жизнь с Богом помогает возносит нас над личными амбициями. Мы сможем сказать, что благие цели Бога важнее наших личных интересов и желаний, мы готовы делиться и прощать, наша жизнь стала такой, какой мы не могли себе даже представить.
История Иосифа показывает роль провидения в нашей жизни. Провидение пугает современного человека. Мы боимся потерять свободную волю, моральную ответственность и т. д. Но подумайте, разве это не сводит нашу жизнь к моральному исчислению, ведь мы становимся угрюмыми, эгоистичными и самоуверенными, и рано или поздно – смерть.
Слова, которые прозвучали из уст Иосифа, стали сердцем евангелия:
Вы не умрете. Бог послал меня спасти вашу жизнь.
Его представления о жизни существенно отличаются от наших. Иосиф верил в милосердного, великодушного, доброго и прощающего Бога, который приглашает нас в новую жизнь, где царит прощение.
[1] Эта проповедь была прочитана в Первой пресвитерианской церкви Далласа.