1882-2024
142 года общине в Москве
Статьи

Статьи

Званные и избранные

Званные и избранные
15.03.2013 Матф. 22:1-14

Притча о пире – одна из самых ярких иллюстраций Божьего Царства. В ней Иисус говорит о щедрости царя, неблагодарности приглашенных и милости к посторонним.

Сюжет прост: царь приглашает на свадебный пир своего сына, гости пренебрегают приглашением, и тогда их место занимают посторонние люди. В истории повторяется уже известная евангельская истина: близкими становятся не родные по крови, но исполняющие волю Отца Небесного.

Посторонние, принявшие приглашение, становятся желанными гостями. Те же, что проявляют неискренность и приходят на пир с неуместными или непонятными намерениями, изгоняются вон.

Мне хочется подчеркнуть три простые истины, которые Иисус Сам хочет передать о Своем Царстве.

Во-первых, царь настолько щедр, что готов звать ближних и самых дальних. Он не пренебрегает никем, но дорожит ближайшими друзьями и проявляет к ним внимание в первую очередь.

Во-вторых, самые близкие к царю люди бывают избалованы его милостью и пренебрегают возможностью общения и участия в его событии.

В-третьих, «свято место пусто не бывает», царь не отменяет пир, но ищет новых друзей, готовых разделить его радость.

Я вижу важный урок, который можно извлечь из притчи Иисуса. Он прямо относится к теме нашего будущего, личной судьбы и плана спасения.
Избрание зависит от нашего ответа на Божий зов. Вне всяких сомнений, мы позваны на пир Богом. Это радует, что к нам проявлено внимание, что мы не оставились без милости, без щедрого предложения. Но вот беда: позваны все, избраны не все. Кто же и как попадает в число избранных?

Наше понимания избрания строится на интуиции, что нас избирают, мы же пассивно ожидаем результатов чужого выбора в отношении нас. Я не думаю, что эту интуицию стоит считать верной. По меньшей мере, мораль притчи говорит о том, что избранные – это те, кто ответил на приглашение, т.е. быть избранным или не избранным – во власти самого человека, это зависит от ответа, доброй воли, личного решения.

Наше спасение, наше место на праздничном пире определяется нашим внутренним решением. Бог сделал все для нашего спасения, Его приглашение остается в силе. Его нельзя упрекнуть, что Он уготовил нам плохую судьбу, предназначил нас к погибели.

Нас спасает не благоволение фортуны или кем-то заведомо определенная судьба, а наше твердое «да» Богу. Нас губят не капризы судьбы, гнев Бога или происки темных сил, нас губит пренебрежение Богом или отвержение Божьего приглашения. Молчание, неопределенность, нерешительность губительны. Наше сознательное пренебрежение Божьим приглашением опаснее, чем рок, проклятие, или иные не зависящие от нас превратности судьбы.

Наше молчание нас погубит. Многие полагают, что основная проблема человека, оказавшегося на пире в непраздничной одежде, заключалась именно в одежде, в том, что она была грязная или отличалась неуместным стилем. Мое же понимание таково, что проблема человека в человеке, а не в одежде. Человек в ответ на вопрос господина пира молчал, т.е. он был чужим на этом празднике, он не определился, он был не на своем месте.

Мы часто похожи на этого молчащего человека. Мы на знаем, кто мы и что мы здесь делаем, «на этом празднике жизни». Прекрасный пир может быть для нас чужим. Мы не отдаем отчета во что мы верим, ради чего живем, кто для нас Бог и кто мы для Него.

Мне кажется, что многие из нас находят себя сейчас в непраздничной одежде. Это бывает, мы мало похожи на нарядных благородных гостей в царском доме. Скорее мы похожи на нищих, которых с улицы неожиданно позвали отобедать в барском доме. И если нас пустили в грязной и бедной одежде, то нас не будут бить или изгонять за нее. Но от нас ожидают благодарности, радости, искренности, честности. Молчание в ответ на благодеяния Бога, на Его милость и гостеприимство – преступно. Если господский пир человеку не в радость, если этот дом для него остается чужим, если господин не вызывает уважения и благодарности, то уделом становится тьма внешняя, завистливое и одинокое мучение в стороне от праздника, вдалеке от светлого и шумного дворца.

Радует, что сейчас мы еще не там, мы пока еще стоим у порога царского дома, двери открыты, нас ждут. Мы в числе приглашенных. Станем ли избранными, зависит только от нас.

Михаил Черенков

Источник: Блог Михаила Черенкова
Теги: Новый Завет, толкование
Назад в статьи