1882-2025
143 года общине в Москве
Статьи

Статьи

Древо жизни

Древо жизни
22.08.2012 О Древе Жизни я уже как-то писал, но в своем же ЖЖ не могу эту запись найти, т.к. не оставил метки. В то же самое нахожу, что это тема по-прежнему актуально и интересна. Мой интерес к загадочному Древу Жизни был оживлен после просмотра фильма "Аватар". Ну, помните это... дерево, которое вернуло к жизни инвалида-морпеха. И должно было вернуть к жизни врача, которую сыграла великолепная Сигурни Уивер. О древе жизни в контексте интересующей меня сюжетной линии сказано два раза. В начале Библии, т.е. в Бытие и в конце Второго Завета в Книге Откровение.

Древо Жизни полно загадок. И актуальность этой темы появилась у меня тогда, когда я стал более пристально изучать некоторых новозаветных авторов и их идеи касательно воскресения. Именно так, как их понимали евреи, чьи книги мы и читаем сегодня. Отцы церкви мне тоже помогли. Правда, полярная составляющая этого исследования была скорее негативная. По крайней мере, я понял, откуда у современных христиан такая "ненависть" к материи, телу и плоти per se. Откуда такая страсть к апокалиптизму и материальному нигилизму. Я понял, еще будучи студентом, что для большинства отцов, как и для гностиков, Бог по сути воспринимался неподвижным и бесстрастным (хотя в риторической манере отцы постоянно открещивались от влияния гностицизма и греческой философии). Бог бы для них в своей природе а-пассионарным. Apatheia. И что с сего? А то, что в нашем символе веры - я говорю о Халкидонском - стоят такие фразы, как во Христе божественная и человеческая природа находятся неслиянно, нераздельно. Почему? А потому что для отцов мысль, что человеческое может перемешаться с божественным во Христе - еретична, крамольна! Я не против такой формулировки. Пока я говорю о пафосе и философии их воззрений. Ни один, скажем, евангельский христиан не додумался бы сегодня до таких формулировок.

"Движение", как бы заключали отцы-греки, "Это признак несовершенства." Его природа проста. В ней нет сложностей. В Боге нет движения и изменения, поскольку если Бог меняется, то Он может меняться либо в лучшую, либо в худшую стороны. А Он - совершен. Зачем Ему меняться? Если Он изменился в лучшую, значит Он стал более совершенным? Если Он изменился в худшую, значит Он ПЕРЕСТАЛ быть совершенным? Это трудно понять, поскольку евангельские христиане с их верностью Библии всегда в проповедях и статьях настаивают на пассионарности Бога. Он любит, страдает, радуется - и все это видно не только в жизни богочеловека, но и в поведении, как мы видим у пророков, Яхве.



Отсюда вытекают различные теории связанные с богословским детерминизмом: верой, что Бог, не испытывая в себе новых знаний и переживаний в отношении свободного и изменяющегося мира, сам своей волей определяет так называемую "свободу" людей. Другими словами, свободы - нет. Однако Писание постоянно напоминает о ней. И библейское богословие учит тому, что рай или так называемый Эдемский Сад был на земле, а не на небе. Важно осознать, что мы не "свалились" с неба, как пел Александр Патлис в группе "Новый Иерусалим" (песня "Осколки с неба"), а были сотворены на земле. Бог скоро обновит эту землю и сделает ее вновь той совершенной землей, какой она была до грехопадения наших прародителей.

Но снова к Дереву. Адам и Ева за своими спинами услышали следующий разговор Творца: "Чтобы не случилось чего хуже, и они не стали жить вечно в своем грехе, поставим охранника для этого Древа. И около него встал херувим с пылающим мечом..." (Книга Бытие 3:22-24). Получается, после грехопадения существовала вполне вероятная опасность: Адам и Ева, впав в грех, могли попасть в ловушку вечности, непрестанно нося в себе проклятие греха и не умерев для обновления?!? Тем не менее, этого не произошло. И чтобы не утомлять Вас своими гипотезами, сразу скажу в сущности главные мысли по поводу жизни до грехопадения и после воскресения человека. 

Человек был создан в теле. В теле он и воскреснет. Бог создал мужчину и женщину для движения. Для жизни. А жизнь и есть движение. Есть ли движение в Боге? Это другой вопрос. Вопрос Божьей природы и Его существования обок с движущимся миром. Но в любом случае, человек был призван осуществлять и выражать свою жизнь как дар, как праздник, игру, танец, движение - как познание! И это спорт! Здоровое тело подразумевает спорт как движение и движение как спорт. А можно ли в нем обойтись без боли, ведь рост - это всегда БОЛЬ! Без боли - нет развития. И в каком-то смысле нет жизни.

Вопрос боли, казалось бы, может быть уверенно снят с повестки таким отрывком из Библии, как Откр. 21:4, где сказано, что в Божьем Царстве не будет плача и болезни: "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло". Однако там не сказано, что в Божьем Царстве, т.е. на обновленной и свободной от проклятья и страданий земле не будет боли как таковой. Боль, если кто-то знаком с книгами Филиппа Янси - является БЛАГОСЛОВЕНИЕМ, а не проклятием. По сути, без боли мы просто не могли бы функционировать как живые существа и адекватно реагировать на окружающую действительность. При помощи боли мы познаем мир: что железо горячо, лед холоден, нож - острый. Самый яркий пример людей, которые живут без боли как в каком-то проклятии -- прокаженные. Проказа действует с эффектом анестезии. Она нейтрализует деятельность нервных клеток, уничтожает их. Поэтому, прокаженные не чувствуют боли вообще. Они могут потерять конечности, глаза, уши только из-за того, что процесс гниения кожного покрова или конечностей не может более быть объектом зоркого внимания нервной системы. Словом, боль для прокаженного - это целое благословение, которого, к сожалению, они лишены.

Была ли боль в Эдемском Саду. Думаю, была. Но она не имела отношения к проклятию, болезни, немощи и слезам. Адам мог чувствовать горячее и очень горячее. Острое и очень острое. Это была боль "спортивная", познавательная, при помощи которой Адам постигал сотворенный Богом мир. Человек, чувствуя боль, т.е. испытывая пределы своих возможностей, мог постигать различные физические измерения (температуру, высоту, силу, слабость, остроту и пр.), т.е. учиться в этом мире, чтобы стать мудрым. А в процессе познания мира, т.е. через спорт, посредством путешествий, например, - посредством изучения мира при помощи проб и даже ошибок, человек мог ненароком повредить: упасть, порезаться, подвернуть ногу и даже пережить еще кое-что трагичное.

Вообще, любое изменение в жизни человека подразумевает боль. Пусть не физическую, но боль. Конечно, никто не отрывает ему пальцы и не вгоняет под ногти гвоздь. Но покидание зоны комфорта - привычный порядок вещей- вызывает у человека какую-то душевную хворь... Мы с детства приучены, что ошибки и боль - это плохо. Но прогресс без боли не есть прогресс. Спортсмен никогда не станет спортсменом-рекордсменом, если не смирится с тем фактом, что постоянные изнурительные тренировки - программная часть той дорожки, которая приводит бегуна к триумфу и почести. Учить иностранный язык больно и мучительно. В каком-то смысле: повторение - мать мучения ;) Но мучение и боль, если снять с них какую-либо метафизическую конотацию, сопряженную с понятием зла, просто необходимы.

Как человек, будучи обладателем тела, а мы пришли, надеюсь, к тому выводу, что человек был телесен, мог развиваться и познавать Божий мир на земле без боли? Ведь греки понимали совершенство как нечто статичное и завершенное. Евреи понимали совершенство с позиции динамичности и функции. Ведь Адам в каком-то смысле, если понимаем эллинскую идею совершенства, не был завершен и статичен. Ему не хватало Евы. Но функционально он был закончен и завершен.
Однако факт, что человек мог чувствовать боль и чему-то учиться никак не противоречит тому, что он пребывал в мире, который не имел никакого отношения ко злу. Мы ведь не знаем всех данных о регенерации и восстановления человека до грехопадения!

Если бы он сломал палец во время метания камней, упал бы со скалы и повредил сустав во время покорения вершины, порезал бы ногу - Бог всегда был рядом и дал бы ему возможность исцелиться. Но как? Через Древо Жизни!
Исайя использует даже более загадочную картину восстановления Божьего Царства, когда пишет, что "Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем" (Исайя 65:20). Странно, что этот отрывок почти НИКАК не комментируется Уолтоном и Мэтьюзом. Более того, с легкой руки такие комментаторы составители как реформаты (NIV Application Bible Study) и Макартур (Библия Макартура) говорят о том, что здесь идет разговор о 1000 летнем царстве(!?), хотя у Исайи слуху и духу о 1000 царстве не ведется. Так в чем же проблема. Она хотя бы в самом переводе!

Идея и более корректный перевод этого отрывка такова (хотя, признаться, я нахожу пока еще свою экзегезу на уровне рабочпей гипотезы, но все же...): "Более не будет там младенца, который проживет только несколько дней или старца, который не проживет свой век. Ибо юноша умрет как столетний. А грешник, не достигший этого столетия будет проклинаем". Можно сказать, что этот непростой отрывок передает идею некой идиллии. Риторика автора проста: там не будет смерти, чтобы младенец умер прям через несколько дней и не будет старца, который достиг бы всех своих дней. Другими словами, если принять гипербологических характер этих стихов, там не будет смерти. С другой стороны, почему там говорится о юноше, который мог бы умереть? Никто из комментаторов по существу НИЧЕГО не говорит о таком странном стихе. Все пеняют тот факт, что тут говорится о миллениуме. Но как мы показали выше ЭТО НЕВОЗМОЖНО!!!

Мы не знаем наверняка, имеется ли в виду то, что в Царстве Божьем кто-то сможет умереть. Но как мы сказали ранее, Древо Жизни благодаря своим сокам и плодам дает и вновь и вновь возвращает человеку бессмертие. Вы понимаете последнюю главу книги Откровение, где говорится о том, что Древо Жизни будет и в Божьем Царстве? Оно будет ИСЦЕЛЕНИЕМ для всех народов. Странно особенно для тех, кто предполагает, что воскресение будет "духовным", а не телесным... Даже после нашего воскресения Бог будет заниматься нашим исцелением! Он отрет всякую слезу с очей праведников. А если человек не только поцарапается или сломает ногу в раю, но и нанесет себе "большее поврежение"? В свете ЭТОГО отрывка - предположение смелое. Но удивительно, что представление о Древе Жизни существовало у многих древних народов! Некоторые ученые предполагают, что учение о Древе Жизни было и у вавилонян. Так, в одном из древнейших иранских преданий о рае рассказывается, между прочим, о двух чудесных деревьях, из которых одно отличалось способностью уничтожать боли и страдания человеческие, другое же обладало соком Haoma, который живым оставлял бессмертие, а мёртвым возвращал жизнь...

Поэтому, согласно библейскому повествованию Древо Жизни - это постоянный источник бессмертия. Другими словами, наше бессмертие относительно. Оно зависит от того, имеем ли мы доступ к нему. Не только к Богу. И это парадоксально и удивительно.

Виктор Шлёнкин


Источник: Блог Виктора Шлёнкина
Теги: Библия, толкование, Бог
Назад в статьи