1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Как проповедовали в ранней церкви?

Как проповедовали в ранней церкви?
19.06.2012 Христианским проповедникам свойственно представить себе такую историческую ситуацию, при которой апостол Павел, да и другие апостолы, проповедуют Евангелие стоя на уголках римских улиц или где-то в другом публичном месте, например, на древнем базаре. Однако находится все больше и больше ученых, которые считают, что подобная умственная реконструкция вряд ли была типичной для древних проповедников. Если взять Павла, то скорее апостол проповедовал Евангелие (слово "ὁμιλέω" т.е. "го-" или "хомилео" встречается, например, в Дн. 20:11 и, как видно, означает не пылкую, полную энтузиазма и пафоса проповедь или речь, а обыкновенную беседу. Вряд ли "ὁμιλέω" в этом контексте означает проповеднический "спич", т.к. время тогда в собрании на этаже было позднее - Павел, видимо, находился в многоэтажном доме, в т.н. инсуле.

Более правдоподобно то, что Павел использовал для своего обращения к массам в первое время (согласно Луке) синагогу (в Дамаске 9:20; предположительно также в Иерусалиме 9:29; Саламине 13:5; Писидии Антиохийской 13:14, 44; Иконии 14:1; Салониках 17:1; Верии 17:10; Афинах 17:17; Коринфе 18:4 и Ефесе 18:19; 19:8). Но этом месте делал он это не часто (ведь его позже изгоняли ревнители), поэтому он избрал для своей миссионерской кампании обычные дома: дом Лидии в Филиппах (16:15, 40) Тита Иуста в Коринфе (18:7) среди неназванных христиан в Троаде (20:5-11), а также среди христиан в Ефесе (20:20). Далее упомянуты дома некоторых христиан, в отношении которых мы можем только гадать, являлись ли они центром миссионерской и учительской деятельности Павла: дом Иасона в Салониках (17:5,6) Акилла и Прискилла в Коринфе (18:3); у Филиппа в Кесарии (21:8); Мнасона, как кажется, в Иерусалиме (21:16-17), а также возможно и некоторых других (16:34; 21:3-5, 7). Гаий, упомянутый Павлом в последней главе к Римлянам (16:23) был патроном Павла. И не только Павла - в его доме проходили собрания древней церкви: "Привет­с­т­ву­ет вас Гаий, стран­ноприимец мой и всей церкви" "ἀσπάζεται ὑμᾶς Γάϊος ὁ ξένος μου καὶ ὅλης τῆς ἐκκλησίας".

Другие места, где Павел имел возможность проповедовать и учить, как кажется, имеют характер скорее случайный, окказиональный: резиденция проконсула Сергия Павла (13:6-12); у городских ворот в Листре (14:7; 15-18); лекционных зал Тиранна в Ефесе (19:9-10), а также в претории в Кесарии (24:24-26; 25:23-27).

Но одно из самых регулярных и типичных мест, где Павел реализовывал свою миссию - это было рабочее место, мастерская Павла по изготовлению палаток.

Не все философы того времени позволяли себе спуститься "к массам" и на рабочем месте в духе Сократа говорить о высоком и горнем. Это была как раз таки одна из жалоб Плутарха, которую он выразил в одном из своих политических трактатов, что де не все философы способны к социализации.

Противоположность тому - киники. В отличии от других философов, которые жертвовали публичностью ради создания приватных школ в формате гимназий (тут они и теряли популярность и универсальность) киника, такого как Диоген, можно было бы найти в разных местах: на базаре, в гимназии, в банях, в таверне, на играх, словом - повсюду. Даже в бочке. :)

Только вот трудиться киники как-то бурно не желали. Их философия не особо побуждала человека к труду и даже делала этот труд не таким уж и необходимым: природа давала фрукты и овощи, а зеленая листва предоставляла еду и кровать. Источники - воду. Города давали баню, а в храмах можно было бы постираться. В случае крайней нужды киники клянчали у прохожих деньги. В классическом случае они могли бы, вместо увещеваний, напротив, только отговорить ремесленника от его работы и отойти от суеты городских дел.

Поэтому такой отрывок из Павла, когда он пишет в Салонику (1 Фесс. 2:9), что посреди ночи и дня он трудился ради проповеди Евангелия, скорее всего говорит не о бессонных ночах апостола (многие комментаторы любят это понимать так, как если бы ночью Павел зарабатывал на хлеб, а днем - проповедовал - попробовали бы они сами так...), а о том, что во время своей работы Павел активно солидаризировался и социализировался с окружающими его людьми.

Виктор Шлёнкин

Источник: Блог Виктора Шлёнкина
Теги: история, апостолы, служение
Назад в статьи