1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Крещение и Вечеря

Крещение и Вечеря
24.05.2012 Четвертый принцип евангельских христиан баптистов утверждает: «Крещение и вечеря Господня принадлежат исключительно верующим людям». Если сказать проще, это значит, что крестить можно только верующих и вечерю Господню преподавать только верующим людям.

Три ключевые понятия сосредоточены в четвертом принципе.

• Вера
• Крещение
• Вечеря Господня

Баптизм, как уникальное христианское исповедание, рождался в православном окружении, встречая сопротивление и мира, и клира. Уже обосновались в России и протестантские церкви, такие как лютеране, методисты, реформаты. Казалось бы, что найти в протестантах своих единоверцев было проще всего, но и в протестантской среде были компромиссы в принципиальных положениях, вступающие в конфликт с евангельскими откровениями.

Святое Предание, ставшее на практике более важным, нежели Священное Писание, привело к тому, что Православная церковь утратила себя, как голос Божий. Отказавшись от непререкаемого авторитета Божьего Слова, церковь незаметно попала в зависимость от священников, от их духовного состояния. Кроме того, лишив себя авторитета Божьего Слова, Православная церковь попала в зависимость от светской власти.

Неизбежно возник исход из православия как поиск божественной истины. Протестанты дали миру основополагающий принцип непогрешимости Писания. Он стал первым принципом веры и у баптистов: «Священное Писание – наше единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни».

Протестанты, как в свое время католики и православные, не избежали искушения властью и подавляли свободу мировоззренческого выбора. Так родился второй принцип баптистов – «Абсолютная свобода совести для всех». И доныне баптисты гонимы, но никогда они не были гонителями.

Принадлежность к церкви по рождению или по наследству привела к тому, что различить людей верующих и неверующих стало невозможно. Очевидно, что такое положение никак не соответствует Священному Писанию, и баптисты приняли для себя третий принцип веры: «Церковь состоит исключительно из возрожденных людей».

Четвертый принцип закрепляет особые священнодействия, которые поручены Церкви ее главой Иисусом Христом: «Крещение и вечеря Господня принадлежат исключительно верующим людям».

Занимая центральное положение в перечне семи принципов, четвертый является центральным и по значению. Он закрепляет базовые ценности церкви, духовные процессы, тайны, совершаемые Духом Святым.

Крещение и Вечеря – священнодействия, которые совершаются внутри церкви. Таинства сии даруются только принадлежащим церкви людям, уже совершившим исход из мира и ставшим гражданами Небесного Царства.

Я намеренно использую определение «таинство». Как бы мы ни старались рационально, точно изложить суть крещения, в нем все еще остается тайна. В равной мере это относится и к Вечере.

В еще большей степени тайна и сама спасающая вера. Винс в своей работе также намеренно не использует термин «таинства». Он применяет выражение «Господни установления».

Здесь нет противоречия. Мы сегодня скорее принимаем предложенные нам формулы, не стараясь понять их, не проходя путь мысленного, сердечного познания тайны. Сами себя тем самым лишая удовольствия наслаждаться познанием Бога. Вот почему я снова и снова зову моих друзей в это прекрасное духовное путешествие в мир тайн Царства Божьего. Ансельм Кентерберийский, богослов и философ, сказал как-то: «Верую и потому понимаю». Думаю, такой вывод есть результат сознания: «Не понимаю, потому верую».


Вера

Вера – это уникальный феномен личности. Нам знакомо вульгарное противопоставление веры, как религиозного мировоззрения, и науки, как мировоззрения материалистического. Однако вера лежит в основе всех мировоззренческих систем. Вера, по сути, наличествует в каждой мало-мальски сформулированной системе взглядов. И из всех вер вера в Бога является самой разумной, позитивной и созидательной. Христос такую веру называет «делом Божьим»! «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).

Вера в Бога – это единственная вера, которая освобождает человека от смерти, раскрепощает его дух настолько, что человек входит в общение с вечным Богом и находит себя в Его Царстве. Таким образом, верующий есть человек, который Богом вызван из мрака неверия и верою соединен с Богом в мистическом, духовном единстве с Ним и Его Церковью.

Как постичь реальность факта, что Бог Святой Дух пребывает в человеке, созидая в нем храм Себе? Только верой. Как постичь реальность факта, что в телесной, смертной оболочке уже пребывает Дух ВОЗРОЖДЕННЫЙ, который бессмертен? Только верой. Это отмечено в третьем принципе баптистов, и мы уже рассматривали некоторые особенности возрожденного человека.

Именно таким верующим, которые входят в общение с Богом, принадлежат благодатные дары Бога, каковыми являются Крещение и Вечеря! Разве это не чудо? Разве это не тайна? Такое не может родиться в сознании человека, не может ни один фантаст в своих фантазиях вообразить.

Это есть дар благодати Божьей. Поскольку это дар Бога, то и крещение и вечеря, как благодатные дары, тогда реальны, тогда действенны, когда совершаются как дары Бога и принимаются как дары Бога.


Крещение

Крещение является первым и обязательным действием человека верующего. Крещение – это отдание себя Богу, в воду, как в раскрытые объятия Спасителя. Поэтому крещение есть акт не только церкви и человека крестящегося, но, в первую очередь, это акт Бога спасающего!

Вера открывает человеку духовные глаза. Вокруг - гибель, мрак, ужас безнадежности. Спасение только в Боге. «Что мне делать, чтобы спастись?»

Это как прыжок из пожирающего огня. «Вот вода! Что препятствует мне креститься»? Крещение, как погребение всего мрачного, греховного, гибнущего, совершается полным погружением в воду.

Крещение символизирует отречение от притязаний сатаны, умирание для всех страстей плоти. Крещение символизирует восстание из водной могилы в новом качестве. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). В этом месте я всегда думаю, что мы своими традициями крестить в белых одеждах извращаем этот факт. Скорее нужно входить в воду в рубищах, чтобы затем, выйдя из воды преображенными, облечься в светлые одежды, символизирующие святость.

Крещение – это соединение со Христом, соединение с Церковью Его, облачение во Христа! «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»! Эти внешние определения уже радикальны. Нет крещения обливанием. Нет крещения кроплением. Нет крещения людей, не способных понимать суть совершаемого, не верующих в Иисуса Христа.

Апостол Петр говорит: «Крещение не есть омытие плотской нечистоты, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа»! Перевод Международного библейского общества звучит так: «И это символизирует крещение, которое сейчас спасает и вас. Крещение является не смыванием грязи с тела, но просьбой к Богу о доброй совести, через воскресение Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).

Можно дискутировать о том, дает ли крестящийся обещание доброй совести или же испрашивает у Бога добрую совесть в акте крещения. Очевидно, что данное слово Петра говорит следующее. Спасенный получает от Бога добрую совесть, ибо прощены грехи его, свят он. В акте крещения верующий обещает хранить совесть чистой, отдавая себя Богу. Писание говорит однозначно, что христианин отличается доброй совестью. Он обязан иметь добрую совесть!

«Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян. 23:1).
«Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).
«Имейте добрую совесть» (1 Пет. 3:16).
«Имея веру и добрую совесть» (1 Тим. 1:19).
«Мы уверены, что имеем добрую совесть» (Евр. 13:18).

Следуя изложенному принципу, что «крещение принадлежит верующим», надлежит понимать, что спасение уже совершено и завершено. Как в таком случае понимать слова апостола Петра: «Крещение… спасает воскресением Иисуса Христа»?

Я бы включил в процесс спасения и крещение как завершающее тайну спасения. Тем более, что баптисты потому и баптисты, то есть крещенные погружением по вере, что придают крещению такое значение. Тут очевидно сыграл свою роль тот факт, что православие утверждает, что возрождение совершается через крещение. Желая выделить возрождающую силу Слова и Духа по вере, крещению отвели роль заповеди.

Очевидно, что лишив крещение спасающей силы, мы пренебрежительно относимся к нему. И тем самым обрекаем себя на двойственное положение. Уже спасен, но не член церкви.

Однако вне церкви каково? Тело Церкви, глава которого Христос, а каково положение некрещеного? Уже спасен, но в Вечере участвовать не может. Значит не член Тела? Так спасен или не спасен?

А как быть с тем, что говорит Учитель: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». На этот случай нам приходится изощряться в толковании и искать скрытый смысл в словах Учителя. Это, мол, не о Вечере. Это лишь намек. К причастию эти слова не имеют отношения.

Может быть, нам стоит четвертый принцип рассмотреть подробнее. С высоты прошедших лет, так сказать.


Вечеря Господня

Причастие, хлебопреломление, вечеря Господня и еще евхаристия – все это термины, определяющие заповедь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он оставил Своим ученикам, заповедовав: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое. Сие творите, в Мое воспоминание»! «Пейте, сие есть Кровь Моя, Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

В этой заповеди глубочайший смысл и великая тайна. Поскольку Иисус, подавая хлеб, называет его Своим телом, то бесспорно сия заповедь принадлежит лишь тем, кто и составляет Его тело, то есть возрожденным, крещенным по Слову Спасителя.

Невозможно позволить себе принимать хлеб как обычную порцию завтрака. «Сие есть Тело Мое»! – и замирает душа.

Напрасно упрекают современные христиане отцов наших, которые в вечере Господней видели всю совокупность Божьей любви, явленной в Иисусе Христе. Напрасно современные христиане превращают вечерю Господню в торжество, в котором исключены воспоминания самой сути: ломимое Тело, страдающее Тело, обезображенное паче всякого человека распятое тело Спасителя.

«Сие есть Тело Мое, за вас ломимое» и пред взором встает Он, преданный, избитый, обезображенный, распятый!

«Тело Мое, за вас ломимое»! Хлеб, в котором уже не отделить зерна. Жернова уже растерли их в муку. И печь огнем соединила и закрепила элементы муки в единый хлеб! Разломите, каждому подайте. Так Я разломил Себя, чтобы каждый обладал Мною. Примите. Ешьте. И рядом стоящий брат - как частица целого. Единство в Нем – Вечеря.

Нам каждому чрезвычайно важно, принимая хлеб, снова пережить процесс отвержения миром. В переживании отвержения мы снова подтверждаем свою исключительность, свою причастность Небу, Царству Бога, свою идентичность Иисусу! Переживаем процесс полнейшего послушания Отцу. В Вечере каждый участник, принимая хлеб, соединяется с Ним. Невозможно вполне осознать сущность воскресения, победу над смертью, без осознания ужаса смерти, ужаса оставленности, мук распятия. «Ешьте, это Тело Мое»!

Тайна этой заповеди постигается через познание Его. Можно сказать, что мы, вкушая хлеб зубами, мозгами постигаем, мозгами вкушаем мистическое Тело Иисуса. Совершилось воскресение. Смерть побеждена. Но волею Божьею заповедано всем нам проходить снова и снова путем страдания и смерти Спасителя. Ради нашего духовного благополучия, трепета, благоговения, мы обязаны Господом подтверждать, видимым образом подтверждать миру и себе наше единство с Господом и с Его Церковью!

Невозможно пить из чаши, поданной Христом, со словами: «Сие есть Кровь Моя»! – без осознания того, что именно Им, Его кровью мы стали Его детьми, причастниками Божества. Слова апостола Павла в 1 Кор. 11:29: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» подчеркивают превосходство мистической, таинственной сущности вечери над видимой. Поэтому апостол Павел и призывает нас: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:13).

Четвертый принцип утверждает, что вечеря Господня, как и крещение, принадлежит верующим. В таком случае нет оснований отказывать в участии в вечере Господней тем, кто уверовал, но еще не крещен. Тем более что церковь без всяких оснований отказывает в крещении верующим, нередко обосновывая и тем, что крещение ничего не добавляет к спасению. Тут очевиден пробел, который требует серьезного рассмотрения. Ключевое определение «верующий». Идентично ли оно определению «возрожденный», как об этом говорится в третьем принципе? Каков критерий для утверждения в истинности веры?

Евангельские истории о распространении спасающей веры полны таких иллюстраций, как в случае с евнухом, когда вся вера излагалась одним словом: «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». Наши отцы в начале XX века крестили людей, как и Филипп, преподавши им начатки учения и убедившись в том, что они веруют в Иисуса Христа. Сегодня мы вопреки нашим принципам выстраиваем барьеры, создаем ограничения, больше препятствуем, нежели способствуем росту духовному.

Желая избежать возможных ошибок, перестраховываемся, берем на себя функции Духа Святого, предъявляя младенцам во Христе требования быть совершенными. Такое непосильное бремя неизбежно ведет к катастрофе. Церковь обретает черты исключительной элитарности. Возникает и живет миф, будто все члены церкви уже свободны от пороков, никогда не грешат, их поступки святы. Дистанция между членами церкви и вновь приходящими растет, делая непреодолимым барьер разделения. Где- то здесь коренится и природа разделений в церквах, жестокое осуждение тех, которые «не ходят за нами».

Исчезает снисходительность. Нет места прощению. Легко, без сожаления, отлучают согрешивших. Нет человека – нет проблемы. Писание не дает нам оснований требовать от уверовавших мгновенного совершенства. Это великий духовный труд, который совершается уверовавшим, совместно с церковью, силой Слова Божьего и Духа Святого. Совершается всю жизнь, в борьбе за святость, против притязаний плоти. «Святой да освящается еще» – говорит о том, что процесс освящения в земной жизни не имеет предела.

В день Пятидесятницы крестились несколько тысяч человек. Их вера выражена словами: «Охотно принявшие слово его крестились» - как и в случае с евнухом здесь нет общепринятого для нас покаяния. Вера и в том, и в другом случае выражается в волевом решении. Можно ли данные случаи описать как: «Согласен. Ты прав! Я верую в Иисуса Христа и хочу креститься»! Гиперболизация формального публичного «покаяния», как единственно возможного на пути к Богу, на самом деле стала преградой, ибо не имеет обоснования в Писании.

Кроме того, такое псевдопокаяние стало подменой настоящего духовного просвещения, обучения вере. Христос сказал «Научите». Благовестие - это процесс. Учение проникает в сознание и преобразовывает человека. Именно это и есть покаяние, как полная перемена и мышления и поступков. Покаяние может быть вовсе без эмоциональных криков, слез и прочих внешних атрибутов.

Сегодня мы бы евнуха не крестили, но убедили бы приехать через год и зайти в нашу церковь, чтобы там изобразить покаяние. Хорошая технология и цели благие, но в таком христианстве нет места Духу Святому. А зачем? Мы все сделаем сами. Дух ведь нам неподконтролен. А спросить с Него никак нельзя. Так что мы сами разберемся.

Недавно в статье о покаянии я читаю: «Мне удалось по очереди поговорить с двумя людьми, откликнувшимися на проповедь. Каждому из них я задавал вопрос: «Если бы вы сегодня предстали перед Богом, как вы думаете, куда бы Он вас отправил: в рай или ад?» Не получив конкретного ответа, я спрашивал: «А вообще, как вы думаете, что нужно для того, чтобы спастись?» Поразительно, но в обоих случаях люди, произносившие молитву покаяния, сказали: «Нужно стараться соблюдать заповеди и не грешить». Вслед за этим я спрашивал: «А как вы думаете, у вас получится соблюдать заповеди и не грешить?»

Пастор, автор статьи, данный пример приводит, дабы побудить проповедников точнее изъяснять Евангелие, точнее открывать суть спасительной вести и самого Спасителя Иисуса Христа. Согласен. Но свои вопросы он формулирует уже настолько глубокомысленно, что ожидать ответов, каких очевидно ожидает автор, нельзя. Не может человек неверующий, впервые услышавший проповедь Евангелия, иметь ясные ответы на вопросы, которые богословы еще формулируют и при этом очень часто спорят, заблудившись в своих трех соснах богословия. И при этом автор заметки, сам того не замечая, полностью игнорирует Писание! Ни слова о Господе Иисусе Христе, веруя в Которого и только через веру в Которого, мы имеем прощение грехов и жизнь вечную! Налицо подмена Евангелия спасительной технологией.

«Верующий в Меня имеет жизнь вечную»! «Дух Святой обличит мир во грехе, что не веруют в Меня»! Ведь Иисус учит Своих учеников: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»; Ученики Иисуса выполняли Его поручение. Веруешь от всего сердца? «Верую» – было достаточно, чтобы креститься! Затем уже послания, личные беседы, увещания, то есть учение. Мы сегодня верующих в Иисуса Христа людей не крестим. Мы крестим людей, которые веруют в нас.

Иногда принципы веры защищают нас от безбрежных блужданий мысли человеческой. Иногда принципы наши становятся плотиной, которая останавливает движение. Мы нуждаемся в осмыслении своей веры. Каждый из нас обязан пройти этот путь, чтобы лично сказать: «Я знаю в Кого уверовал. Я уверен, что Он сохранит залог мой на оный день»!

Юрий Сипко

Источник: Евангельская газета "Мирт"
Теги: крещение, вечеря, баптизм
Назад в статьи