1882-2022
140 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Что можно сделать, чтобы подростки не уходили из церкви?

Что можно сделать, чтобы подростки не уходили из церкви?
30.04.2012

Небольшая московская церковь. Несколько подростков, приходивших на занятия детской воскресной школы выросли и перестали посещать богослужения. Знакомая история, правда?

И естественно возникает вопрос, почему это произошло?

Причин может быть несколько: здесь и победа мирских интересов и ценностей, и отсутствие самостоятельной осознанной веры и личных отношений с Богом в жизнях отошедших от Бога молодых людей, может быть какие-то иные личные причины...

Но вместе с тем, одной из причин их отпадения могло быть и отсутствие в церкви какой-либо адаптации для подростков.

Подростки выросли из формата воскресной школы «поделки плюс Суперкнига или библейские истории, плюс стихи и песни», их нежелание присутствовать на богослужении частично удовлетворено – они могут уйти после прославления и первой проповеди, вот только куда?

Для решение этой проблемы в церкви была создана подростковая группа воскресной школы с несколькими преподавателями, и в ней приняты некоторые принципы, о которых далее и пойдёт речь.

Прежде всего, мы отказались от преподавания библейских историй. В них нет нужды. Общение человека с Богом через Священное Писание, когда человек с верой исследует Слово Божье, внимает ему, и размышляет над ним отличается от изучения историй. Отошедшие от Бога подростки знали этих историй предостаточно.

Равным образом, при отсутствии опыта возрождения у подростков, для них бессмысленно серьёзное изучение христианских доктрин.

Осознавая необходимость спасения каждого человека через личную веру в Иисуса Христа, мы всё-таки не поставили основной целью воскресной школы евангелизацию церковных подростков. Дело в том, что преподаватель воскресной школы, конечно, может принудить учеников к покаянию, но вряд-ли такое покаяние будет следствием осознанного выбора и окажется моментом зарождения здоровой христианской личности дитя Божьего. Мы считаем, что церковный подросток, как и любой человек, должен приводиться к покаянию и вере проповедью на богослужении или индивидуальной беседой.

Какие же, в таком случае, цели могут ставиться перед подростковой воскресной школой?

Цели воскресной школы

Первая цель – интеграция подростков в церковь.

Согласно Библейскому взгляду церковь – это община верующих людей, из разных национальностей и разных слоёв общества, объединённых Духом Христовым в единое Тело, наделённых различными служениями и различной ответственностью. Может ли быть лёгкой задача сделаться частью такого тела (поместной церкви), так чтобы получить участие в необходимом наставлении и также получить посильное служение? Для пришедших из мира новообращенных верующих существуют определённые механизмы интеграции, наиболее общепринятые и понятные из которых – малые группы, группы по изучению Библии и занятия по подготовке к принятию крещения. Подростки же, зачастую оказываются этого лишены. Не будучи возрождёнными, они не подготавливаются к крещению, малые группы и группы по изучению Библии для них недоступны в том случае, если подростки не самостоятельны и приезжают в церковь только вместе с родителями.

Как же, в таком случае, подростковая воскресная школа может послужить интеграции подростков в церковь?

Участие церковных служителей в занятиях воскресной школы.

Участие в уроке служителя – не просто драгоценное внимание со стороны руководства церкви, это и возможность познакомиться с церковным устройством, и ощутить причастность подростковой группы взрослой церкви.

Уроки, посвящённые христианской евангельской идентичности.

Мы были удивлены тем, что подростки не знают особенностей конфессии, к которой принадлежат, не могут объяснить, почему ходят в церковь, относящуюся к этой конфессии (в нашем случае – евангельские христиане-баптисты). Они не знают истории своей конфессии и своей поместной церкви, хотя это и не удивительно – большинство христиан, к сожалению, не знают своей истории. Однако у церковных подростков есть огромная потребность в такой информации, поскольку в школе одноклассники задают им вопросы, в какую церковь они ходят и почему?

Уроки, посвящённые роли церкви в жизни подростка.

Эти уроки могут проводиться в дискуссионной форме – какова роль церкви в вашей жизни? Зачем вы приходите в церковь? Какой должна быть церковь? Урок о дружбе затрагивает вопрос дружбы с верующими и неверующими. К сожалению, современные церковные подростки проводят свободное время, отмечают праздники с неверующими друзьями, проживающими поблизости, с одноклассниками, а не с друзьями из церкви. С церковными друзьями они гораздо меньше созваниваются и переписываются, потому что привыкли к тому, что общение с друзьями из церкви происходит только по воскресным дням. Эту проблему необходимо решать привлекая родителей, которые способствовали бы встречам своих детей вне богослужений, проведению совместных семейных торжеств.

Интеграции подростков в церковь служат, как ни странно, мероприятия вне богослужений. Мы провели встречу по настольным играм и несколько поездок в церкви Московской области, в которых участвовали ученики подростковой воскресной школы. Апостол Павел говорит о «всяких взаимно скрепляющих связях», действующих в теле Церкви (Еф 4:16) и думается, что первой из таких связей является дружба.

Особенно важно в деле интеграции подростков в церковь участие церковной молодёжи. Разумеется, без внешнего побуждения и бесед со стороны руководства церкви не обходится: молодёжь с трудом замечает потребности вне своего круга, это вполне естественно, но после бесед с пастором в молодёжи нашлось несколько человек, начавших общающихся с подростками, и делающих это с удовольствием.

Вторая цель – воспитание христианского характера

Человек живёт, руководствуясь определёнными принципами (или их отсутствием). Выработка христианских принципов – одна из важнейших задач Воскресной школы. Мы не найдём в Новом Завете заповедей, подобных ветхозаветным заповедям. Все нравственные наставления Нового Завета нацелены именно на воспитание христианского характера. Воскресная школа обладает такими возможностями для воспитания христианского характера, какими не обладает кафедра проповедника: на занятиях воскресной школы может разворачиваться дискуссия, в которой ученики сами могут доказывать своё мнение, ученики могут вести конспекты, получать домашние задания. Наконец, ученики молоды и поддаются влиянию (в том случае, если преподаватель завоевал такую возможность).

Каким же образом воспитывается христианский характер?

Первым занятием мы анонсировали, какими будут наши последующие уроки. «В школе вам приходится решать задачи, и чем старше вы становитесь, тем более сложными становятся задачи. На школьных уроках вы учитесь их решать. Но жизнь также ставит перед всеми нами задачи, которые приходится решать: когда неверующие люди предлагают нам закурить или выпить пива, когда возникает потребность поступить нечестно – это тоже задачи, которые требуют правильного решения. На наших занятиях мы будем учиться решать такие задачи».

На занятиях не просто звучат нравственные требования, эти требования объясняются и обсуждаются. Почему мы должны избирать определённую модель поведения, делать одно, воздерживаться от другого? Бессмысленно требовать от подростка исполнения чего-то, важности и причин чего он не понимает. В таком исполнении он не будет самостоятелен и твёрд. А ведь подросток находится в поиске своей идентичности: он пытается ассоциировать себя с группой и принять на себя её правила, только сделать это самостоятельно. Навязанные ценности в этом возрасте отвергаются, своя система ценностей формируется по принципам: «эта система ценностей идентифицирует меня с группой, которой мне хочется принадлежать», и «эта система ценностей отражает мои принципы, которые я сам выбрал и готов подтверждать их своим поведением и другими внешними признаками».

Третья цель – выработка навыков общения с Богом

Привить навыки общения с Богом, воспитать потребность в регулярной духовной жизни – также очень важная задача подростковой воскресной школы. Для этого у воскресной школы есть совместная молитва и изучение Писания, вместе с примером преподавателя, когда он может поделиться с учениками своим опытом молитвенной жизни и чтения Библии. Воскресная школа не сможет в полной мере снабдить ученика такими навыками, поскольку эта задача духовная и должна решаться в жизни возрождённого христианина, но вот что возможно для воскресной школы, так это выработать у ученика привычку молиться, объяснить, что во всех трудностях он может прибегать к поиску Божьей воли, открытой в Писании, и к поиску Божьей помощи в молитве.

Пример личной веры преподавателя здесь очень важен. И необходимо иметь ввиду, что подростки распознают фальшь и отторгают фальшивящего педагога. Педагог не сможет призывать вести духовную жизнь в том случае, если сам лишён её. В каких-то случаях лучше признаться в своём несовершенстве, сказать, что «мне не всегда удаётся делать то или иное, но я стараюсь, я понимаю, что мне это надо, и я верю, что Бог поможет мне решить эту задачу».

Однако, подростки нуждаются в том, чтобы видеть пример героизма. Можно удивляться тому насколько они бывают ленивы и неспособны делать простых, казалось бы вещей, но можно также удивляться и тому, как будучи воодушевлёнными, они совершают поистине героические поступки. А воодушевляет их всегда личный пример.

Практика ведения воскресной школы

Прежде всего, мы были озадачены поиском подходящей программы. То, что бы полностью нам подходило, мы так и не смогли найти. Нас не устраивало мощное эмоциональное давление, вынуждающее к покаянию, в других случаях – стиль изложения материала или концентрация на второстепенных вопросах. В настоящее время ни одна из программ не принята нами как основная.

Мы выбрали темы занятий. Эти темы должны быть насущными, должны перекликаться с жизнью подростков вне церкви. Это: «Дружба», «10 заповедей», «Церковь», «Авторитет», «Магия», «Лень», «Цели», «Благоговение», «Дисциплина», «Развлечения» и т.д.

Мы определились со стилем ведения занятий. Это дискуссионность, Библейский характер, практичность.

Дискуссионность.

Подростки не воспринимают безапелляционных поучений. Если дать им возможность самостоятельно взвешивать «за» и «против», если дискутировать и отстаивать свою точку зрения, если предложить подросткам самостоятельно формулировать аргументы и искать ответы на вопросы «почему?» и «зачем?» – они не будут отторгать материал.

Что касается практики, то дискуссионность сопряжена с риском потери контроля над уроком. Здесь от преподавателя требуется аргументированно и с мягкой властью пресекать попытки подростков увести дискуссию в сторону. Кроме того, опыт показал, что дискуссии проходят в подростковой группе довольно шумно, с учениками, теряющими внимание, отвлекающимися и балующимися. Десять–двенадцать лет – это практически дети, и потому урок с дискуссии начинать не следует. Всё наиболее важное необходимо высказать в начале урока, а дальше – подтверждать и развивать тему, находить практическое применение пройденному.

Подростки невнимательны к преподавателю и друг к другу. Приходится управлять дискуссией, так чтобы она продолжалась в правильном русле, чтобы были услышаны мнения, и в процессе дискуссии подростки продолжали думать и находить решения.

Без активного участия преподавателя дискуссия превращается в гвалт, подростки отключаются и начинают заниматься своими делами, баловаться и мешать друг другу. Так происходит всегда, опыт участия в настольных играх с подростками показал, что так происходит даже в играх, которые самих подростков сильно интересуют, поэтому при потере внимания, баловстве не следует думать, что форма занятия в виде дискуссии выбрана неправильно, просто подростки ещё нуждаются в помощи преподавателя в поддержании дисциплины и направления обсуждения в правильном русле. Не следует при этом стыдить подростков, поскольку они ведут себя вполне в соответствии со своим возрастом.

Библейский характер

Отказ от библейских историй не означает, что уроки могут обойтись без Библии. Небиблейский урок не имеет смысла и ценности. Подростки приходят на занятия со своими Библиями. Даже покупка Библии может стать мероприятием, на которое можно отправиться вместе, и которое может послужить делу интеграции.

Преподаваемые истины только тогда авторитетны, когда они базируются на Библии. Но как преподавать библейские тексты?

Контекст

Урок о Десяти заповедях. Преподаватель красочно описывает бредущий по пустыне народ. «Они шли на встречу с Богом. Что они ожидали увидеть? Вот они все собраны в долине, вокруг горы, а самая большая из гор покрывается дымом. Полыхает огонь, а вокруг гремит гром и сверкают молнии. И звук, похожий на гудение труб, но громкий... Они всё ещё хотят увидеть Бога? Им страшно, поскольку никто не жил такой святой жизнью, которой мог бы быть доволен Бог. И чем грозит встреча? А как вообще нужно жить? В рабстве всё было понятно, а как теперь построить свою жизнь, как стать не толпой, а народом, государством? Что для этого нужно? И вот они выталкивают вперёд Моисея, чтобы он говорил с Богом. А что Бог мог сказать Моисею? «Молодец, Моисей, ты справился с первой частью задачи, благодаря тебе эти люди теперь стоят здесь, дрожат и смотрят как плавится гора» – Бог сказал нечто более важное, Он ответил на вопрос, как теперь жить всем этим людям».

Возврат к контексту важен не только для того, чтобы текст получил однозначное толкование, не только для того, чтобы подойти ближе к исходному значению текста, ответить, для чего текст написан. Возврат к контексту важен потому что подростки учатся пользоваться Библией, они начали изучать её и должны научиться пользоваться Библией правильно.

Библейские тексты

Подростки учатся находить текст[2] в своих Библиях. Это вносит некоторую суматоху в занятие, но от этого не следует отказываться.

Количество библейских текстов не должно быть большим. В подготовке к занятию приходится отсеивать множество текстов, чтобы выбрать один, который мог бы стать центральным текстом урока. Его следует заучить, и научить подростков пользоваться этим текстом в повседневной жизни. Кроме него, можно использовать ещё один, максимум два текста, но не больше. В любом случае, большее количество текстов не будет воспринято и прозвучит впустую.

Практичность

Практическая применимость и востребованность получаемых знаний – необходимое условие для того, чтобы урок был воспринят. Подростки говорят о своей вере и о посещении церкви своим школьным друзьям. Им приходится выдерживать мощнейшее давление со стороны сверстников, склоняющих их к греху, у них множество дел и увлечений, в которых у подростков нет абсолютной уверенности – правильно ли они поступают. И при этом многие вопросы они стесняются задавать и никогда не обсуждают их с родителями. Да ещё дети верующих родителей умеют давать такие ответы на вопросы, которые учитель воскресной школы хотел бы от них услышать, и этими ответами скрываются их подлинные проблемы. Подросткам нужны такие уроки, которые помогли бы им сохранить себя и свою веру, поддержали бы их во враждебном обществе.

Говоря о практичности мы также подразумеваем достижение уроком цели. Как сделать, чтобы подростки усвоили урок и могли использовать знания в жизни? При всех отступлениях и ветвлении мысли, в уроке должна прослеживаться одна идея, которая всплывёт в памяти в нужную минуту, лейтмотив, слоган.

Урок о магии. Подростков окружает множество опасных духовных практик: гадания и астрологические предсказания, обряды непонятного происхождения, приметы, спиритизм и, наконец, просто фильмы ужасов и рок музыка. Говоря об опасности любых форм магии, включая бытовую, такого плана как присесть перед дорогой, и т.п. мы сформулировали с подростками не только библейские основания но и форму ответа, неоднократно звучащий и несколько раз обыгранный лейтмотив урока: «это не для меня». По свидетельству ученицы воскресной школы, ей довелось после урока дать ответ на приглашение погадать ей именно в такой форме: «это не для меня». Таким образом, урок оказался практичным и применимым в жизни.

Другой пример. На уроке, по теме «Авторитет» рассматривалось влияние, которое может оказываться на подростка со стороны церкви и церковных служителей. В свою очередь, церковные служители со стороны рядовых верующих таже подвергаются проверке Писанием, и их влияние ограничивается рамками библейских требований (Деян 4:18). И всё же, подростку приходится слушаться церковных служителей, его свобода ограничивается церковной дисциплиной. Рассматривая, как требования старших, при условии соответствия Писанию, служат подростку ко благу мы предложили такой лейтмотив: «мне это надо». Подросток соглашается на ограничение своей свободы именно потому, что это ему на пользу, и он должен осознавать свою заинтересованность в исполнении предъявляемых к нему требований.

Сотрудничество педагогов

Педагоги самостоятельно подготавливают уроки, подбирают материал, но на уроках присутствуют и преподаватели не задействованные в данный момент. Потом урок обсуждается. Мы убедились, что нуждаемся в тесном сотрудничестве, и дополнительных встречах, а также в помощи родителей учеников воскресной школы и служителей церкви.

Отношение родителей к воскресной школе в основном потребительское. Для них важно, чтобы воскресная школа в церкви была, чтобы она прививала подросткам азы христианской веры, христианской морали и привлекала ко Христу. В то же время действовать совместно с воскресной школой, обучая своих детей на неделе, или даже просто – интересоваться, о чём говорили на занятиях для них затруднительно. К этому приходится призывать, периодически устраивая родительские собрания.

Вот такие будни воскресной школы. Для нас это во многом эксперимент. Этот эксперимент оживил не только подростковую среду, но и молодёжь, и самих участников этого служения. Все мы получаем Божьи благословения, и надеемся, что это служение не останется без плода, но не только: ещё мы надеемся, что когда наши подростки вырастут – у них останутся тёплые воспоминания о воскресной школе, о времени, проведенном полезно и интересно.



[1] Здесь мы отнесём к подростковому возрасту десяти – четырнадцатилетних верующих. Старше – уже молодёжь. Однако причастность к церковной молодёжи определяется не только возрастом, но и пережитым опытом возрождения и христианской жизни.

[2] Под словом «текст» мы подразумеваем один или несколько стихов, смысловой отрывок

Евгений Кайдалов, специально для www.protestant.ru


Теги: подростки, церковь, вера
Назад в статьи