1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Каргель И.В. как один из основоположников социально-религиозного движения протестантов в России

Каргель И.В. как один из основоположников социально-религиозного движения протестантов в России
11.02.2012

Библейская герменевтика протестантов России – малоизученная тема, поэтому она представляет собой, значительный исследовательский интерес. На эту тему опубликовано лишь несколько работ. Крайне мало религиоведческих работ по протестантскому богословию, в отношении творчества Ивана Вениаминовича Каргеля они отсутствуют вообще, а имеющиеся труды носят богословский характер. Известно несколько теоретических работ по анализу герменевтики и экзегетики Каргеля (Кузнецов В.М. Русские евангельские вероисповедания о кальвинизме; Кузнецова М.Р. Герменевтические принципы И.В. Каргеля; Макаренко И.И. Анализ Библейской герменевтики И.В. Каргеля).

И.В. Каргель* – знаковая фигура в истории и богословии протестантской церкви России, поскольку его судьба, творчество, искания и подвижничество отражает реальную историю русского протестантизма конца XIX – начала XX вв. Работы Каргеля известны русскоговорящим протестантам в России и за рубежом. Для многих христиан они до сих пор являются авторитетными и актуальными, поэтому представляется важным изучить его вклад в развитие протестантского богословия. Основными темами его книг, проповедей и лекций было учение о грехе, освящении, Святом Духе, втором пришествии Христа. И.В. Каргель написал ряд значительных трудов и толкований на русском языке, таких как «Свет из тени будущих благ», «Толкователь Откровения святого Иоанна Богослова», «Закон духа жизни» и др.

Иван Вениаминович Каргель родился в Грузии, в 1849 году. Его отец был немцем, а мама по происхождению – армянкой. Она владела немецким языком, и вся семья Каргеля говорила на немецком языке [2.]. По словам его дочерей, их семья имела еще и шотландские корни [3. стр. 6.]. Первые годы его жизни прошли в Германии, но по какой причине родители выехали туда после его рождения, неизвестно. Спустя какое-то время семья Каргеля вернулась для проживания на юг России, на Кавказ.

Свое профессиональное образование Каргель получил за рубежом, в Германии, где он обучался на инженера-механика. Богословское образование Каргель также получил в Германии, закончив Гамбургскую протестантскую семинарию. Во время учебы в Германии, Каргель посещал европейские страны, в частности некоторое время проживал в Лондоне. После окончания учебы в Германии, Каргель направляется в Петербург, чтобы работать по своей профессии инженера-механика и, возможно, проработал им несколько лет [6.]. По причине начавшихся гонений и репрессий на верующих в Советской России Каргель был лишен всех гражданских прав, в том числе и продовольственных карточек. Это означало, что его семью ждет голодная смерть. В 1920 году Каргель был вынужден переехать на новое место жительство в Украину. Его переезд был трудным и долгим – ему пришлось переезжать из города в город, из общины в общину, пока он с дочерьми не добрался до Украины [6.]. В Украине Каргель с семьей поселился рядом с городом Сумы, в с. Николаевка. Как и многие верующие в то время, Каргель вместе с дочерьми был репрессирован. Его дочерей, Елизавету и Марию, сослали в сибирские лагеря, а старшая дочь Елена была уже расстреляна после смерти Каргеля в 1938 году. Умер Иван Вениаминович Каргель в 1937 г. у себя дома, в возрасте 88 лет (незадолго до смерти его отпустили из тюрьмы).

Протестантские взгляды Каргеля сформировались в молодые годы, когда он вместе с родителями жил в немецких колониях на юге России и посещал собрания меннонитов. В 1869 г., находясь на Кавказе, Каргель принимает крещение в церкви г. Тифлис. Эта церковь была основана миссионером из Европы, Мартином Кальвейтом (1833-1918). Община была смешанной: состояла из немцев, русских и представителей других народностей Кавказа. Богослужения проходили на немецком и на русском языках [7. стр. 351.]. Крестил Каргеля известный в то время служитель, Никита Воронин (1840-1905). Своим духовным отцом и наставником Каргель считал Василия Александровича Пашкова (1831-1902)** [2. стр. 5.], с которым он познакомился в Санкт-Петербурге. Они были похожи и близки друг другу по характеру, мировоззрению и, самое главное, в стремлении служить Богу и обществу.

В 1870 году, через несколько месяцев после своего крещения, Каргель вместе с другими братьями был принят в одногодичную миссионерскую школу в Гамбурге. Кальвейт представил И.В. Каргеля ее основателю и директору И.Г. Онкену (1800-1884), как будущего студента и баптистского лидера. Однако из-за франко-прусской войны школа была закрыта, а занятия отложены до 1872 г. Но и в этом году школа не смогла начать обучение из-за отсутствия финансов. Начались занятия в школе только весной 1874 года [4. стр. 100]. Пока школа была закрыта, Каргель посещал конференции немецких баптистов и меннонитских братьев. В это время он смог познакомиться с известными служителями, с их принципами служения и методами организации евангельских общин. Каргель также принимал участие в миссионерских проектах в Польше, в Сорочинах.

Как отмечает Г. Николсон, Каргель, живя и учась в Германии, на немецкой земле, «прочувствовал» свои немецкие корни. Уклад жизни, язык и культура в Германии разительно отличались от уклада жизни в немецких колониях, которые формировались за пределами Германии на протяжении многих лет. Эта перемена оказала значительное влияние на молодого Каргеля. Приехав в Польшу на служение, Каргель уже был представителем немецкой культуры, немецкой баптисткой церкви. В Польше у Каргеля была возможность практиковаться в служении пастора и евангелиста. По мнению Николсона, учеба в семинарии, знакомство с учением Жана Кальвина (1509-1564), баптистские и меннонитские церкви оказали сильное влияние на Каргеля. Особенности кальвинистского подхода в служении выражались в сильной власти пастора в церкви и акценте на миссионерство и евангелизм. Позже в служении Каргеля в различных странах и общинах евангелистов возникали проблемы с пониманием того, как организовывать богослужение. Каргелю требовалась контекстуализация. В своем служении он представлял модель управления и служения германских баптистов.

После завершения учебы в 1874г. Каргеля приглашают на служение в Санкт-Петербург, чтобы возглавить немецкую общину, которая была основана в 1855 году. В течение пяти лет он работает в среде немцев, проживающих в Петербурге. Каргель строит свою общину по немецкой модели, которую усвоил в Германии во время обучения в семинарии и лично у своего учителя И. Онкена. Его служение в этой немецкой общине было весьма успешным. Церковь выросла с 34 членов в 1876 г. до 100 членов в 1880 г. Каргель был первым иностранцем, который смог официально зарегистрировать протестантскую общину по новому закону о свободе совести от 1879 года (имеется ввиду постановление Государственного Совета от 27 марта 1879 г., согласно которому евангельские верующие могли «беспрепятственно исповедовать свое вероучение и исполнять обряды по существующим у них обычаям»). Этот закон давал религиозную свободу проживающим в России иностранцам. Во время своего служения среди немцев Каргель часто ездил в Польшу и Германию. Он поддерживал тесные контакты с церквями Германии и библейской конференцией в Гамбурге.

В последней четверти XIX века в Петербурге нарастало евангельское движение. Огромный интерес у петербургской аристократии вызывали проповеди Редстока (1833-1913) [5. стр. 63-156.], Бедекера (1823-1906) и Пашкова (1831-1902). В доме княгини Ливен собирались приверженцы «движения святости» такие как Ф. Бедекер, Д.П. Льюис, О. Штокмайер, Г. Гиннес, барон П. Николаи, Д. Мотт, Дж. Мюллер, М. Дафф [4. стр. 98-99]. Основной целью «движения святости» было стремление к усилению духовной жизни верующих в церкви. Само по себе движение не отстаивало каких-либо богословских, догматических или деноминационных воззрений. Во время ежегодных конференций, девизом которых было «Воедино во Христе Иисусе», делегаты делились друг с другом библейскими знаниями и тем, как они возрастали духовно. На конференциях читались доклады на такие темы, как проблема греха, освящение, посвящение Христу, исполнение Святым Духом. Много внимание уделялось вопросам миссионерской деятельности. «Движение святости», а также общение с В.А. Пашковым оказали значительное влияние на становление мировоззрения самого Каргеля.

После встречи с Пашковым, общения и служения в доме княгини Ливен у Каргеля стали меняться богословские и деноминационные взгляды. Ранее Каргель был строг в доктрине, в организации и структуре общин. Изменения произошли в сторону личного, внутреннего благочестия и близких отношений с Христом [1. стр. 93.]. В это время Каргель по приглашению выезжает на служение в Болгарию. По свидетельству знавших его людей, Каргель имел пасторское сердце и не боялся ответственности в служении. Поэтому, когда возникла нужда в руководстве общиной, которая собиралась во дворце княгини Ливен, он взялся за пасторское служение, хотя это было и небезопасно. В это время начались повсеместные репрессии со стороны царского режима в отношении всех инославных [7. стр. 351]. Несмотря на высылку из Петербурга руководителей общины Пашкова и Корфа (1843-1936) за их евангелизационное служение, Каргель продолжал усердно проповедовать и обучать верующих в домашних группах и индивидуально.

Каргель уделял много времени преподавательской деятельности. Позже он стал известным и признанным педагогом-богословом и приглашался на различные библейские курсы в Петербурге и по всей России. Его основными предметами были догматика, изучение Библии, толкование книги Откровение, эсхатология, апологетика и гомилетика [1. стр. 684-688]. Его любимыми темами в проповедническом служении и преподавании были учение о грехе, о святости, учение о Святом Духе и втором пришествии Христа. Вероятно, интерес к этим темам был вызван влиянием «движения святости», которое он принял и был его сторонником всю свою жизнь. Каргель принимал большое участие в жизни и организации протестантских союзов в России. Он был главным помощником Пашкова в попытке организовать союз евангельских христиан в России. Попытка не удалась, так как было трудно сразу объединиться таким различным движениям, как евангелисты, баптисты, меннониты, духоборы и штундисты. На все эти группы царский режим вместе с православной церковью оказывал сильное давление, и практически по всей России происходили гонения на неправославных верующих. Позже эта попытка объединения удалась Ивану Степановичу Проханову (1869-1935), который смог объединить разрозненные группы евангельских верующих в Петербурге и в других регионах России. Каргель был активным помощником И.С. Проханова в организации протестантских союзов в России, он помогал в проведении и организации съездов и был председателем на всероссийском объединенном съезде, который состоялся в Петербурге, в январе 1907 года. Даже когда Каргель переехал в семидесятилетнем возрасте в Украину, он продолжал свое активное служение в течение восемнадцати лет, вплоть до ареста и смерти. Он продолжал читать литературу и писать работы по толкованию библейских книг.

Таким образом, в судьбе, творчестве, исканиях и подвижничестве И.В. Каргеля нашла свое отражение реальная история русского протестантизма конца XIX – начала XX вв.

Примечания

* Каргель Ива́н Вениами́нович (1849—1937) — евангелический проповедник и теолог, авторитетный религиозный деятель в среде российских евангельских христиан и баптистов на рубеже XIX—XX вв. Был членом правления Библейского общества в Берлине, вел миссионерскую работу в ряде европейских стран. Распространял духовную литературу в России. В 1870-х гг. приглашен из Финляндии петербургской общиной баптистов в качестве проповедника. Представлял эту общину на первом съезде Союза русских баптистов в 1884 г. Участвовал в организации Союза евангельских христиан (1909). В начале XX в. сотрудничал с Вильгельмом Фетлером (1883—1957) в издававшемся им баптистском журнале "Гость" и поддержал его инициативу создания "Братства деяний апостолов" на основе синтеза доктрин общих баптистов и пятидесятников для борьбы с "маловерием в церкви". Это начинание было созвучно идее самого Каргеля об учреждении особого сообщества — "Церкви святых", которое объединило бы "преображенных в образ Христа". Для достижения святости требовалось целенаправленное духовное воспитание верующих, чем всегда старался заниматься Каргель. Им было написано множество религиозно-назидательных работ, толкований к библейским текстам и т. п. Уже в 1920-х гг. он преподавал на Библейских курсах в Харьковской губернии. Сведения о его деятельности в 1930-е гг. почти не встречаются, хотя упоминается, что он продолжал писать на религиозные темы до ареста в августе 1937 г. (в ноябре этого же года скончался).

См. http://slovari.yandex.ru/~книги/Реформация и протестантизм/

** «В.А. Пашков (1831-1902), отставной полковник, общественный деятель и владелец тринадцати имений, был главой евангельского движения в Санкт-Петербурге в конце XIX века».

Список литературы

1. Каргель И. Христос освящение ваше// Собр. соч. - СПб., 2004.

2. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. - СПб., 2005.

3. Ливен С. Краткий очерк жизни и деятельности брата И.В. Каргеля // Путь веры, 1947.

4. Николс Г. Иван Каргель и пиетическая община в поздней имперской России

// Альманах по истории русского баптизма. - СПб., 2009. № 4. - С. 98 – 99.

5. Пузынин А. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и

богословия от момента ее зарождения до наших дней. - М., 2010. - С. 63 – 156.

6. Скопина И.Н. Из биографии И.В. Каргеля и его дочерей // Собр. соч. - СПб., 2004.

7. Савинский С. История евангельских христиан – баптистов Украины, России,

Белоруссии (1867 – 1917). - СПб., 1999.

Статья опубликована в научном журнале "Мир политики и социологии". СПб.: 2011.

С. 44-47.

Иван Макаренко

Проректор по связям с общественностью и развитию в СПбХУ

Магистр богословия (Уэльс, Великобритания)

Аспирант кафедры философии и культуры в СПбГАУ

специально для слово-для-тебя.рф

Теги: История, баптизм, Библия
Назад в статьи