1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Суеверные христиане?

Суеверные христиане?
25.01.2012 Рискованная вера vs безопасное суеверие
Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис.44:20)

Суеверие, буквально, это вера в пустое. Упование, которое не основано ни на чем, не имеет прочной опоры. Суеверие рождается из необходимости иметь прочное основание для жизни, потребности «почувствовать твердую почву под ногами». Если мы не научились опираться на Бога, мы начинаем искать опору в чем-то еще. Именно так и рождается суеверие. Наивно думать, что суеверие – это только вера в черных кошек, гороскопы и приметы. Люди культурные, образованные и практичные могут оказываться весьма подверженными этому недугу, поскольку культуры и образования недостаточно, чтобы обеспечить надежный фундамент. Нужно нечто большее: реальные отношения с Христом.

Вера рождается в ответ на Божью любовь, суеверие – порождение страха. Человек, в сердце которого живет вера, будет всегда открыт: к новым идеям, к людям, к миру. Суеверие приводит к закрытости, к бегству от действительности, к отрицанию ценности того, что лежит вне четко очерченного круга. Суть веры – отношения, в центре суеверия – ритуал. Всякий раз, когда мы ищем опору не в отношениях, а в «правильном» действии, мы впадаем в суеверие. Причем, само действие может быть действительно правильным, установленным Богом. Но без личного отношения оно выхолащивается, теряет свой смысл, превращается в идола. Именно поэтому Господь устами пророка Исаии говорит, что благовонные курения в Храме для Него отвратительны, а праздники, установленные Им Самим (!) Он ненавидит (Ис.1:13-14). Фактически, Бог обвиняет Свой народ в суеверии! Новый Завет рассказывает нам, что христиане тоже не свободны от этого порока. Апостол Павел укоряет церковь в Коринфе в том, что их совместные трапезы – уже не Вечеря Господня (1Кор.11:20). Форма осталась, а содержание было утеряно.

К сожалению, такое случалось не только в древности. Всякий раз, когда в центре нашего внимания оказываются не отношения с Христом, не любовь к Богу и людям, а соблюдение внешних форм, мы впадаем в суеверие. Приведу пример. Как-то раз я проводил семинар для христиан из разных общин. Я говорил, в частности, о необходимости для церкви вести диалог с современными людьми на понятном им языке, использовать близкие им примеры, и в качестве иллюстрации своей мысли сослался на книгу о Гарри Поттере. Я сделал это совершенно сознательно, зная, что к этой книге и ее герою в христианской среде отношение, мягко говоря, неоднозначное. Но, даже зная об этом, я был поражен реакцией аудитории. Люди, которые только что спокойно и аргументировано обсуждали довольно сложные вопросы, оказались неспособны в таком же ключе говорить и на эту тему. Напрасно я ссылался на интервью с самой Джоан Роулинг, в котором она подробно описывает и свою семью, и то, как рождались у нее эти книги, на статьи про книгу и автора в интернете и печатных изданиях. На параллели с Льюисом и Толкином. Участники семинара были непреклонны: «Гарри Поттер» — книга сатанинская, содержит в себе настоящие заклинания и направлена на пропаганду колдовства среди детей и подростков. В конце концов, я решил использовать последний аргумент и задал вопрос: «А кто читал хотя бы одну из этих книг?» Как и следовало ожидать, непримиримые противники Гарри Поттера, саму книгу не читали! Но на вопрос, как же можно осуждать то, с чем не знаком, я получил замечательный ответ: «Можно, потому что в нас – Святой Дух, а духовный может судить о всем!» С этим аргументом я как раз согласен, только мне кажется, он подразумевает нечто противоположное: необходимость самому вникнуть, разобраться и дать оценку, а не прятаться в страхе за мнения «авторитетов»! Позже я несколько раз повторял этот эксперимент в других аудиториях – результат получался очень похожий. Я много встречал в христианском интернете грозных предупреждений о вреде этой страшной книги. Я слышал, как люди молились, чтобы «эта безбожная книга не продавалась в нашей стране»! Вот только никак не могу понять, если эта книга действительно такая вредная, почему Бог не ответил на эти молитвы? Или, все таки, ответил, но не так, как мы этого ожидали?

Чуть раньше подобная волна поднималась в отношении «Властелина колец». Помню статью, в которой автор доказывал, что в этой книге не может быть ничего полезного на том основании, что «Бог не будет использовать волшебство, которое Он Сам же и запретил в Писании, чтобы донести до нас Свои истины». Потом вдруг «вспомнили», что профессор Толкин был глубоко верующим католиком, и отношение христиан к его книгам резко изменилось. Неужели что-то поменялось в тексте? Или Бог стал иначе относиться к волшебству? Что повлияло на то, что мы вдруг стали видеть христианские метафоры там, где раньше видели языческие?
Еще раньше «сатанинской» была объявлена рок-музыка. Аргументов приводилось много, но если разобраться, все сводилось к тому, что этот стиль не вписывался в чьи-то привычные представления о том, какую музыку должны слушать христиане. Подобные примеры можно привести далеко не только в отношении произведений искусства: одежда, телевизор, компьютер… Сейчас уже мало кто помнит, как в церквях осуждалось стремление к получению светского образования, поскольку «знание надмевает», а Бог Свои тайны «скрывает от мудрых, а открывает младенцам»!

Что это, как не суеверие? Мы верим словам людей, которых мы зачастую даже в глаза не видели, и даже не пытаемся разобраться и сделать собственные выводы. Я не пытаюсь защищать ни Гарри Поттера, ни «Властелина колец», ни рок-музыку. Талантливые произведения искусства в защите не нуждаются. Каждый человек вправе составить свое собственное мнение о той или иной книге, фильме, музыке. Я лишь настаиваю на том, что это должно быть личное мнение человека, основанное на том, что он сам знаком с тем, о чем он рассуждает. В противном случае мы становимся суеверными людьми. И самое плохое в этом, что для защиты наших суеверий мы используем Писание!

Христианская вера не имеет ничего общего с суеверными попытками спрятаться от жизни за оградой «благочестивых» страхов и ритуалов. Вера всегда подразумевает риск, она требует выхода из зоны комфорта, преодоления привычных представлений и сложившихся традиций ради того, чтобы Евангелие мог услышать кто-то еще. В противном случае Церковь перестает быть открытой дверью в Небо, превращаясь в памятник культуры прошлого. Вера есть постоянное преодоление нашей склонности к суеверию. Безопасность и уверенность христианина покоится вовсе не на том, что он знает, как правильно себя вести, что читать и как одеваться, а на глубоких отношениях с Творцом Вселенной, на доверии, что Бог направит нас на Свои пути и скорректирует, если мы оступимся. Для этого нужна каждодневная работа со своим сердцем. Для этого нужны люди, которые поддерживают друг друга на этом пути. И тогда у нас есть шанс быть в этом мире свидетелями о Живом Боге и Его Царстве.

Михаил Дубровский

Источник: fatherhome.ru
Теги: христианство, вера, статьи
Назад в статьи