1882-2022
140 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

На Бога надейся, а сам не плошай?

На Бога надейся, а сам не плошай?
18.01.2012 Очень часто становишься участником дискуссии, которая касается границ нашего доверия Богу.
Как мы можем соединить доверие Богу и упование на собственные усилия?
Индикатором здесь может быть известная пословица «На Бога надейся, а сам не плошай». Кто-то с этой поговоркой полностью согласен, а кто-то утверждает, что она заведомо не христианская и правильной является только первая ее часть. Мол, вторая часть говорит только лишь о недостаточном доверии Богу. С этой точки зрения, не нужно заниматься самодисциплиной, Бог сам позаботится о твоей дисциплине. Не нужно вырабатывать в себе нужные качества, Бог сам тебе нужные качества подберет. Не нужно заниматься самозащитой и предупреждать опасности, Бог сам тебя защитит и оградит от опасностей. Не нужно заниматься самообразованием, Бог сам тебе даст необходимые знания. Нужно молиться и ждать манны небесной. Но правильным ли является такой подход?

Есть еще одна интересная поговорка: «Молиться нужно так, будто всё зависит от Бога, а работать так, будто все зависит от тебя». Очень легко, конечно, здесь впасть в крайность. Ну, от крайностей никто не застрахован, но ежели бояться крайностей, тогда придется отвергнуть любую здравую идею.
Существует распространенное мнение, что, поскольку в возрожденном человеке живет Дух Святой, который работает в человеке, то своими силами мы ничего не добьемся, а только лишь помешаем Ему действовать, остается рассчитывать только на Него и ждать чуда. Сторонники такого подхода к жизни апеллируют к понятию «благодать». Но благодать никак не отменяет нашей дальнейшей ответственности за то, что мы сделаем, и что не сделаем.

Бог сотворил нас по образу и подобию Своему и вложил в нас творческое инициативное начало. Творческий подход к жизни – это наш неотъемлемый атрибут и в этом заключается наше Богоподобие. Ничего предосудительного в творческой активности нет.
Наша жизнь – это сотрудничество и сотворчество человека и Бога. В этом сотрудничестве было сделано много прекрасного, в том числе того, на чем зиждется наше христианство.
Писание – это Богочеловеческое произведение. Церковь – это Богочеловеческое сооружение, И в центре всего – Богочеловек Христос, Который явил пример подлинной Божественности и подлинной человечности. Мы верим в того Бога, Который ближе всего к человеку и Который дал человеку больше всего возможностей. Но здесь и кроются большие искушения. Велик соблазн приписать Божественное себе, как не раз бывало в истории. А бывало так, когда деструктивные человеческие идеи выдавались за Божественные, выступая против которых ты выступал "против Самого Бога". В этом смысле, человеку всегда нужно проявлять смирение, не приписывать себе то, что принадлежит Богу, и, напротив, не приписывать Богу то, автором чего являешься ты сам, а это могут быть далеко не самые разумные идеи.

Тем не менее, наши молитвы должны подкрепляться реальными действиями. Если мы хотим достичь чего-то в служении, работе или личной жизни, нужно обращаться к Богу с верой, но и постоянно работать над собой и своим характером. Нам нужна мудрость, а мудрость не падает с неба, мудрость приходит с опытом и практикой. Бог часто отвечает на молитвы через людей, но не обязательно через других людей, Он может отвечать на наши молитвы через нас же самих. Бог не действует шаблонно, не всегда Он благоволит слабым и немощным, иногда Он действует и через сильных и волевых. Особенно это касается жизни в нашем современном обществе, где христианство, раз за разом, теряет свои позиции. Необходимо занимать активную социальную позицию. А то много у нас пассивности и пораженческих настроений. Неужто мы окончательно капитулировали?
А для того, чтобы быть услышанными, необходимо наше всестороннее развитие. Оно не дается за просто так...

То же самое касается и нашего отношения к ближнему. Ближнего нужно не только абстрактно любить, но и быть готовым помочь в трудную минуту, в том числе ценой здоровья или даже жизни. В Писании сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Иоан.15:13). В современном переводе это звучит еще четче «Нет любви выше той, когда жизнь отдают за друзей». Надо полагать, речь здесь идет не об одной молитве...

Наверное, в наш просвещенный век, мы и молимся не так часто. Так давайте больше молиться, молиться с верой в силу и могущество Божье. Но давайте помогать Господу, действовать в нас и через нас.
Я сторонник того, чтобы все-таки не плошать.

«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:12-14).


Андрей Рябенко, специально для www.word4you.ru
Теги: вера, Бог, человек, жизнь
Назад в статьи