1882-2022
140 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Почему не здесь и сейчас?

Почему не здесь и сейчас?
17.01.2012 Человеку свойственно спешить, стараться получить все и сразу: сорвать плод с дерева познания, ускорить социальные перемены путем революции, построить царство Божье на земле. Советский поэт Евгений Евтушенко назвал спешку проклятьем века, но она не связана со временем, веком, а исходит от человека, от его природы, стремящейся достигнуть большего, чем есть сейчас, от его опасной способности мечтать, дерзать, рисковать.

Почему бы Богу не сделать нас враз счастливыми, коль Он нас любит и желает нам блага? В этом вопросе нет злого умысла, но есть много наивности, незрелости, инфантильной безответственности. Бог слишком уважает человека, его свободу и достоинство, чтобы сделать что-либо без его согласия, тем более вопреки его воле. Значит, до счастья нужно дорасти, пройти сложный путь, осмыслить свои шаги и поступки.

Конечно, Бог готов делать подарки, но мы слишком часто злоупотребляем Его добротой и не ценим полученные дары. Рай — это не то, что Бог приготовил нам в качестве неожиданного сюрприза, это то, что мы должны выбрать. Это известная нам перспектива, отношение к которой мы должны выстроить в течение жизни. Тот факт, что о рае и аде нас предупредили заранее, обязывает нас к личной ответственности, так что любые ссылки на «незнание» не работают.

Во многом мне импонирует позиция христианского философа Ричарда Суинберна, который предлагает нам видеть смысл в каждом мгновении и не спешить забегать вперед: «Бог сотворил миры обоих видов — наш мир и Рай для блаженных. Последний представляет собой чудесный мир с широким набором возможных полноценных благ, однако в этом мире отсутствуют некоторые блага, наличествующие в нашем мире, в том числе благо, проистекающее из возможности отвергнуть благо» (Суинберн Р. Есть ли Бог? — М.: ББИ, 2006. — С. 99). По мнению Суинберна, если рай настанет сейчас, если исчезнут страдания и зло, «у многих из нас в таком случае просто не будет случая продемонстрировать мужество или вообще как-то проявить свою доброту» (Там же. — С. 96).

Жизнь не просто ожидание или проживание-прожигание, а школа, подготовка, серия судьбоносных решений, уроков свободы и выбора. Вечное блаженство определяется не произволом Бога в отношении человека, но человеческим ответом на Божье предложение жизни вечной. И на это самоопределение человеку нужна вся жизнь, никак не меньше. Вот почему важны каждый день, каждый поступок, каждое решение — из них складывается «да» или «нет», сказанное нами Богу и вечной жизни с Ним.

Петр, один из близких друзей и апостолов Иисуса, всегда спешил, он первым бросался в бой, первым откликался на зов Учителя. Именно ему Христос указал на невозможность обрести все здесь и сейчас и на перспективу иметь это после: «Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Ин 13:36).

Вместо того чтобы мучиться вопросами о временах и сроках, стоит спросить себя: что нужно сделать мне? в чем измениться? чего ожидает от меня Бог? как приготовить себя к вечности? Жизнь, выстроенная в перспективе вечности, окрашивается в светлые тона и наполняет каждый миг богатым содержанием, предчувствием и предвкушением рая.


Михаил Черенков

Источник: Журнал "Решение"
Теги: жизнь, человек, Бог, статьи
Назад в статьи