1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Алексей Смирнов: "Переворот должен произойти в жизни самого верующего"

Алексей Смирнов: "Переворот должен произойти в жизни самого верующего"
16.08.2011

Председатель Российского союза ЕХБ Алексей Васильевич Смирнов дал интервью журналу "Голос истины", издающегося Славянской баптистской церковью города Спокен, штат Вашингтон (США).

Алексей Васильевич, расскажите о себе.

Родился в 1955 году. Рос и обратился к Господу в городе Дедовске (Московская область). Родился в христианской семье. С ранних лет при церкви, потому что верующие собирались в доме моего отца. Когда мне было 6 лет, отца в первый раз арестовали, судили и отправили в Сибирь. Отобрали дом. В 1964 году он был реабилитирован как незаконно осужденный. В 1973 году я покаялся, хотя вопрос, верить в Бога или нет, передо мной никогда не возникал. Для меня обращение означало: согласен ли я посвятить всю свою жизнь Богу. С тех пор служу Господу. Начинал руководителем молодежи в местной церкви, затем - по Московской области, проповедовал на улицах Москвы, организовывал новые церкви, нес пасторское служение, работал в пасторском отделе при Союзе евангельских христиан-баптистов. Год назад меня избрали председателем Российского Союза ЕХБ. Женился в 1978 году. У нас шесть сыновей, три дочери-невестки и два внука.

В 90-е годы Вы участвовали в благовестии. Действительно ли это было пробуждение или просто поиск чего-то нового?

Все началось в конце 80-х. Для нас это время было реальной возможностью открыто нести Благую весть - ничто другое нас не интересовало. Когда появилась такая возможность, мы пошли с проповедью Евангелия, приглашая людей на библейское обучение. Конечно, в то время была определенная эйфория. Повышенное радостное настроение после падения "железного занавеса" охватило многих людей потому, что появилась свобода, и то, что раньше считалось "опиумом" для народа, стало чем-то даже престижным.

Вначале Благую весть несли в основном энтузиасты-проповедники. Российский Союз как-то невнятно реагировал на открытые двери для проповеди. Совет Церквей вообще последним отреагировал на происходящие в стране процессы. Поэтому и возникали новые церкви, которые затем объединялись в свои небольшие союзы.

Ожидаются ли в современной деятельности Союза какие-либо изменения?

Никакие радикальные изменения не предполагаются. Российский Союз ЕХБ продолжает нести свое служение. На последнем Съезде мы приняли документ, который регламентирует видение и стратегию работы нашего братства. Как председателю, возглавляющему Союз, мне приходится главным образом корректировать то, что уже есть, но не менять что-либо. Ни в каких революциях мы не нуждаемся. Переворот, прежде всего, должен произойти в жизни самого верующего: от потребительского образа жизни - к реализации Божьих задач.

Какие цели поставлены перед братством на ближайшие годы?

Сейчас мы выбрали основное направление работы - это поместная церковь. Всестороннее развитие поместной церкви, начиная от пресвитеров, их обучение, устройство церкви и даже дом молитвы. Какой бы он ни был, он должен хорошо выглядеть, быть привлекательным и удобным. Мы будем вкладывать силы и ресурсы в то, чтобы церковь стала понятной, устроенной и влиятельной. Идея открытия новых церквей - идея хорошая. Но слабые церкви основывают такие же слабые общины, и это неправильно. Те церкви, которые уже есть, должны стать утвержденными, библейскими, сильными, организованными, и тогда они смогут организовывать достаточно зрелые группы. Это первое.

Второе. Миссионерскую работу мы хотим переключить на области. Главная сила миссионерского служения - это областное объединение. Ведь тяжело и даже неправильно управлять из Москвы миссионерской работой. Да, мы будем координировать работу, но больше ответственности должно быть на местах. В наших церквах есть определенный перекос. Мы проповедуем Евангелие низшим слоям населения: алкоголикам, наркоманам, бездомным и нищим. Это простой путь для достижения душ, хотя он и оправдан: ведь Христос умер за всех людей. Но получается, что общины христиан-баптистов пополняются за счет этого контингента, и это не совсем правильно. Мы сами даем повод думать, что русские баптисты - это отсталые необразованные люди. А ведь у нас есть потенциал. Есть образованные христиане, которые могут представлять баптистское братство на научных форумах и конференциях. В этом направлении нужно работать и поощрять проповедь Евангелия всем категориям населения.

Существует ли какая-либо статистика по количеству и росту церквей?

Количество церквей у нас не уменьшается. Но численность членов церквей может и убывать. Сегодня я пользуюсь данными, полученными от предыдущего руководства. Но к октябрю, когда соберутся областные пресвитера, у меня будет более полная картина.

В чем сегодня больше всего нуждается христианин? Может быть в том, чтобы вернулась первая любовь?

Христианин нуждается по-прежнему все в том же: он должен переключиться со своего "я" и сосредоточиться на двух направлениях. Первое - заняться очищением своей жизни и сердца, и второе - исполнением Божьей воли. К сожалению, сегодня христиане погружаются в литургическое служение и евангельские верующие становятся этакими "полуправославными", когда литургия в храме – весь смысл христианской жизни. Неудивительно, что верующие активны только на воскресных богослужениях, но пассивны в своем личном христианстве в течение остальной недели. Это нужно изменить.

С какими трудностями сегодня встречаются верующие?

Больше стало соблазнов. Размываются понятия о посвящении Богу, о чистоте собственной жизни. В нашей стране появилось еще одно искушение - возможность жить лучше. Мир предоставляет для этого много возможностей: хочешь трудиться на двух работах - работай, хочешь на трех - работай. И как ни странно, в нашем обществе именно баптисты востребованы. Их берут на работу по многим причинам: не употребляют алкоголь, всегда трезвые, честные, посвященные работе. Многие верующие этим увлеклись, и для таковых христианство стало всего лишь праздничным богослужением.

Искушение же для молодежи - электронные новшества, которые открывают перед ними большие возможности. Духовно незрелый христианин становится зависимым от компьютера, Интернета, бывает, что самостоятельно уже не может освободиться. Не говорю уже о краже времени через все эти электронные игрушки: дьявол становится все более изощренным в обольщении.

Если сравнивать баптистские церкви с другими деноминациями, в чем мы проигрываем, а в чем преуспеваем?

Прежде всего, баптисты находятся в более выгодном положении в историческом плане. Ведь еще не так давно многих, включая пятидесятников, называли баптистами. Харизматия - явление более позднее, появившееся на волне 90-х годов в России. Преимущество, однозначно, на стороне баптистов: ведь мы проповедуем Евангелие, не искажая его. Так что с точки зрения традиционного российского общества, баптисты более приемлемы. Если же говорить об эмоциональном восприятии в обществе, где проявление эмоций не всегда приветствуется, то мы видим, что харизматические церкви растут. Причина этого, в какой-то мере, - возможность выразить здесь свои чувства, но, как следствие, наблюдается и большая текучесть в таких церквах.

Недостатками в баптистском братстве я назвал бы аморфность, некую леность, отсутствие огня, который побуждал бы к личному посвящению. Мы не должны никому подражать, но использовать любые формы для донесения Евангелия, даже наблюдая за иеговистами или мормонами. Они идут от дома к дому, а ведь это методы евангельских христиан. Вспомните, кто на Руси был первыми книгоношами? Странно как-то получается: иеговисты несут заблуждение, но усердны в своем деле, а мы, представители Царства Христа на земле, не используем все возможности. Мы должны понять, что ответственны за спасение грешников!

Ваша оценка церквей в эмиграции.

Трудно сказать, есть ли у меня такая оценка. Скорее всего, есть мнение, сформированное на основе рассуждений служителей. В любом случае, отличия есть. Я бы сказал, что здесь присутствует некая законсервированность, которая тянется из прошлого столетия. Мне часто задают вопрос, проникает ли либерализм в российские баптистские церкви. В богословии никакого либерализма нет. А вот в формах служения он присутствует. И это вполне нормальное явление, если оно контролируемо. Здесь же я вижу стремление верующих сохранить формы и устройство церковной жизни двадцатилетней давности. Но церковь меняется, меняется среда, в которой находится церковь, и поэтому, сохраняя богословие, используются новые формы служений. Где-то проводятся спортивные мероприятия, где-то устраиваются театральные постановки для проповеди Евангелия. В одних церквах это практикуется, в других подобное категорически неприемлемо. Это - позиция самой церкви, и мы не можем из центра диктовать одну линию для всех форм служений. Главное, чтобы эти формы не противоречили Писанию.

Какую пользу и какой вред несут иностранные миссионеры?

Хороший вопрос. Во-первых, большинство иностранных миссионеров имеют благие намерения для России в деле распространения евангельской вести. К сожалению, иногда вместе с Евангелием привносится и культура какой-либо страны. И здесь миссионеры должны понимать, что свою культуру приносить не нужно, а также и свое специфическое богословие. Нужно нести библейские подходы, чтобы поддерживать местные церкви и их служителей в работе, ни в коем случае не разрушая традиции поместной церкви. Особенно это касается России, поскольку наша страна - не духовная пустыня. Она имеет многовековую историю православной церкви, хотим мы это признавать или нет. Эта традиция и история наложили отпечаток и на богословие, и на формы служений. Иностранцами было пожертвовано много средств, причем порой даже не спрашивался финансовый отчет. На пожертвования были построены храмы, и об этом нельзя забывать: ведь это была милость и служение со стороны зарубежных церквей и миссий. Русские очень доверчивы. Случалось, что иностранца воспринимали как своего, со схожим баптистским богословием, но это не всегда было так и приводило к определенным проблемам в церквах. С одной стороны, финансовая помощь - это благословение, с другой - христиане привыкли к такой помощи и сами отучились жертвовать. Сейчас в этой сфере мы проводим обучение наших верующих.

Чем мы, русские эмигранты, можем быть полезны для России?

Прежде всего, русские эмигранты понимают нашу культуру, знают российский менталитет. Нам не нужно много времени, чтобы наладить между собой нормальные отношения. Владея русским языком, вы можете быть хорошей поддержкой и в миссионерских, и в других проектах российских церквей. Можете поддержать те церкви, которым самостоятельно трудно что-либо осуществить. Когда приезжает подготовленная, образованная молодежь и проповедует Слово Божие, подготавливается почва для личного благовестия, оказывается влияние на власти, формируется правильное общественное мнение. Такие миссионерские поездки полезны и американским церквам. Ведь молодежь, которая участвует в миссии, принципиально отличается от той, которая не выходит за пределы своей церкви. Это посвященная молодежь, из нее вырастают будущие служители церквей. Так что от таких миссионерских проектов обоюдная польза: и для церквей Америки, и для России. Вместе будем проповедовать Евангелие и возрастать духовно!

Беседовал Павел Кобзарь

Источник: Журнал "Голос Истины"

Теги: РС ЕХБ
Назад в статьи