История двух братьев ( Экзегетический анализ Быт.4:1-16 )
Бытие 4.1-16 История двух братьев
Цели урока
Развить нравственные качества: показать, что гордость и заносчивость порицаются Богом, а смирение и кротость, независимость от мнения окружающих одобряются.
Чтение текста
Главная тема Быт.4 - распространение греха через семью в обществе. История Каина и Авеля показывает, как разрушение первоначального творения вовлекает не только мужа и жену, но и братьев. В этой истории повествуется о человеке, который восстал против своего брата и против Бога. Он не подчинился Богу, убил своего брата и отказался взять на себя ответственность за это.
Бог защищает жизнь восставшего Каина, чтобы он смог выжить во враждебном мире, при этом Каин лишается Божьего благословения.
Структура 4.1-16
1. Родословие: 1-2
2. Преступление и его последствия: 3-16
2.1. Преступление: 3-8
Обстоятельства: 3-5
Речь Бога: 6-7
Убийство: 8
2.2. Последствия: 9-16
Судебный процесс: 9-15а
Исполнение приговора: 156-16
Богословские идеи
С чего начинается сюжет истории?
В первом приближении сюжет истории развивается от Божьего отвержения Каина и его приношения. Каин завидует брату, злится, отвергает Божий совет, убивает брата, не берет ответственность за преступление, протестует против наказания. В этом заключается "(путь Каина"], который упоминается в послании Иуды (Ид.11).
Вопрос, который чаще всего задают по поводу истории Каина и Авеля - почему Бог отверг приношение Каина и принял дар Авеля?
Дают примерно такой ответ: все дело в том, какой дар принесли Каин и Авель.
Авель принес "от первородных стада своего и от тука их", что можно перевести как "самых жирных животных из первородных своего стада", то есть самое лучшее, а о даре Каина просто сказано, что "Каин принес от плодов земли дар Господу", то есть, скорее всего, не самое лучшее, иначе в тексте не было бы такого противопоставления. И именно поэтому Бог отвергает дар Каина, а дар Авеля принимает.
При этом главным здесь является не дар, а отношение братьев к самому приношению, а значит и к Богу. В тексте (3-5а) вначале упоминается имя (Каин, Авель), а затем говорится о приношении. Поклонение Каина и Авеля представляет собой два типа поклонения Богу. Один тип - это сделать приятное Богу (Авель), другой тип - выполнить свой долг (Каин).
Но можем ли мы что-нибудь сказать о том, почему Каин и Авель именно так отнеслись к жертвоприношению Господу?
Давайте посмотрим на форму повествования
Во-первых, важным является контраст между началом и концом истории. В начале Ева говорит: "я приобрела человека от Господа". С его рождением Ева связывала свои надежды, веру, будущее. Есть мнение, что текст нам го-
ворит о том, что Ева считала Каина Божьим ответом на [пророчество, о котором казано в 3.15: "Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту".
Заключение же истории говорит нам об отвержении Каина и его отношении к Богу: "И пошел Каин от лица Господа" (16) .
Таким образом, история показывает истинную природу Каина
Далее, посмотрим на события, составляющие этот рассказ:
рождение Каина - рождение Авеля
род занятий Каина - род занятий Авеля
дар Каина - дар Авеля
отвержение Каина - принятие Авеля
огорчение Каина - смерть Авеля
Таким образом, повествовательная форма подчеркивает идею контраста, противопоставления Каина и Авеля.
Мы говорили о том, с чего начинается сюжет истории. На самом деле сюжет начинается не с Божьего отвержения Каина, а гораздо раньше. Все начинается с рождения Каина и Авеля.
Посмотрите на реакцию Евы. Она очень
важна. Какая она? Что Ева говорит после рождения старшего брата и как она реагирует на рождение младшего?
По поводу рождения Каина она воскликнула: "Приобрела я человека от Господа". А какая реакция на рождение Авеля? Никакой. Просто говорится о факте рождения: "и еще родила брата его, Авеля".
Если первый важный момент связан с контрастом между Каином и Авелем в повествовании, то второй момент, который поможет нам истолковать эту историю, связан с именами главных героев. В истории о Каине и Авеле очень важны имена.
Каин
Кана(евр) – «приобретать»
При этом между глаголом "приобретать" и именем Каина нет этимологического сходства имя Каин не происходит от слова "приобретать".
Здесь присутствует только (звуковое)сходство ("кана" - "каин"), а также текстовое соответствие ("приобрела я человека от Господа"): "кана" -"приобрела я человека" - Каин.
Иными словами, имя Каина указывает на отношение к нему в семье: его ценили, уважали, любили, родители связывали с ним надежды, чаяния. Возможно, что поэтому Каин вырос заносчивым, гордым, самодовольным человеком.
Авель.
Хавал(евр)- «дыхание, пар» (Пс. 14 3.4) Это слово также означает "суета, пустота" (Екк. 1.2)
Отсутствие реакции Евы и имя Авеля означали отношение к Авелю в семье. Несмотря на это, Авель приносит дар лучший по сравнению с даром Каина. Он мог бы злиться, таить обиду, зависть. Но кто на самом деле будет таить зависть? Каин.
Итак, перед нами хиазм (фигура речи, смысл которой располагается в центре) :
Ева (реакция) - Каин / Авель - Господь (реакция) "приобретение" / "ничтожество"
«Почему ты огорчился?» («Отчего ты разгневался?») - риторический вопрос, направленный на то, чтобы Каин осознал то, что происходит. У Каина есть шанс исправиться. Ему известно добро и зло. То чувство, которое он испытывает, - не доброе.
Робец(евр)- 'лежит, затаился'. Это слово описывает льва, ждущего свою добычу.
'господствуй' - то же самое слово, которое использовано в отрывке «Господствуйте и владычествуйте над рыбами морскими».
Впервые в Св. Писании появляется слово грех (хатат).
Что ответил Киан Господу? Его ответом стало убийство брата.В чем
заключалась причина убийства? Зависть к брату.
Наказание Каина: самое ужасное для древнего человека - умереть в чужой земле, т.е. оказаться в руках чужих богов. В русском языке существует слово "изгой".
Каин - человек без земли и без Бога. Скиталец, изгой, ничтожество. Любой человек мог его убить. Это было тяжелейшее наказание. Каин знал законы мира сего. Удивительно, но факт: Каин проклят, но Бог защищает его (15)
Каин был "приобретением", стал "ничтожеством". Авель был "ничтожеством" стал ?
Примером праведного человека в Писании: Евр. 11.4 (пример веры); Мф. 23.35, Лк. 11.51 (Авель назван праведным и поставлен Иисусом в один ряд с пророками Израиля).
Какой хиазм мы получаем в итоге?
"приобретение" (Каин) / "ничтожество" (Авель) "ничтожество" (Каин) / "приобретение" (Авель)
Итак, перед нами проповедь, которая имеет впролне определенную весть, послание для читателя.
В чем же заключается эта весть? Давайте попробуем сделать выводы,
1) О чем нам говорит противопоставление Каина и Авеля? Кротость благословляется, а гордость порицается.
2) Есть два вида служения или поклонения Богу: Один тип - это сделать приятное Богу (Авель), другой тип - выполнить свой долг (Каин).
3) О чем нам говорит ошибка Евы? Благословляется не первый, сильный, яркий, а второй, кроткий, незаметный.
4) О чем нам говорит реакция Бога? Последнее слово за Ним.
Кирилл Горелов ( магистр богословия МБС ЕХБ )