1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

А где же братья?

А где же братья?
06.07.2011 А где же братья? Один из номеров российского христианского журнала "Миссионер" приводит довольно актуальное заявление на своей обложке о том, что более 80% евангельских верующих в России - женщины (Миссионер 4, 2005). В своем интервью председатель Союза ЕХБ России Ю.К. Сипко говорит: "Есть группы верующих, где 100% - одни сестры. В России вообще больше женщин. Общество в недоумении: русский мужик вымирает. Надо мужчин спасать. И в церквях в том числе. Тенденция угрожающая" (Из интервью Ю.К. Сипко, приведенного в статье Елены Круглой и Юлии Черемисиновой "Женская доля", Миссионер 4, 2005, стр.27). Не лучше обстоят дела, к примеру, в российском братстве пятидесятников: около 30% мужчин и 70% женщин.

Так уж сложилось, что большая часть членов евангельских баптистских церквей - сестры. Мы благодарим Господа за наших жен, сестер, матерей и бабушек, которые вместе с нами, мужчинами, служат Господу в Церкви Иисуса Христа. Нашим матерям и бабушкам во многом мы обязаны тем, что Слово истины было передано новому поколению христиан тогда, когда наши отцы и деды отбывали тюремный срок за проповедь Евангелия. В семье моих прадедушки и прабабушки, проживавших в 1940-х гг. в Одесской области (Украина), было восемь детей. Когда прадедушку-служителя арестовали за проповедь Евангелия и осудили на десять лет лагерей, на долю моей прабабушки выпало воспитание детей в духе и силе Евангелия. Благодаря ее усилиям и помощи Господа, сегодня я могу называть Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.

Положение в Церкви является зеркалом ситуации в обществе.
И все же на сегодняшний день перед многими церквями на пространстве СНГ стоит вопрос об отсутствии лидеров или же о пассивности мужчин в церкви. Ситуация в евангельских церквях во многом отражает ситуацию в обществе, в котором многие мужчины утратили чувство ответственности. Ю.К. Сипко подчеркивает: "Соотношение сестер и братьев в церкви отражает картину общества. Мужчина утратил осознание своей личной ответственности за себя и свою семью перед своей совестью, обществом и, что важнее, перед Богом" (Там же, стр.28).

К сожалению, мужчины не торопятся с ответом на проповедь Евангелия. Им чаще всего свойственна осторожность в принятии кардинальных жизненно важных решений. Они руководствуются рациональными убеждениями, логическими заключениями и довольно часто не повинуются воле чувств. По моим наблюдениям, во время десятков евангелизационных богослужений число женщин, совершающих покаяние, намного превосходит число мужчин. Даже во время господства атеизма в СССР многие безбожники презрительно именовали христианство "религией женщин и слабых людей".

На кого мы ориентируем евангелизационную проповедь? Почему подобное происходит в нашей среде? Не потому ли, что евангелизационная проповедь зачастую ориентирована на чувства и эмоции, а не на рациональное изъяснение и последовательную аргументацию плана спасения. Как правило, во время евангелизационного богослужения проповеднику предоставлен ограниченный отрезок времени, во время которого он делает эмоциональный призыв следовать за Христом. В подобной проповеди порой нет места повторам, логической цепочке доказательств и многочисленным аргументам. Также в подобной ситуации полностью исключена возможность диалога проповедника с представителями аудитории. К сожалению, нет у мужчин возможности задать вопросы, которые их волнуют, и развеять сомнения, которые их тяготят. Исходя из своего личного опыта, могу сказать, что многие неверующие мужчины приходят к Христу в результате долгого процесса размышления, чтения и изучения Писания, а также диалога с мужчинами-христианами. Евангелизм подобного рода занимает много времени и не приносит мгновенного результата. Он требует упорного и кропотливого труда со стороны служителей церкви, у которых порой нет времени для длительных и обстоятельных бесед.

Примером подобного диалога может служить беседа Иисуса с Никодимом (Ин.3 гл.). В неторопливой беседе Никодим смог задать Христу все вопросы, интересующие его, и получить на них убедительный ответ. Другой пример - беседа Филиппа с евнухом, вельможей Кандакии, царицы Эфиопской (Деян.8 гл.). Обращение евнуха стало результатом длительной беседы с Филиппом. В ответ на вопрос евнуха "Прошу тебя сказать, о ком пророк говорит это? О себе ли или о ком другом?", "Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе" (Деян.8:35).

Нам, мужчинам-христианам, необходимо поучиться у Иисуса Христа и Филиппа. Одним из полезных советов будет ориентирование наших проповедей не только на женщин, но и на мужчин, в том числе и соответствующий подбор примеров и иллюстраций, направленный, в том числе, и на мужскую аудиторию. Также следует уделять достаточно времени и внимания аспектам посещения семей на дому, душепопечительства и неторопливого процесса изучения Слова страница за страницей.

В Церкви есть место всем
Несмотря на то, что в связи с демократическими преобразованиями в нашем обществе намного больше внимания стало уделяться правам женщин, вряд ли можно сказать, что произошла перемена в отношении роли женщины в жизни общества и семьи. Г.А. Савин пишет: "Несмотря на изменения традиционного образа жизни женщины, люди продолжают говорить о ней как о "хранительнице домашнего очага" и главном воспитателе детей…" ("Библейское понимание служения женщин", Путь богопознания 2,1997, стр.75). Он подчеркивает, что женщина всегда будет оставаться матерью и воспитательницей детей, а при произнесении слова "мужчина" всегда будет возникать ассоциация с главой семьи, лидером, защитником, "оберегающим покой своих близких" (Там же). И отец, и мать необходимы для нормальной жизни семьи и воспитания детей.

В Церкви Иисуса Христа есть место всем: и мужчинам, и женщинам. Проповедь Иисуса во время Его служения была направлена к обоим полам. Она включала всех. Не зря наш Господь говорил: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…" (Мф.11:28). Среди друзей Господа был мужчина Лазарь, но также и две его сестры, женщины Марфа и Мария (Ин.11 гл.). В число своих самых близких последователей наш Господь включил двенадцать мужчин (Мк.3:13-19), однако первым после Своего воскресения Он явился женщинам-мироносицам (Лк.24:1-11). Новозаветная Церковь также состояла из мужчин и женщин. В ней нашлось место семи диаконам-мужчинам, исполненным Святого Духа и мудрости, поставленным апостолами для того, чтобы "пещись о столах" (Деян.6:1-6), а также Фиве, диакониссе церкви Кенхрейской. О ней Павел с любовью отзывается как о "сестре нашей" (Рим.16:1). Говоря о служении в церкви в Первом Послании к Тимофею, апостол Павел упоминает о епископстве и диаконском служении (1Тим.3 гл.), но не забывает указать на важное положение женщин-вдов в церкви (1Тим.5 гл.).

К сожалению, многие проблемы, касающиеся служения мужчин и женщин в церкви, вращаются вокруг одного вопроса: "Какое служение выше и почетнее?" На мой взгляд, вопрос этот не совсем правильный, так как в Церкви Иисуса Христа нет почетных и непочетных служений. По словам Савина, "у одних служение, на первый взгляд, более явное, у других - менее, но это не означает, что одно служение более ценно, чем другое, ибо во Христе любой труд во имя Бога и ближнего одинаково высоко ценится и получит должное воздаяние" (Там же, стр.76). Эксклюсивизм (исключительный подход) и крайности неуместны в Церкви Господа.

Все члены Тела Иисуса Христа равны, и все нужны для совершения служения и созидания Церкви. Тот факт, что лидерство в семье и христианской общине принадлежит мужчине, совсем не знак того, что служение женщины незначительно или ниже по статусу в глазах Бога. В 1 Послании к Коринфянам написано: "Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно" (1Кор.12:14-18). Г.Савин пишет: "Церковная община - это большая семья, где каждый член представляет собой Тело Христа. Именно поэтому действительность и здравый разум призывают детей Божиих к гармоничной духовной и общественной жизни" (Там же).

В Церкви Христа и братья, и сестры должны воспринимать друг друга как большое благословение. В ней должен присутствовать дух взаимной любви и уважения. С каким нетерпением, порой, сестры в тех российских церквях, где нет братьев, ждут приезда брата-проповедника, который мог бы прочитать им Слово! Насколько скучны были бы наши церкви без женского пения и горячих сестерских молитв о детях, мужьях и служителях! Апостол Павел пишет, что в церкви мы должны проявлять истинную любовь друг к другу для того, чтобы вознести нашего Главу Христа, "из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4:15-16).

Приоритет семье и служению
Задача сегодняшних служителей - побудить братьев к служению. К сожалению, многие братья в наших евангельских церквях пассивны. А ведь пассивность противоестественна духу Евангелия. Господь призывает нас, мужчин, к активному, а не пассивному христианству. Он сказал: "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк.9:62).

Являясь основными добытчиками хлеба для своей семьи, братья порой забывают о своей обязанности: быть лидерами в церкви и семье. Ведь посвящение Господу и служение Ему - самое важное, что есть в нашей жизни. В книге Второзаконие написано: "И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими" (Втор.6:5). Правда то, что "кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5:8). Но также справедливы и важны для нас слова Господа Христа: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф.6:33-34).

Мы, мужчины, порой думаем, что благополучие и процветание наших семей зависит от нас, что чем больше мы будем работать, тем более и более будет улучшаться материальное благополучие наших семей. Думая так, мы забываем о Господе и служении Ему в церкви, целиком отдаваясь работе. А ведь в Библии написано: "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Пс.126:1). Не на себя должны мы надеяться, но на Господа. В Притчах говорится: "Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой" (Прит.3:5). Как часто мы жертвуем подготовкой проповеди, хоровыми и оркестровыми репетициями, посещением занятий по изучению Библии, а также регулярным посещением богослужений ради того, чтобы завершить ту или иную работу! Наше служение в церкви ни в коем случае не должно конфликтовать с нашей профессиональной деятельностью. Если же подобное происходит, то нам следует задуматься, что в нашей жизни мы считаем наиболее важным?

Жены-христианки должны всячески поддерживать служение своих мужей и с пониманием относиться к их церковным обязанностям. Не секрет, что порой на жен служителей ложится бремя заботы о детях, когда их мужья заняты служением. Хорошим примером для них может послужить Руфь Белл Грэм, жена известного проповедника Билли Грэма. Д-р Грэм часто отсутствовал, совершая служение евангелиста, и Руфи приходилось ухаживать за детьми. Однако она всегда читала Библию вместе с ними и говорила им, что "отца нет дома, потому что Он заботится о спасении многих тысяч людей". Таким образом, дети всегда знали, что отца нет дома по веской причине. Однажды, оставив детей со своими родителями, Руфь провела с Билли три месяца, поддерживая его во время крупномасштабной евангелизации в Лондоне.

Время молитвы и чтения Библии вместе с семьей должно быть священным и незаменимым для нас. По примеру израильтян, отцы должны взять на себя ответственность рассказывать своим детям о делах Божьих и о Его чудесах. В Псалме Асафа говорится: "Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил" (Пс.77:3-4). Пример отца, читающего Библию в семье и молящегося Господу, послужит добрым примером для многих последующих поколений. Чтение Слова в семейном кругу и молитва сформирует необходимые верные принципы христианской жизни для родителей и детей. Добрые традиции, которые мы формируем в наших семьях, будут существовать в течение многих лет и повлияют на жизнь наших потомков. Для меня, тогда двенадцатилетнего подростка, пример моего отца, читавшего Библию за столом, с карандашом в руках, был решающим в моем стремлении изучать Слово и впоследствии посвятить всю мою жизнь на служение Христу. Брайан Харбор пишет: "Мы должны быть достаточно смелы для того, чтобы сказать "нет" второстепенным делам, чтобы затем сказать "да" первостепенным" (Семнадцать препятствий на шоссе нашей жизни, стр.38). Псалмопевец говорит, что тот муж будет успешен, который "не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!" (Пс.1:1).

Развивайте служение братьев в поместной общине Где же братья? Как исправить ситуацию с пассивностью мужчин в наших общинах? Прежде всего следует обратить особое внимание на служение братьев, ведь признание существования проблемы - первый шаг к ее разрешению. Следует говорить проповеди на тему о роли мужчин в церкви, но более всего нужно целенаправленно молиться о мужском служении в общине. Также следует организовывать служения, которые объединили бы мужчин вокруг Божьего Слова и молитвы. Не секрет, что во многих церквях существуют молитвенные группы для сестер. Почему бы не организовать подобные группы для братьев?

Сергей Ряховский говорит: "В моей поместной церкви мы объявили год мужчин, год мужей. Мы увидели, что мужчин у нас стало много, но женское служение, развитое и сильное, в каком-то смысле "придавило" братьев" (Из интервью С. Ряховского, приведенного в статье Е. Круглой и Ю. Черемисиновой "Женская доля", Миссионер 4, 2005, стр.29).

В одной евангельской общине задумались о том, как побудить братьев к служению. Для этого пастор церкви организовал группу изучения Библии для братьев. Мужчины-христиане встречались по пятницам в шесть часов утра для молитвы и изучения Библии. Там, в узком мужском кругу, они стали открывать друг перед другом свои молитвенные просьбы. Так среди них образовался круг доверия. Вскоре эти братья стали совместно осуществлять различные проекты: помогать в социальном служении церкви и ремонте молитвенного дома. Вскоре из этой группы выделились братья, которых Господь побудил проповедовать Евангелие. Число проповедников в общине пополнилось. Для них изучение Слова явилось своеобразным "трамплином" к призванию на служение Словом. Другие братья образовали певческую группу, которая начала активно участвовать в богослужениях и посещать соседние церкви. Видя их рвение к служению, и другие братья стали частью мужского служения. Сестры же, мужья которых не знали Господа, получили хорошую возможность сообщить им о том, что они могут посетить мужскую группу изучения Библии для того, чтобы получить ответы на свои вопросы. Такой подход привел к тому, что церковь пополнилась братьями, горящими огнем служения Богу.

Где же братья? Они есть в наших церквях. Хоть их немного, порой всего 20-30% от общего числа членов церкви, но они могут стать огромным благословением для всей общины, если осознают свою ответственность перед Богом как лидеры церквей и семей. С них может начаться великое пробуждение в нашей общине, местности и стране. Бог призывает нас, братья, служить Ему и жертвовать многим ради Господа и Его Церкви. Сегодня Господь ищет мужей по сердцу Своему и задает все тот же древний, но такой насущный вопрос: "Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" Ответим же на призыв Господа, говоря: "Вот я, пошли меня" (Ис.6:8).

Д-р Олег Турлак (Торонто, Канада)

Источник: http://www.istina.info

Теги: церковь, общество, мужчины
Назад в статьи