1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Христос распятый

Христос распятый
10.04.2011 Ибо и иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. 1 Кор. 1. 22-24.

Коринф наравне с Афинами славился, как место Еллинской (греческой) учености и всякого просвещения. Хотя ко времени Ап. Павла Коринф был преобразован и заселен Римлянами, но в нем оставалось еще не мало Еллинов (греков). Среди Еллинов жило гордое представление о славном прошлом их города, когда в нем жили великие философы (мудрецы), ученые, художники и т. п. Среди них еще были живы учения их мудрецов. У них было представление о томе, что вечная истина может быть вполне познана разумом человеческим, который и создал в стране Еллинов целые учения о природе, о сути всех вещей и т. п. Здесь, как и в Афинах, в то время существовали разные философские партии, из которых каждая старалась представить свое учение, как наиболее разумное и правильное.
С другой стороны в томе же Коринфе жили в качестве колонистов иудеи, которые хранили постановления библии и если верили в пророчества о Мессии, то представляли себе Его пришествие связанным с великими переворотами в жизни народов, знамениями и чудесами. Самое же главное для них было то, что Он должен был придти как Царь Иудейский, со властью и славою и освободить их от иноземного ига. И так, с одной стороны "Еллины ищут мудрости", а с другой "Иудеи требуют чудес" Павел же предлагает им "Христа распятого". Происходило ли это от того, что он не понимал мировоззрения того и другого класса населения? Нет, он понимал их вполне. Это ясно видно из его пребывания в Афинах (Деян. 17). Говоря там с эпикурейскими и стоическими философами, он приводит слова одного из Еллинских стихотворцев сказавшего: "мы Его и род". Здесь он проявил не только понимание Еллинской мудрости, но даже начитанность образованного человека. Тем не менее он и им "благовествовал об Иисусе и воскресение" Деян. 17. 18. Он и им предлагал "Христа распятого".
Он делал это по двум главным причинам:
Во-первых потому что "Христос распятый" был для него выражением величайшей мудрости Божией.
Говоря в 11 главе послания к Римлянам о спасении своих соотечественников, Израильтян, Апост. Павел доказывает что весь остаток Израиля спасется, ибо "придет от Сиона Избавитель" и отвратит нечестие от Иакова" (стих 26). Далее он очерчивает великий план спасения рода человеческого. Он говорит: "как и вы (язычники) некогда были непослушны, а ныне помилованы по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. В другом же месте он говорит: как непослушанием одного человека сделались многие грешники, так и послушанием одного сделаются праведными многие" Рим. 5. 19. Все язычники и Иудеи, т. е. весь род человеческий оказались в непослушании. Один только Он, "Христос распятый", осуществил полное послушание. "Он, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам (Фил. 2, 6-7) и был послушным Отцу в исполнении всех Его заповедей. Идя на Голгофу Он говорил Отцу, "не как Я хочу, а как Ты хочешь" и смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Высшим делом послушания Иисуса Отцу была крестная смерть Его, а потому единственным и совершенным послушанием человеков Отцу на земле был "Христос распятый". А так как непослушание всего Мира покрывается по милости Божией послушанием Одного, то ясно, что "Христос распятый" есть единственное средство для того, чтобы грешники были "помилованы" и "сделались праведниками". То же самое Ап. Павел выражает другими словами, где непослушание он называет грехом и преступлением, возмездие за непослушание называет смертью; плод послушания называет жизнью, послушание Христа называет Его смертью, помилование через Христа называет дарованием вечной жизни и т. п.
Павел указывает на то, что "как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть и "как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к "жизни (ст. 18) "Ибо Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых (ст. 6) и мы примирились с Богом смертью Сына Его (стих 10) Так как возмездие за грех смерть (Рим. 6. 23), а все согрешили, то все были лишены славы Божией (Рим. 3. 23) и все должны были умереть. Один Он не согрешил, "даже лести не было в устах Его (1 Пет. 2. 22) и Он один не достоин был смерти (Лук. 23.15). Если Он умер, то не за Себя, а за тех, кто были достойны смерти и смертью своей, разрушив смерть, явил жизнь и нетление чрез благовестие (2 Тим. 1. 10).
Смерть невинного Сына Божия - этого Агнца Божия - была вменена всем виновным, подлежавшим смерти. Вместе с тем вменяется и праведность Его, и нам верующим в того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа Господа нашего, который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4. 23-25). Вместо смерти мы получаем жизнь, ибо верующий в Сына имеет жизнь вечную (Иоан. 3. 36) и верующий в него "если умрет, оживет (Иоан. 11. 25). Таким образом "Христос распятый" и Христос умерший на кресте есть тот, Кто Своею смертью, удовлетворяя требованию справедливости Божией (возмездие за грех - смерть) уничтожает смерть как наказание за грех и открывает двери вечной жизни и необъятной любви Божьей всем, кто были достойны смерти, но уверовали в Него.
"Христос распятый" уничтожая силу греха и смерти и "примиряя земное и небесное" (Кол. 1. 20) тем самым не только разрешает те великие тайны судеб Мира (тайны смерти, жизни и т. д.) которых не могли постигнуть Еллины с их мудростью, но и является выражением величайшей и неисповедимой мудрости Божьей.
О, бездна богатства и мудрости и ведения Божия! (Рим. 11. 33) восклицает Ап. Павел, говоря об этом великом деле Бога. Не даром "Христос распятый" потом победил мудрый ум Еллинов, которые сделались ревностными исследователями мудрости Божией, проявленной в Голгофской жертве. Не напрасно Ап. Павел предлагал им "Христа распятого".
Во-вторых потому, что Христос распятый был величайшим из чудес, какие когда либо совершались на земле.
Когда Христос был распят на кресте на Голгофе, то Иудеи: народ, фарисеи и даже разбойники распятые с ним требовали от него чудес говоря; "сойди со креста!" Мф. 27. 44 или "пусть теперь сойдет со креста и уверуем в Него". (Ст. 42) Они требовали чудес, не смотря на то, что Христос, как они же сами раньше говорили, "много чудес творит" и если оставим Его так, то все уверуют в Него (Иоан. 11, 47-48). Они распяли Его за то, что Он творил чудеса, а распяв, упрекали Его за то, что Он не творит чудес. Это логика упорного нежелания видеть истину. Ибо если бы они желали видеть ее, то они должны были бы сказать вместе с Никодимом; "таких чудес, какие ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Иоан. 3-2). Они бы увидели то чудо, которое совершилось во время страданий Христа на Голгофе и которое заставило сотника прославить Бога и воскликнуть: "истинно человек" этот был праведник! Лук. 23. 47. Они бы увидели, что чудеса, совершенные Христом, превышают все чудеса совершенные в Ветхом Завете. Претворяя воду в вино в Кане Галилейской а затем питая народ ничтожным количеством хлеба, Он проявил творческую силу, чего не дано было ни одному пророку Ветхого Завета. Они бы увидели то великое чудо, которое совершилось на Голгофе.
Много было чудес сотворено согласно писаниям Ветхого Завета; можно припомнить чудеса Моисея, Судей, Пророков. Но мы знаем, что в нравственном Мире у них господствовал закон суда и возмездия. Это был закон "ока за око", закон, признававший вполне правильным чувство ненависти ко врагу. Если закон и говорил о любви, то она была ограниченна и темна. И вот является необыкновенный учитель, который говорит в своих проповедях: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и т. п." Мф. 5. 44. Это учение превысило все, что сказано было всеми пророками Ветхого Завета и мудрецами всего Мира.
Но как это учение было ни возвышенно и ни глубоко, оно выражалось в словах. Это были слова, хотя великие и чудные слева: ум человеческий требует дела. Эти слова кажутся уму человека невыполнимыми. Как, любить врага, когда у человека есть "я", есть себялюбие; "самолюбие" и пр.? Чтобы любить врага, надо уничтожить "я", надо быть нечеловеком. Это - невозможно, это противоестественно, это сверхъестественно, говорит разум человека. И вот это то невозможное и сверхъестественное совершается во "Христе распятом", который молится за своих палачей, говоря: "Отче! прости им, ибо не ведают что творят".
Разве этот Муж скорбей не есть нравственное чудо, превышающее все самые славные чудеса Иудейских пророков и превзошедшее нравственную красоту самых лучших страниц Ветхого Завета? Разве Ап. Павел не имел полного основания предлагать Иудеям, требовавшим чудес, "Христа распятого"?
Но проповедуя "Христа распятого" Ап. Павел имел в виду не только Еллинов и Иудеев, но весь мир и у него были еще другие причины для такой проповеди.
Он проповедовал Христа распятого":
1) Как величайшее выражение Божественной любви. Нет больше той любви, если кто положить душу свою за друзей своих (Иоан. 15, 13), а Он "распятый" умер за "врагов по расположению к злым делам". (1 Кол. 1. 21). "Едва ли кто умрет за праведника, разве за благодетеля может быть, кто и решится умереть" но Он умер за "нечестивых" (Римл. 5, 7-6). "Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Стих. 8).
В Нем распятом открывается полнота истины, что Бог есть любовь (1 Иоан. 4. 8).
2) Как единственное средство искупленья, прощения грехов и спасения душ человеческих.
"Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в котором мы имеем искупление Кровию Его (конечно распятого), прощение грехов по богатству благодати Его" (Еф. 1. 7.) Бог определил нас к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа умершего за нас (1 бес. 5. 9.)
3) Как славный пример для верующих в Него. Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его: "Будучи злословим, он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2, 21 23). "Христос распятый" и молящийся за палачей является всесильным примером для верующих. О! как много верующих в Него, Его учеников, на долю которых выпадали гонения, пытки, чье сердце наполнялось скорбью, вспомнив о Христе, страдавшем за них, находили силу и крепость страдать за Него и притом страдать без гнева по отношению к гонителям, а с молитвой за них. Первым примером служил сам Ап. Павел, который перенес так много лишений и страданий за Него и который говорит: "Злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим" (1 Кор. 4. 12).
Такую силу мог дать только Распятый.
4) Как средство освобождения от власти ветхого человека и господства греха.
"Мы соединены с Ним подобием смерти Его", "мы умерли для греха", "ветхий наш человек распят с Ним". (Рим. 6, 5-6).
"Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" Гал. 5. 24. Но кроме того: "я сораспялся Христу" (Гал. 2. 19). Так как Христос был распят и умер за грешника, то смерть Христа как сказано выше, вменяется грешнику и притом таким образом, что будто не Христос был распят, а грешник, или со Христом грешник. Там на кресте была наказана и распята греховная плотская сторона человека. И верующий не только предполагает это или верит в это, но это фактически осуществляется в нем. Апостол Павел до того был проникнут этим, что "язвы Господа Иисуса были на теле его" (Гал. 7. 17). Это может быть и не означает, что он имел точно такие же язвы на теле, как распятый Христос на кресте, но сознание того, что Христос распятый страдал за него и его немощи было до того в нем живо, что могло даже чувствоваться им телесно (физически). Из слова Божия мы не видим что бы это должно было быть со всяким верующим, но одно только должно иметься у всякого верующего это ясное и не ослабевающее сознание, что со Христом был распят его ветхий человек, который не должен над ним иметь никакой власти, а должен уступить место новому человеку.
В самом простом виде такое сознание выражается в постоянном бодрствовании против греха, в ненависти ко греху, как палачу Господа и удалении от него, как от врага, который опять может как бы распинать Господа. На более же высокой ступени это выражается в отчуждении от греха в такой мере, что он уже для нас делается как бы несуществующим. Мы умираем для греха. Самое же высокое состояние это то, которое было у Апостола Павла, о котором мы говорили выше и которое приводило его как бы к телесному ощущению горечи скорбей Распятого за наши грехи.
Само собою понятно, что чем глубже верующий познает смысл страданий Распятого, тем ему противнее становится грех, тем он сильнее отчуждается от него, умирает для него и тем более высоких степеней совершенства он достигает.
5) Как путь к жизни. Для того чтобы жить, надо уничтожить причину и силу смерти. Причина же духовной смерти человека грех. Грех и его власть уничтожены смертью Распятого. Наша плоть была распята с Ним, я сораспялся Христу и "уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал. 2, 19 -20). Живу верою в Сыне Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2, 19 20). Всегда носим мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2. Кор. 4. 10). Уже тем самым, что верующий в Распятого переходит от ненависти ко греху, к смерти для него и к более полному освящению является путем к жизни. Но это не все. Только в сердце того, чья плоть была распята со Христом, "Он Сам живет". Христос воскресши из мертвых уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. (Рим. 6, 9 8). Таким образом "сораспятие" и "смерть" с Распятым есть кратчайший путь к жизни с Ним и в Нем, ибо Христос распятый и умерший не есть мертвый Христос. Он не умирает, Он живет и живет для тех, кто сораспялись с Ним. О, как важно понять, принять и усвоить "Христа распятого!" Становится ясно, почему Апост. Павел так проповедовал Христа Галатам, что Он был "предначертан как бы распятый у них". Понятно почему приходя в Коринф возвещать свидетельство Божие он "рассудил быть незнающим ничего кроме Иисуса Христа и притом распятого" (1 Кор. 2, 2). Он делал хорошо и хорошо делают те, кто поступают подобно ему.

Источник: Журнал "Христианин", № 1, 1906 г.
Теги: Пасха, статьи, Христос
Назад в статьи