1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Нравственная и духовная атрофия

Нравственная и духовная атрофия
29.12.2010 Лекция Джона Мотта студентам Петербурга. 1909г.

Джон Мотт посетил наиболее знаменитые храмы в Петербурге и имел беседы с высшим петербургским православным духовенством. В беседах он особенно подчеркивал мысль, что христианам вне зависимости от вероисповедания необходимо везде проповедовать Христа Спасителя и нести Евангелие в народ. Он неоднократно повторял, что вражда, ссоры между верующими христианами различных конфессий весьма вредны и наносят ущерб евангелизации мира. Православное руководство очень приветливо отнеслось к Мотту, поддерживая его в стремлениях примирить христиан различных течений и наладить между ними хорошие взаимоотношения. Это впоследствии развилось в экуменическое движение и в движение за мир между людьми — за что Джон Мотт был награжден Нобелевской премией. Wikipedia о Джоне Мотте

Джон Мотт обратился к русскому студенчеству со словами теплого сердечного привета. Он передал привет от студентов Северной Америки, где впервые студенты пробудились и пошли за Христом, передал приветы от христианских студенческих кружков Западной Европы, Африки, Азии и Австралии. Он говорил, что Петербургский христианский студенческий кружок не одинок, что студенчество разных стран света, различных рас, объединилось в борьбе за претворение в жизнь высших идеалов Христа. Будущее счастье общества в руках интеллигенции. Вы, будущие инженеры, педагоги, врачи, художники, адвокаты, займете в обществе ведущее положение, и оно будет зависеть от вашего мировоззрения, от ваших лучших стремлений. Заканчивая приветственное обращение к студенчеству, Мотт сказал:

– Каковы университеты, таковы и нации. Пусть даже студенчество враждебно относится к религиозным проблемам – это лучше, чем равнодушие; так они скорее найдут истину.

Затем Джон Мотт перешел к своей лекции.

В зале стояла абсолютная тишина. Все ждали, как раскроет этот человек тему нравственной и духовной атрофии.

– Путешествуя по Индии, я встретил однажды так называемого «святого человека», - начал свою речь Джон Мотт. Этот человек дал обет в течение нескольких лет держать руку поднятой кверху. Потом, когда он хотел ее опустить, рука не действовала – она была атрофирована.

Мне пришлось побывать в Японии, – продолжал он, – в парке Акума я видел драгоценную коллекцию карликовых деревьев. Некоторые из них были высотой с вершок, другие – несколько дюймов, а возраст их составлял 60 – 100 лет. Японские садовники искусственно задержали рост этих растений.

Существует Мамонтова пещера с подземными реками, озерами, там живут рыбы, пресмыкающиеся – они слепые, жизнь во тьме атрофировала их глаза. Известны факты, когда люди, попав в пустынную местность или на необитаемый остров и долго не имея общения с себе подобными, вырождались и теряли свой человеческий облик. Есть люди, которые были нормально развиты в умственном отношении, но перестали работать своим умом, вели праздную жизнь и умственно деградировали.

Закон природы говорит, что все, что не упражняется, – атрофируется. Этот закон действует и в нравственной, и в духовной жизни человека. Человек, не развивающийся духовно, утрачивает свои духовно-нравственные способности и силы. В результате нерадения о своей нравственности и о духовных запросах души человек опускается, духовно атрофируется, он теряет интерес к чистому, светлому, возвышенному и предается злым помыслам, раздражению, ненависти, низменным похотям. Всякая способность человека, если ее не упражнять, слабеет, и низкие стороны плоти преобладают.

Мне приходилось видеть результаты урагана. Буря покалечила огромный лес. Деревья были согнуты в дугу, сломаны, как глиняные трубочки. Когда я присмотрелся к. поломанным деревьям, я увидел, что они внутри гнилые. Когда мы не развиваем нашей духовной жизни, наших нравственных способностей, а упражняем только свой ум или мускулы своего тела, то внутри нас накапливается гниль, нечистота, гаснут высшие силы и, когда наступает буря, мы падаем.

Знаю одного человека, который иногда поступал нечестно по отношению к другим людям, а потом совсем утратил честность, стал жить эгоистично, потерял чистоту души. Знаю молодого человека, который, как он мне рассказывал, давал порой волю грязным, нечистым помышлениям; и теперь, когда он уверовал, в самые святые минуты жизни эти грязные образы мучают его. Если не упражнять руки трудом, мы не сможем поднять и небольшой тяжести, если не упражнять свои нравственные, духовные способности, мы не преодолеем и небольшого искушения. Искушение – это то, что отвлекает нас от наших самых лучших стремлений.

Однажды ко мне подошел молодой человек и сказал, что он борется с искушением, но вот уже упал семь раз. Говоря с ним, я понял причину этих неудач: между искушениями он не упражнял и не укреплял свои нравственные силы.

Отсутствие упражнений подтачивает нашу волю. Сила воли – это результат упражнения в выборе добра среди зла. У того, кто не упражняет свою волю к добру, она атрофируется. Был случай, когда человек, стоявший во главе учреждения для сирот и вдов, похитил 160 тысяч рублей. Люди говорили: «Как мог такой хороший человек дойти до этого?»

Оказалось, что в юности он был честным, порядочным человеком, но потом перестал развивать нравственную и духовную стороны своей личности, ослаб и пал. Бывает, что человек с отвращением смотрит, как развратничают его друзья-студенты, но проходит время, и он глядит на это уже равнодушно, а потом и сам поступает, как они. Это происходит потому, что он не радел о развитии своей нравственной природы.

Основная причина неверия, атеизма – это атрофия нравственных и духовных сил человека.

Но самое страшное, роковое состоит в том, что когда мы не развиваем наши духовно-нравственные способности, мы можем их совершенно лишиться, как лишается зрения существо, обитающее во тьме.

Недавно я был в Бразилии, где путешествовал Дарвин, и читал его мемуары об этой стране. Он писал: «Когда я впервые увидел красоту бразильских девственных лесов, моя душа исполнилась восторга и благоговения... Но теперь те же чудесные зрелища не возбуждают во мне более подобных чувств. Я стал похож на человека, который не различает цветов и для которого рассуждения других лиц о красоте того или другого цвета не имеют никакого смысла... Я стал слепым для красоты природы, потому что не радел о развитии в себе этого чувства».

Эти слова из записок Дарвина помогли мне лучше уразуметь изречение Христа: «Кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12). Тот же принцип мы находим в притче о талантах. Тот, кто пускает таланты в оборот, приобретает больше, а тот, кто не употребил свой талант, потерял, что имел. «Лукавый раб и ленивый», – говорит о нем Христос. Худшего аттестата нельзя получить. Не использовать талант значит расточать, терять его. Это подтверждают и наука, и история; законы Божий и законы природы не противоречат друг другу. Если мы не используем наши дарования, мы теряем их. Закон о постепенной атрофии наших способностей при неупотреблении их касается каждого человека, каждого студента.

Возможно, некоторые скажут: «Мы не ощущаем у себя признаков подобной атрофии». Да, атрофия вначале обычно не ощущается, но подумайте, эта апатия и нечувствительность к нравственным и религиозным вопросам, скептицизм, не есть ли это приближение к духовной смерти?

На пути из Новой Зеландии я встретил Шеклтона, участника экспедиции к Южному Полюсу, Он рассказывал, что их корабль застрял во льдах. Один из членов экспедиции стал замерзать. Его товарищи пытались заставить его двигаться, но он не хотел, утверждая, что чувствует себя хорошо. С большим трудом удалось расшевелить его и спасти от гибели.

Чахоточные внешне могут иметь цветущий вид, но на самом деле они погибают. Так и при духовной атрофии – этой чахотке души – внешне можно выглядеть неплохо, но внутренне быть гнилым. Христос говорит: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11:35).

Ужасно, если машинист паровоза не различает цвета, то есть страдает дальтонизмом. От его зрения зависит жизнь сотен людей. Это касается и духовного зрения: если оно нарушено, ты можешь погибнуть сам и погубить своих близких. Те, кто не развивает свою духовно-нравственную природу, теряют способность понимать духовные истины; они теряют способность тяготения к Богу, к правде, и для них рассказы верующих о Христе, Его любви становятся чуждыми, как для слепого рассказы о цветах радуги.

Как же остановить начавшуюся духовно-нравственную атрофию?

Ссылаясь на свой 20-летний опыт, скажу, что я не встречал ни одного студента, который не мог бы исправиться и остановить свое падение, У каждого на дне души под золою тлеют искры добра. Когда очистишь заржавленные струны сердца, они опять зазвучат чудной мелодией. Дорого то, что вы молоды. В молодости легче оставить дурную привычку, легче прозреть, уверовать в Бога. «Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"» (Ек. 12:1).

Мало сознавать, что нужно бороться с нравственной и духовной атрофией, необходимо начать действовать, начать упражнять себя. Гете верно заметил: «Бездеятельная жизнь – предвкушение смерти». Спортсмены говорят, что для успеха необходима тренировка. Так и мы для успешной нравственной, духовной жизни ежедневно должны тренироваться. Принять христианское вероучение – это не значит сделаться христианином. Истинный христианин тот, кто делается похожим на Христа. Это задача всей нашей жизни. Мы нуждаемся в свежем воздухе, в летних каникулах после экзаменов, но нельзя отдыхать от нравственного, духовного труда. Наше сердце всегда бьется и поддерживает в нас жизнь. Наш духовный человек должен всегда действовать, делать добро по Христу, чтобы жить и развиваться. Спортсмен, начинающий упражняться лишь в день состязания, заранее побежден. Христос не дремал в Гефсимании – и устоял до конца. Ученики уснули, не упражнялись в молитве, – и тут же оставили Спасителя.

Мое глубокое убеждение, что только Иисус Христос один может остановить процесс духовной атрофии и восстановить человека в жизни. Если бы я этому не верил, я не стоял бы перед вами. Раньше я думал иначе, но потом моя жизнь, знакомство со студенчеством всего мира показали, часто нет другого источника, из которого могли бы вытекать духовные жизненные силы. Ведь физические, умственные дарования не делают человека духовно, нравственно чистым. Чистоту дает человеку Христос, Он открывает нам отношение к нашему телу как к храму Божию. Он вкладывает нам в душу Свою любовь к другим людям. Благодаря Ему мы прозреваем и видим красоту, одухотворенность окружающего мира. Он открывает нам Бога, и жизнь наша изменяется и получает истинный смысл и содержание.

Христос зажигает в нас горячее желание служить человечеству, дает нам твердость выносить преследования. Христос пришел, чтобы дать нам жизнь: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Им. 10:10).

Недавно студенты говорили мне о своем товарище: «В нем слишком много жизни», – и намекали на его распутное поведение. Они выражались неверно. Разве это жизнь? Распутствуя, он умирал. Христос пришел, чтобы люди имели вечную жизнь. Я спросил студентов, что значит «вечная жизнь»? Один ответил: это жизнь без конца. Но это только одна сторона. Христос хочет дать нам наполненную содержанием жизнь, жизнь прекрасную – в противоположность той узкой, жалкой, искалеченной жизни, которой живут многие. Вместо поверхностной бессодержательной жизни без Христа люди верующие получают жизнь глубокую, чистую, полную любви, мира и радости. Вместо бесконечных колебаний, слабости – силу и твердость. Вместо бесконечного недовольства и беспокойства – внутренний мир и спокойствие, вместо пессимизма – надежду. Это жизнь Божия в человеке через Христа, обитающего в человеке Духом Своим. Пусть никто не удовлетворяется атрофированной жизнью. Библия говорит: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф. 5:14).

Так закончил Джон Мотт свою лекцию.

Из книги Ю.С.Грачева «Студенческие годы»
Теги: лекции, статьи, студенты, История
Назад в статьи