1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Рождество Иисуса Христа

Рождество Иисуса Христа
17.11.2010

Почти две тысячи лет христианство отмечает замечательный праздник — Рождество Христово, и всякий раз сердца верующих преисполняются светлой радостью об этом событии.

В этот день был дан миру Спаситель, о Котором Евангелие говорит, что «Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1, 21).

В этот день исполнились пророчества Ветхого Завета, относящиеся к пришествию в мир Мессии, то есть Христа, в частности такое пророчество: «Се, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему — Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7, 14). С рождением Иисуса Христа исполнились чаяния многих и многих сердец, тосковавших о пришествии Мессии; пришел «всеми Желаемый» (Аг. 2, 7). И, наконец, с рождением Иисуса Христа совершилась «великая благочестия тайна — Бог явился во плоти» (I Тим. 3, 16). И сколько верующих в Него получили вечную жизнь и покой своим душам!

Перенесемся мысленно в те времена и восстановим в памяти картину событий, связанных с рождением Иисуса Христа. «Рождество Иисуса Христа было так (Матф. 1,18)... послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же деве: Мария. Ангел, вошед к ней, сказал: «радуйся, благодатная, Господь с тобою; благословенна ты между женами... не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки и Царству Его не будет конца... Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» (Лук. 1, 26 — 35).

Эти немногие лаконичные слова говорят нам о многом, в них заключено многое. Прежде всего, они раскрывают образ девы Марии — скромной и богобоязненной девушки из Назарета, — города с дурной репутацией: «что может быть доброе из Назарета» (Иоан. 1, 46). Живя среди населения этого города с дурными нравами, она (Мария) сохранила себя в чистоте и «обрела благодать у Бога». Сколько пришлось ей перенести насмешек за свою скромность, ведь порок никогда не упустит случая поглумиться над добродетелью. Она много претерпела от ближних своих, но Господь увидел ее смирение. «И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы своей» (Лук. 1, 47) — говорила она потом Елисавете, будущей матери Иоанна Крестителя. Ее кроткий ответ ангелу Гавриилу дополняет ее обаятельный образ: «...се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лук. 1, 38). В этих словах мы видим твердую веру Марии. Она не усомнилась в сказанном ей ангелом, доверилась всемогуществу Божью, а ведь обещанное ей было очень необычным, но это не смутило ее, как некогда смущен был священник Захария, когда тот же ангел Гавриил сказал, что у него родится Иоанн Креститель, чему Захария не поверил: «...почему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лук. 1, 18), за что и лишился дара речи до рождения Иоанна. Как священник, Захария хорошо знал Священное Писание, где так много говорилось о чудесах, явленных Господом, например, о рождении Саррой в старости сына Исаака (Быт. 21, 2), и многие другие. Итак, основными, наиболее яркими штрихами в образе Марии были: ее чистота, смирение и вера.

Когда ангел Гавриил сообщил Марии благую весть, она была уже обручена, но бракосочетания еще не было. Женихом ее был Иосиф — муж из дома Давидова, то есть родословная Иосифа шла от царя Давида. Родом Иосиф был также из города Давидова — из Вифлеема, расположенного в Иудее. По профессии он был плотником; перед лицом Господним он ходил благочестиво и был праведным мужем (Ев. Матф. 1, 19). Узнав еще до бракосочетания, что Мария имеет во чреве, Иосиф, не желая огласки, хотел тайно отпустить ее. Мы не можем точно объяснить, почему Иосиф хотел тайно отпустить Марию, так как она имела во чреве и этого долго скрывать было невозможно. Одно совершенно ясно, что Иосиф хотел сделать так, как это было бы, по его мнению, лучше для Марии, ибо он был мужем праведным. «Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого... Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал ее» (Матф. 1; 20, 24). Но Младенец родился так, как возвестил об этом Ангел Марии: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» (Лук. 1, 35). Какие это величественные и вместе с тем трудные для восприятия слова: в них много непонятного, сокрытого, но они ясно и определенно говорят, что рождение это необычное и что «...родившееся в ней есть от Духа Святого» (Матф. 1, 20): «...посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим».

Святое! Святость есть свойство Бога. Никто не свят, как только Господь: «...ибо Ты един свят» (Откр. 15, 5). Это означает, что родится не пророк и не праведник, а Сын Божий, то есть Сам Бог.

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... и пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеемом, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться, с Марией, обрученною ему женой, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить ей» (Лук. 2, 1 — 6). Мог ли кесарь Август предположить, что своим повелением сделать перепись он послужит исполнению пророчества Библии: «И ты, Вифлеем... мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Поистине исполняются слова Притчей Соломона: «Сердце человека обдумывает путь свой, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16, 9). И мы можем вместе с апостолом Павлом воскликнуть: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божья! Как непостижимы судьбы Его и не исследимы пути Его» (Рим. 11, 33).

Путь от Назарета до Вифлеема можно было пройти за несколько часов, но Иосифу с Марией потребовалось значительно больше времени, чем другим: они двигались медленно и прибыли в Вифлеем, когда все гостиницы были заняты, и они ничем не могли больше располагать, кроме помещения для скота, а между тем настало время Марии родить. «И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лук. 2, 7). Эти нежные, проникновенные, в то же время скупые слова как нельзя лучше передают чувствования Марии! Еще очень слабая, она не помнит себя от радости: она знает, что ее первенец есть «Чудный», «Святой», «Сын Божий»; сердце ее переполняется блаженством. Это придает ей силы, и она сама пеленает младенца и кладет Его в ясли. Ясли — эта кормушка для скота — служат первой колыбелью Младенцу Иисусу. Но Мария с Иосифом не замечают этой убогой обстановки: чудным Младенцем полны их сердца.

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лук. 2, 9 — 12).

Вифлеемские пастухи! Это простые, мирные люди. Большую часть времени они проводили у стада, вдали от городского шума и суеты и были постоянными свидетелями всех явлений, происходивших в природе. Они слышали пение птиц и журчанье ручейков; видели цветение трав, голубое небо и мерцание звезды. Все это наполняло их миром и покоем и вызывало благоговение перед Создателем всего творения.

Вспомним царя Давида, который тоже был пастухом, тоже постоянно любовался природой и свое отношение к ней выразил в замечательных псалмах. Прочтем, для примера, несколько строк из псалма Давида: «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу. И оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18, 2-7). Господь увидел в пастухе Давиде мужа по сердцу Своему (Деян. Ап. 13, 22), сделал его царем (1 Цар. 16, 12) и назвал «сладким певцом Израиля» (2 Цар. 23, 1).

Мы можем смело сказать, что вифлеемские пастухи были благочестивыми и богобоязненными, иначе к ним не явился бы ангел. В Библии мы читаем, что Господь посылал ангелов только к пророкам и праведникам, а от нечестивых Он отвращает лицо Свое. Евангелие не говорит, был ли явившийся пастухам ангел Гавриил или какой-либо другой ангел, но важно то, что и этот ангел засвидетельствовал, что рожденный есть Сын Божий, Спаситель, Христос (Лук. 2, 11).

«И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лук. 2, 13). Неземным пением огласились поля Вифлеема. Это был гимн рожденному Сыну Божьему. Нам представляется, как чистые и нежные голоса ангелов спокойным потоком лились с небес, наполняя собой все вокруг и производя великую радость в сердцах пастухов, которые «поспешивши, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лук. 2, 16).

Рассматривая места Евангелия, описывающие события, связанные с рождением Иисуса Христа, мы находим кажущееся несоответствие: родился Сын Божий, Царь неба и земли и, казалось бы, Ему надлежало быть в пышном дворце или в Иерусалимском храме, а Он положен в бедных яслях. Мы должны помнить, что Младенец Иисус есть Сын Божий, о чем засвидетельствовали ангелы, но Он также и Сын Человеческий (Иоан. 3, 13), Первенец Марии, и согласно создавшемуся в то время положению Он находится в яслях. Впрочем, в этом было великое благо: пастухи могли свободно и беспрепятственно прийти в столь привычное для них помещение и поклониться рожденному Младенцу Иисусу.

Но бедная обстановка не помешала также прийти поклониться Младенцу и. волхвам, то есть мудрецам Востока, которых привела в Вифлеем звезда Христова (Ев. Матф. 2, 2). Мудрецы Востока — это ученые люди того времени. Заметив появление на небе яркой звезды, они решили, что должен родиться какой-то великий человек, и отправились в долгий путь, чтобы поклониться ему. По их предположению, великим человеком мог быть царь Иудейский. Поэтому, пройдя большое расстояние, они свернули с пути, указываемого звездой, пришли в Иерусалим и, узнав от священников израильских, что Христос, по пророчествам Библии, должен родиться в Вифлееме, направились туда, и звезда снова «шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. VI вошедши в дом, увидели Младенца с «матерью Его, и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Матф. 2, 9 — И).

Итак, на поклонение Младенцу Иисусу пришли две разные категории людей: самые простые — вифлеемские пастухи, и самые образованные люди того времени — мудрецы Востока.

Следует заметить, что во все века христианства ко Христу приходили как самые простые люди, которые, подобно вифлеемским пастухам, услышав благую весть о Христе, пришли к Нему, поклонились Ему и сказали: «Господь мой и Бог мой!», а также и высокообразованные люди, которые в результате глубоких исследований увидели во Христе Иисусе Сына Божьего.

После чудесного рождения, по указанию свыше, Иосиф с Младенцем и матерью Его поспешили в Египет, так как царь Ирод хотел погубить Младенца, и вернулись в Назарет только тогда, когда «умерли искавшие души Младенца» (Матф. 2, 12, 23).

Тридцать лет оставался неизвестным Иисус Христос, но о Нем сказано, что Он «преуспевал в премудрости и в возрасте, и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2, 52). По прошествии тридцати лет Иисус Христос, крестившись в Иордане, вышел на общественное служение и «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно... быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф. 16, 21).

После трех с половиной лет общественного служения Он добровольно пошел, на крестные страдания, умер за грехи всего человечества и в третий день воскрес, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 15).

И мы, верующие, в большинстве своем простые люди, услышали благую весть о Христе, обратились к Нему, получили от Него по вере нашей прощение грехов и вечную жизнь; и Он родился в наших сердцах, из глубин которых мы говорим Ему:

Расти ж, Дитя святое!
Расти во мне, Христос,
Чтоб я, дитя земное,
В гордыне не возрос,
Чтоб весь я умалялся,
И чтоб в любви Твоей
Я весь преображался
Для славы вечных дней.

В. Куликов 

Из журнала "Братский Вестник" №1 - 1963

Теги: Рождество
Назад в статьи