1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Лютер и Проханов- созидание церковной музыкальной культуры

Лютер и Проханов- созидание церковной музыкальной культуры
13.11.2010  
Иван Степанович Проханов (1869-1935) личность значимая и весомая. Его чрезвычайно кипучая деятельность, весьма содействовавшая развитию Евангельского христианства, отмечена особо вдохновенным поэтическим творчеством.

Владимир Марцинковский, лично знавший Проханова, писал: «Для И.С. (Ивана Степановича-прим. Е.Г.) писать стихи- его стихия, природная потребность. Он сочиняет или переводит стихи, едучи на параходе или в поезде. Заметим, что его самостоятельные произведения гораздо звучнее переводных. Они напоминают поэзию наших выдающихся художников слова, Тютчев, Языков, Хомяков…»

Каким бы проектом ни был увлечён Проханов-организацией новых церквей или союзов, изданием газеты или журнала, чтением лекций в Библейской школе, он постоянно пишет стихи, которые для него были песнями. «В этиъ духовных гимнах весь Проханов, его вера, упование, томление, покаяние, любовь».

Свои стихи-гимны Проханов объединяет в опусы и называет их сборниками духовных песен. Многие годы он плодотворно работает над такими сборниками и издаёт их в нотном и безнотном вариантах. Работа эта, длившаяся более четверти века, завершилась грандиозным изданием десяти песенных книг, объединённых в три тома.

Поэзия Проханова- это поэзия песенная и в то же время поэзия доктринальная, вероучительная. Подобно Лютеру, он вкладывает в песенные стихи основы вероучения Евангельского христианства. Подобно Лютеру, он привлекает к работе над музыкальным материалом издаваемых им сборников талантливых музыкантов и композиторов, открывает перед ними перспективу творчества в созидании новых гимнов и песен. И если для Мартина Лютера (1483-1546) преданным сподвижником в создании новых песнопений был Иоганн Вальтер (1496-1570), известный церковный музыкант и композитор того времени, то для Проханова такими сподвижниками были вначале Инкис, а затем Кеше, Казаков, Драненко и другие. Впоследствии Иван Степанович писал: «Я объяснял мои идеи брату Инкису и другим русским композиторам, которые работали со мной, и сделал всё возможное, чтобы вдохновить их на новое направление в духовной музыке».

Между реформаторской деятельностью Лютера в Германии и созидательным служением Проханова в России можно провести определённые параллели. И одна из них-это созидание песнопений вероучительного характера в новом для того времени музыкальном ключе.

В предисловии к новому изданию лютеровского сборника духовных песен в 1537 году Вальтер, которого Лютер называл «дорогим компонистом (композитором- прим. Е.Г.) из Торгау» писал: « Но чтобы прекрасное искусство не погибло совсем, я, слава Богу, на зло дьяволу и его козням, собрал духовные песни, напечатанные ранее в Виттенберге; большую часть их, насколько мне Бог позволил, переделал вновь, другие тщательно исправил и улучшим, увеличил несколькими пяти- и шестиголосными пьесами и издал печатно. Поэтому прошу всех благочестивых христиан принять это скромное мое приношение и во имя Господа и в поддержание этого искусства поступать так же или ещё лучше»

Сам же Лютер рассматривал музыку как средство духовного формирования личности человека. Духовная песнь была для него важным инструментом в утверждении религиозного сознания, в утверждении веры, орудием в борьбе со злом. Он признавался- «если бы я не был богословом, я хотел бы, прежде всего, быть музыкантом. Надлежит истинной манерой музицирования отстоять собор. Музыка управляет движениями души».
Вместе с Вальтером он много времени уделяет созданию новых вероучительных песнопений. Эти песнопения-хоралы пели, разъезжая по городам и сёлам, специально подготовленные группы певцов, приобщая многих к вере и утверждая вероучение через пение духовных песен.

Однажды по дороге в поезде, П.Н. Милюков (1859-1943) и И.С. Проханов обсуждали положение дел в предреволюционной России. И в этом разговоре маститый профессор истории Милюков заметил: «Россия нуждается в доброй революции». Проханов, вспоминая об этом разговоре, писал: «Я не стал противоречить этому заявлению, но сказал: Россия нуждается в доброй реформации».

Проханов мечтал о реформации в России. Для него духовные песни и гимны- рычаг реформации. В его поэзии нашло своё выражение богословие Евангельского христианства. Богословие в поэзии, которое в конечном итоге было претворено в законченную форму музыкальных произведений. И через общецерковное и хоровое пение, через сольно-ансамблевое звучание и мелодекламации это вероучительное богословие вошло в церковную жизнь и стало свидетельством окружающему обществу о вере Евангельского христианства.

Суть богослужебной реформы Лютера состоит в том, что, переведя службу на немецкий язык, он отказывается от латыни и от католических гимнов. Вместе с единомышленниками-музыкантами Лютер обратился к народным напевам. Работая в этом направлении, они создавали песнопения с опорой на ладово-интонационную систему немецкой народной песенности.

Лютер не отказался от мессы, как формы богослужения. Вместе с Вальтером и К. Рупшем он скорректировал текст мессы и озвучил её новыми хорального плана песнопениями. Таким образом, возник новый, для того времени, стиль церковной музыки, в основе которой лежали не мелодии грегорианских гимнов, а интонации немецкой народной музыки. И богослужени в лютеровской церкви стали называть немецкой мессой.

Подобным путём идёт и Иван Степанович Проханов. Собирая в сборники духовные песни, которые к тому времени уже вошли в жизнь и быт евангельских общин, он продолжает отбор и перевод известных зарубежных гимнов. В то же время, под его руководством и при непосредственном его участии поступательно разворачивается творческая работа по созданию новых, «в русском стиле» духовных песнопений, мелодии которых и весь строй музыки были ориентированы на русскую народную песенность и романсовый фольклор того времени. Через музыкальные сочинения и аранжировки народных напевов происходило «воцерковление» этих песнопений. Но при этом, и Лютер, и Проханов преследовали одну и ту же цель- созидание церковной музыкальной культуры.


Евгений Гончаренко


Теги: История
Назад в статьи