1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

23 февраля и военный вопрос

23 февраля и военный вопрос
22.02.2016 Так называемый «военный вопрос» является камнем преткновения и поводом для разногласий на протяжении всего времени существования Церкви. Сложные повороты истории и развитие христианского богословия кидало верующих из крайности в крайность – от «священных войн» до отлучения военнослужащих от Церкви или недопущения их к крещению. В конце концов, возобладала точка зрения, что служба в армии, ношение оружия и участие в боевых действиях – это вопрос совести, то есть личного нравственного выбора.

Однако чем обусловлен этот выбор? Можно, конечно, сказать, что инакомыслящие заблуждаются или неверны Богу. Но всякий раз происходящие в мире события вновь и вновь побуждают верующих вступать в подобные дискуссии - ведь здесь не столько отвлеченные богословские изыскания, сколько вопрос жизни и смерти, защиты или нападения, служения Богу или человеку. По крайней мере, такая постановка проблемы характерна для многих верующих - они видят все в антагонизмах, противопоставлениях, противоречии.

Клятва или просто обещание?

Возникает вопрос в связи с необходимостью принятия присяги. Очевидно, что верующие не должны давать необдуманных клятв и избегать лицемерных обещаний, в глубине души ища лазейки для их нарушения. Именно об этой практике, распространенной в Израиле, говорил Христос, предостерегая: «а Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5:34-37). Следующие слова Спасителя ставят точку в этом вопросе – «но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Иными словами, по сути вся жизнь, всякое слово верующего является торжественным обещанием и приношением Богу.

Служение Богу или человеку?

Так что проблема не столько в самом слове «клянусь», но что военная служба предполагает подчинение (фактически безоговорочное) командиру. И здесь мы, с одной стороны, имеем библейское повеление быть покорным высшим властям (Рим. 13:1) и воздавать «кому страх – страх, кому честь – честь» (Рим. 13:7); но с другой – многочисленные предупреждения не полагать надежду ни на какого человека, полностью не вверять себя никому. И тут уже стоит задаться вопросом – кому я отдаю себя в подчинение?

Государство – от мира или от Бога?

Любой воин – слуга государства, «страшный не для добрых дел, а для злых» (Рим. 13:3), не напрасно носящий меч и имеющий особые полномочия в случае опасности. Очевидно, что Библия представляет государство и власть как Божий инструмент контроля в этом мире, мешающий его окончательному разложению. Также понятно, что профессия воина не воспринималась в Новом Завете как нечто запретное или нечистое само по себе. Иоанн Креститель говорит воинам: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14); первый обратившийся из язычников был сотник Корнилий - при этом никому из них не сказано оставить «греховную» профессию. Образы солдата, оружия, обмундирования проходят красной нитью через все богословие Апостола Павла.

Однако, любое государство несет на себе отпечаток человеческого несовершенства – борьба за власть, войны за ресурсы и геополитическое влияние. Не превратится ли выполнение неправедных приказов (которые естественно, не обсуждаются) в соучастие в грехе и беззаконии?

Война – защита или убийство?

Ни одно государство, какие бы гуманистические ценности оно ни декларировало, не обходится без армии, военных расходов или участия в том или ином альянсе. Грустная реальность этого мира – наша относительная безопасность держится на штыках армии и правоохранительных органов, что тоже есть промысел и защита Божьи. Оборона, остановка агрессии, неизбежность столкновения (после использования всех других дипломатических средств), пропорциональное и точечной применение силы, защита мирного населения – наверное, эти причины сделают войну в какой-то мере оправданной, а лишение жизни противника – тяжелой печальной необходимостью.

Но вся сложность в том, что ни одна страна не объявляет себя агрессором или завоевателем, все объясняют свои действия необходимостью, неизбежностью или превентивным ударом. Как же быть? Разобраться в политических перипетиях непросто, а объективно оценить реальность сложно из-за информационных войн и противоречивой информации в разных СМИ…

Намеренно заостряю эти вопросы и не даю (да и не имею права давать!) какого-то категоричного готового на них ответа. Нужно осознать всю сложность и неоднозначность темы, при этом не осуждая инакомыслящих христиан и не навязывая своей точки зрения другим. И чтобы любое решение - отмечать или не отмечать праздник, служить или проходить альтернативную службу, брать в руки оружие или не брать – принималось взвешенно и молитвенно. Тем не менее, одно можно сказать определенно – мужчина создан как глава и защитник семьи, опора для ближних, поборник Божьей правды. А значит, мужество, оборона, разумная сила – удел не только военных. Поэтому лично я воспринимаю 23 февраля не столько как профессиональный военный праздник, сколько как еще одно напоминание – миру нужны здоровые верующие мужчины, которые будут соответствовать высокому званию воина Христова.

С праздником!

Антон Лебедев

Источник: www.kbogu.ru
Теги: праздники, мужчины
Назад в статьи