1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Г.А. Сергиенко: Ранняя христианская община как социальный феномен греко-римского общества первого века н.э. (часть 3-я)

Г.А. Сергиенко: Ранняя христианская община как социальный феномен греко-римского общества первого века н.э. (часть 3-я)
09.02.2015
Первую часть можно прочесть здесь
Вторую часть можно прочесть здесь


Низшие сословия

Внутри этой социальной категории встречается еще большее разнообразие. Принадлежность к низшему сословию определялась рядом факторов: местом обитания (город или деревня), профессией, экономическим положением, легальным статусом (свободный, вольноотпущенник, раб) и др. Но, пожалуй, самым важным фактором, который определял принадлежность человека к низшему сословию, была частичная или полная зависимость от представителей высшего сословия.

Среди представителей низшего сословия Римского общества следует выделить, прежде всего, плебеев – римских граждан, получивших этот статус по праву своего рождения. Причем свободные граждане подразделялись на жителей городов и сел. По разным оценкам подавляющее большинство (от 70% до 90%) жителей империи в середине первого века н.э. проживало в сельской местности. Без преувеличения, римская цивилизация – это во многом урбанистический феномен, построенный на достижениях аграрного сектора экономики[1]. В этой связи удивительно почти полное отсутствие в книге Деяний и в посланиях упоминаний о представителях сельского населения в целом и среди членов христианских общин в частности[2]. Это тем более удивительно, если учесть, что изначальная аудитория последователей Иисуса состояла почти исключительно из представителей сельского плебса.

Представители же городского населения (речь пойдет в основном о peregrini, а не о римских гражданах) напротив, представлены в наших источниках чрезвычайно широко. Наш перечень мы начнем с имен представителей различных христианских общин, сгруппировав их по городам – местам проживания или служения:

· Из Иерусалима и окрестностей:

  • ученики Иисуса: Симон Петр[3], Иаков[4], Иоанн[5], Андрей[6], Филипп[7], Фома[8], Варфоломей[9], Матфей[10], Иаков Алфеев[11], Симон Зилот[12], Иуда[13][брат?] Иакова (Деян. 1:13);
  • женщины из окружения Иисуса: Мария, матерь Иисуса и «некоторые жены» (Деян. 1:14). Предположительно к их числу относились: Мария Магдалина[14], Мария, мать Иакова и Иосии[15], Саломея[16], Мария, мать Иоанна Марка[17], Иоанна и Сюзанна[18];
  • эллинисты[19]: Стефан[20], Филипп[21], Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Николай из Антиохии[22] (Деян. 6:5);
  • другие члены общины: Иаков и Иуда, братья Иисуса[23], Иосиф Варсава Иуст[24], Матфий (Деян. 1:23), Иуда Варсава[25], Иоанн Марк[26], Сила (Силуан)[27], Анания и Сапфира (Деян. 5:1), Агав из Иудеи (Деян. 11:28; 21:10).
  • Из Кесарии и окрестностей: сотник[28] Корнилий из итальянской когорты (Деян. 10:1), Мнасон Кипрянин[29].
  • Из Лидды: Еней (Деян. 9:34).
  • Из Иоппии: Тавифа (Деян. 9:36) и Симон Кожевник (Деян. 10:5-6).
  • Из Антиохии: Варнава[30], Симеон Нигер[31], Луций Кириниянин[32], Савл (Павел)[33], Лука[34].
  • Из Дамаска: Анания (Деян. 9:10).
  • Из Листры: Тимофей[35], Евника, Лоида (2 Тим. 1:5).
  • Из Дервии: Гай[36].
  • Из Ефеса и его окрестностей: Трофим[37], Тихик[38], Епенет[39], Онисифор[40], Александр, Именей и Фелит[41], Фигелл и Ермоген[42]
  • Из Лаодикии: Нимфа[43].
  • Из Колосс: Филимон, Апфия и Архипп[44].
  • Из Пергам: Антипа (Откр. 3:13).
  • Из Фиатир: “Иезавель”[45].
  • Из Троады: Евтих (Деян. 20:9) и Карп (2 Тим. 4:13).
  • Из Филипп: Лидия[46], Епафродит (Епафрас)[47], Еводия и Синтихия[48], Клемент[49].
  • Из Фессалоник и окрестностей: Аристарх[50], Секунд[51], Иасон[52], Сосипатр (Сопатр)[53] из Верии, Гай Македонянин[54];
  • Из Афин: Дионисий Ареопагит и Дамарь[55].
  • Из Кенхрей: Фива[56].
  • Из Коринфа: Гай «странноприимец»[57], Аполлос[58], Сосфен и Крисп[59], Луций[60], Стефан, Фортунат и Ахаик[61]; Тертий[62], Кварт[63].
  • Из Рима: Прискилла и Акила[64], Андроник и Юния[65], Руф[66] и его мать (Рим. 16:13), Мариам (Рим. 16:6), Клавдия (2 Тим. 4:21), Еввул, Пуд и Лин[67].
  • Из разных мест: Тит[68], Димас[69], Иисус Иуст[70], Ераст[71], Крискент[72], Артем[73], Зина[74], Диотреф[75], Димитрий[76].
Говоря о городском плебсе, не следует забывать о городской бедноте – самой незащищенной социальной прослойке античного общества. Хотя легальный статус римского гражданина давал преимущество перед рабами и иностранцами, однако в экономической сфере это преимущество часто производило обратный эффект. Отсутствие необходимого капитала не давало возможности организовать свой бизнес или же выдерживать конкуренцию с иностранными купцами. Наличие дешевой рабской силы существенно уменьшали шансы найти работу. Поэтому значительная часть городского населения империи жила за счет периодической раздачи зерна, проплаченной из казны императора. В среднем в Риме количество человек (лица мужского пола старше 10 лет), получавших бесплатно зерно, составляло до четверти миллиона человек[77]. Для обеспечения населения Рима хлебом требовалось не менее 200 тыс. тон зерна в год[78]. Случавшиеся время от времени перебои с поставками зерна ставили на грань выживания сотни тысяч людей[79].

В Новом Завете мы встречаем нескольких представителей городской бедноты (опять таки речь идет о peregrinae, а не о римских гражданах). Это, в первую очередь, люди с физическими немощами и недостатками: хромой, сидевший у Красных ворот в Иерусалиме (Деян. 3:2), Еней из Лидды (Деян. 9:33), «муж, не владевший ногами» из Листры (Деян. 14:8), безымянные больные и одержимые нечистыми духами (Деян. 5:15-16; 19:12). К этой же категории относятся различного рода харизматичные личности, как правило, ведшие аскетический образ жизни и жившие за счет подаяния: Симон волхв (Деян. 8:9), Вариисус, «Елима» волхв (Деян.13:6, 8), скитающиеся иудейские заклинатели (Деян. 19:13), а также псевдореволюционеры: Февда[80] (Деян. 5:36), Иуда Галилеянин[81] (Деян. 5:37), «Египтянин»[82] (Деян. 21:38).

Следующими представителями низшего сословия были вольноотпущенники – т.е. рабы, получившие вольную. К середине первого века н.э. почти треть всех свободных граждан Римской империи составляли вольноотпущенники. Каким образом раб мог обрести свободу? Раб мог выкупить самого себя, собрав необходимую сумму денег (peculium). Церемония выкупа происходила в языческих капищах, так что право владения рабом переходило божеству. Чаще, однако, освобождение от рабства достигалось благодаря тому, что сам хозяин давал рабу вольную. В этом случае решение об отпущении раба на волю объявлялось на площади перед магистратом в присутствии хозяина и его друзей. В обоих случаях хозяин должен был выплатить рабу определенную сумму денег. Кстати, иногда большое число освобожденных рабов становились причиной социального кризиса в империи. Во 2 году до н.э. Август вынужден был издать указ (lex Futia Canina), согласно которому в процесс предоставления вольной рабам вносились существенные ограничения. Даже обретая независимость, вольноотпущенник оставался зависимым от своего господина. Как правило, вольноотпущенник продолжал выполнять ту же самую работу, получая теперь денежное вознаграждение за свой труд. Предоставляя рабу свободу, господин тем самым расширял круг своих клиентов, чье благополучие зависело от благоволения патрона. Если вольноотпущенник утрачивал доверие патрона, то он довольно скоро пополнял огромный отряд городской бедноты. Вольноотпущенный раб обретал права римского гражданина.

Уже при анализе представителей городского плебса мы высказали предположение о том, что имена и профессиональная принадлежность некоторых из них говорят в пользу того, что они были вольноотпущенниками: Прискилла и Акила, Лидия, безымянный тюремный страж[83], Епафродит, Секунд, Тертий, Кварт, Трофим, Фортунат, Ахайик, Именей, Фигелл и Ермоген. Категория «домашних» во многом состояла из вольноотпущенников и рабов. Это уже упоминавшиеся домашние Лидии, тюремного стража, Корнилия, Стефана, Хлои[84], Аристовула, Нарциса и др. Шестнадцатая глава Послания римлянам – это еще один бесценный кладезь имен, который свидетельствует о том, что значительная часть общины в Риме состояла из вольноотпущенников и рабов: Амплий[85], Урбан[86], Стахий[87], Апеллес[88], Иродион[89], Трифена и Трифоса[90], Персида[91], Асинкрит[92], Флегонт[93], Ерм[94], Патров[95], Ермий[96], Филолог[97], Юлия[98], Нирий[99], Олимпан[100].

На самом низу греко-римской социальной пирамиды располагались рабы. По всей видимости, рабы составляли до трети населения крупных городов империи[101]. Человек становился рабом вследствие пленения во время войны или действия пиратов; продажи самого себя или своего ребенка за долги; приговора суда за преступление; рождения от рабыни. Раба можно было купить на торжище, приобрести по наследству или благодаря тому, что рабыни рожали детей. Рабы составляли «экономический хребет» империи: они использовались в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, коммерции, образовании, медицине, педагогике и других областях человеческой деятельности. Некоторые из рабов (врачи, доктора, учителя) были намного образованнее, чем их господа. Раб полностью принадлежал господину. У него не было никаких прав (ни гражданских, ни религиозных). Они не могли официально жениться или выходить замуж. Рабы считались «живым имуществом» до момента своего освобождения. В некоторых случаях, особенно в случае отсутствии наследника, господин мог усыновить раба.

Классический пример раба в Новом Завете – беглый раб Онисим[102], который уверовал от проповеди апостола Павла (Послание к Филимону; Кол. 4:17). В книге Деяний упоминаются также слуги и служанки: двое слуг Корнилия (Деян. 10:7); служанка Рода (Деян. 12:13); служанка, одержимая духом прорицания в Филиппах (Деян. 16:16). Скорее всего, речь идет о рабах, но это могли быть и вольноотпущенники.

Подытоживая результаты нашего исследования, перечислим имена представителей различных сословий, сгруппировав их согласно профессиональному и имущественному признакам[103]:
  • Правящая элита:

Август, Тиверий, Клавдий, Нерон, Домициан (?), Квириний, Сергий Павел, Галлион, Агриппа I, Агриппа II, Арета IV, царица Эфиопии (Нубии), Понтий Пилат, Феликс, Фест, Ирод Антипа, Мелит Публий.

Безымянные: городские начальники и блюстители порядка; Хуза, домоправитель Антипы; Власт, постельник Агриппы I; областной правитель Дамаска; вельможа царицы из Эфиопии (Нубии).

  • Домашние Кесаря: Нарцисс, Феликс.

Безымянные домашние Кесаря из Рима (или Ефеса?) (Флп. 4:22).

  • Городская аристократическая элита:

Аристовул, Гамалиил, Иоанн и Александр, Друзилла, Вереника, Иоанна, Сюзанна, Ераст, Манаил, Дионисий Ареопагит, Дамарь, «знатнейшие из иудеев» (Деян. 25:2).

  • Представители религиозного истеблишмента:

первосвященники Анна, Каиафа, Ананий; начальники и старейшины из Иерусалима (Деян. 4:5); жрец бога Зевса в Листре (Деян. 14:13); верховный жрец, иудей Скева[104] из Ефеса и его семь сыновей (Деян. 19:14); фарисеи (Деян. 23:7); саддукеи (Деян. 23:7), пресвитер Иаков, Диотреф.

  • Благодетели, главы домохозяйств и другие состоятельные горожане:

Фива из Кенхрей, Гай «странноприимец», Стефан, Крисп, Сосфен, Хлоя из Коринфа, Лидия из Филипп; Онисифор из Ефеса; Иасон из Фессалоник; «набожные и почетные женщины» из Антиохии Писидийской (Деян. 13:50), «имеющие корабли» (Откр. 18:19).

  • Представители “интеллектуального труда”:

книжники (Деян. 4:5; 23:9), эпикурейские и стоические философы в Афинах (Деян. 17:18), Тиранн (?)[105] из Ефеса (Деян. 19:9), риторы Тертулл из Иерусалима (Деян. 24:1) и Аполлос из Александрии, законник Зина, секретарь Тертий.

  • Представители других профессий:

врач Лука, кормчий (Деян. 27:11; Откр. 18:17), корабельщики (Деян. 27:30), художники (Откр. 18:22), музыканты и певцы (Откр. 18:22).

  • Военные:

тысяченачальник Клавдий Лисий, тысяченачальники (Деян. 25:23), сотник Корнилий, сотник Юлий из когорты Августа (Деян. 27:1), два сотника, двести пеших воинов, семьдесят конных и двести стрелков (Деян. 23:23).

  • Представители “органов правопорядка”:

начальник стражи в Иерусалиме (Деян. 5:26); «городские служители»[106] и тюремный страж из Филипп.

  • Предприниматели, ремесленники и торговцы:

серебряник Димитрий[107], Александр медник, Ермоген (?) и члены артели художников в Ефесе (Деян. 19:24), Лидия из Филипп; рукодельница Тавифа и Симон Кожевник из Иоппии, Савл из Тарса, Акилла и Прискила, члены артели в Фессалониках, с которыми Павел трудился «днем и ночью» (1 Фес. 1:9), рабовладелец Филимон, «Иезавель» из Фиатир, купцы (Откр. 18:3, 11), “торгующие на море” (Откр. 18:17).

  • Городская беднота:

хромой у Красных ворот в Иерусалиме, парализованный из Листры, Енней из Лидды, безымянные больные и одержимые нечистыми духами.

  • Революционеры-радикалы: Февда, Иуда Галилеянин, «Египтянин».
  • Религиозные маргиналы:

Симон волхв, «Елима» волхв, скитающиеся иудейские заклинатели, чародеи из Ефеса (Деян. 19:19), «враги креста Христова» (Флп. 3:18-19), «николаиты» и их последователи в Ефесе и Пергаме (Откр. 2:6, 15), «Иезавель» и ее последователи в Фиатирах.

  • Заключенные:

узники в Филиппах (Деян. 16:25), более двухсот узников, плывших на корабле с Павлом (Деян. 27:37).

Отдельно перечислим в алфавитном порядке имена тех, кто так или иначе ассоциировал себя с христианской общиной:

  • мужчины:

Агав, Анания (2), Акила, Александр, Амплий, Андрей, Андроник, Антипа, Апеллес, Аполос, Аристарх, Артем, Архипп, Асинкрит, Ахаик, Варнава, Варфоломей, Гай (4), Димас, Димитрий, Дионисий, Диотреф, Еввул, Евтих, Еней, Епафродит, Епенет, Ераст (2), Ерм, Ермий, Ермоген, Зина, Иаков (2), Иасон, Иисус Иуст, Именей, Иоанн, Иосиф Варсава, Иуда (3), Иродион, Карп, Кварт, Клемент, Корнилий, Крискент, Крисп, Лин, Лука, Луций (2), Манаил, Марк, Матфей, Матфий, Мнасон, Никанор, Николай, Нирий, Олимпан, Онисифор, Пармен, Патров, Прохор, Пуд, Руф, Савл, Секунд, Сергий Павел, Сила, Симеон Нигер, Симон (3), Сосипатр, Сосфен, Стахий, Стефан (2), Тертий, Тимон, Тимофей, Тиранн (?),Тит, Тихик, Трофим, Урбан, Фелит, Фигелл, Филимон, Филипп (2), Филолог, Флегонт, Фома, Фортунат.

Безымянные[108]:

вельможа из Эфиопии (Деян. 8:27), тюремный страж (Деян. 16:27), «искренний сотрудник» (Флп. 4:3), двенадцать учеников из Ефеса (Деян. 19:7), племянник Павла (Деян. 23:16), семь служителей церквей в Азии (Отр. 2-3 гл).

  • Женщины:

Апфия, Дамарь, Евника, Еводия, “Иезавель”, Иоанна, Клавдия, Лидия, Лоида, Мариам, Мария (4), Нимфа, Персида, Прискилла, Рода, Сапфира, Саломея, Синтихия, Сюзанна, Тавифа, Трифена, Трифоса, Фива, Юлия, Юния.

Безымянные:

четыре дочери Филиппа (Деян. 21:9), сестра Павла (Деян. 23:16), мать Руфа (Рим. 16:13), сестра Нирия (Рим. 16:15)

  • Вольноотпущенники и рабы:

Акила, Амплий, Апеллес, Асинкрит, Ахайик, Епафродит, Ерм, Ермоген, Ермий, Именей, Иродион, Кварт, Лидия, Нирий, Олимпан, Онисим, Патров, Персида, Прискила, Рода, Секунд, Стахий, Тертий, Трифена, Трифоса, Трофим, Урбан, Фигелл, Филолог, Флегонт, Фортунат, Юлия.

Безымяные:

тюремный страж и его домашние, а также домашние Лидии, Стефана, Корнилия и некоторые из домашних Хлои, Аристовула, Нарциса и др.

Давайте суммируем результаты нашего исследования:

Представители христианских общин, всего:

161 чел.

Из них:

· Знаем по именам:

132 чел.

Из них:

· Представители высших сословий:

7 чел.

· Представители городского плебса:

93 чел.

· Вольноотпущенники и рабы:

32 чел.

· Женщины:

28 чел.

· Мужчины:

104 чел.

· Иудеи:

58 чел.

· Язычники:

74 чел.

Основные выводы

  1. К середине первого века христианство проникло практически во все социальные слои греко-римского общества. Даже всех подозревавший Нерон, вероятно, еще не знал, что среди его «домашних» были последователи Иисуса из Назарета (Флп. 4:22). Именно благодаря этим безымянным «агентам влияния» благая весть в скором времени достигнет высших эшелонов власти, среди которых были Флавия Домицилла и ее муж Флавий Клемент.
  2. Обращает на себя внимание тот факт, что спустя двадцать-тридцать лет после зарождения христианства его представители обозначили свое присутствие во многих провинциях Римской империи (Сирия, Финикия, Галатия, Азия, Македония, Ахаия, Иллирик, Египет, Киринея, и др.) и за ее пределами (Нубия).
  3. Весьма показательно, что из 132 имен, представленных в наших источниках, больше половины составляют язычники. Христианство, зародившись исключительно в иудейской среде, за довольно короткий период времени становится по преимуществу религией язычников.
  4. 4Согласно свидетельству книги Деяний и апостольским посланиям, христианство, по крайней мере на начальном этапе, – это исключительно урбанистический феномен. Вышеприведенная статистика подтверждает: значительный процент христианских общин состоял из представителей городского плебса. Отзывчивость именно этой социальной среды на проповедь Евангелия объясняется многими факторами, в том числе кризисом в римский период идеализированного понятия полиса, как места обитания, самореализации и развития равноправных граждан. Многочисленные массы людей, оторванные вследствие военных действий или экономических причин от своих родовых корней, угнетаемые сознанием невозможности изменить status quo и сложившийся ход событий, обретали в христианской общине свой новый дом, братьев и сестер, а более всего, понятие о личностном Боге, который стал близок для всех людей через Господа Иисуса Христа. По сути христианские общины представляли альтернативные сообщества familia Christi, в которых «униженные и оскорбленные» обретали для себя привилегированный статус членов семьи Христовой, статус сыновей и дочерей небесного Царя.
  5. Следует обратить внимание на довольно представительный перечень женских имен. В культуре, в которой не принято было считать «женщин и детей» (ср. Мтф. 14:21), это тем более удивительно. Большая часть женских имен принадлежит известным и состоятельным женщинам – отчасти именно этим объясняется то, что мы знаем их имена. А это, в свою очередь, означает, что за рамками новозаветного повествования остаются многие сотни, если не тысячи, безымянных служанок, типа Роды, которые были в числе последователей Иисуса. Эгалитарный идеал христианства «во Христе нет… ни мужчины, ни женщины» (Гал. 3:28) был как никогда востребован в древнем обществе, в котором женщине отводилась, по сути, второстепенная, зависимая от мужчины роль. Христианская община становилась местом, где женщина обретала свое новое достоинство и могла реализовать свои дарования.
  6. Следует также обратить внимание на значительный процент, который в христианской общине составляли вольноотпущенники и рабы. Тот факт, что в нашей статистике рабов и вольноотпущенников в три раза меньше, чем представителей городского плебса, еще не означает, что они составляли меньшинство. На страницы истории попадают, в первую очередь, известные, влиятельные или скандальные личности. По всей видимости, именно вольноотпущенники и рабы составляли большинство христианской общины. И то, что мы знаем столь многих из них по имени, уже весьма показательно! В христианской общине, в которой не было уже «ни раба, ни свободного» (Гал. 3:28), ничего незначащие обретали значимость, обретали право называться по имени!
  7. В целом наши выводы совпадают с выводами апостола Павла, который отвечая на вопрос: «Кто вы, призванные?», пишет: «Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26). Да, большинство в ранней христианской общине составляли люди, принадлежавшие к низшему сословию. Значительную, если не большую, часть общины составляли рабы и вольноотпущенники. Еще одну значительную часть занимали различные представители городского плебса: от преуспевающих предпринимателей и глав семейств до нищих и калек. Но уже к середине первого века среди последователей Иисуса были представители элиты среднего и даже высшего уровня. А это значит, что христианство изначально не было религией исключительно низших сословий. С самого начала оно заявило о себе как об универсальной вести, предназначавшейся для всех людей без исключения, без различия по социальному, национальному, имущественному или половому признакам.

Список сокращений

ABD – The Anchor Bible Dictionary

АЕ – l’Annee Epigraphique

ANRW – Austieg und Niedergang der römischen Welt

BDAG – The Bauer's Greek-English Lexicon of the NT

CIGCorpus Inscriptionum Graecarum

CIL – Corpus Inscriptionum Latinarum

MM – Moulton-Milligan’s Vocabulary of the Greek Testament

IG – Inscriptiones Graecae

IGCB – Corpus der griechisch christlichen inschriften von Hellas

New DocsNew Documents Illustrating Early Christianity

OGISOrientis Graeci Inscriptiones Selectae

P Oxy – The Oxyrhynchus Papyri

БЭБ – Библейская энциклопедия Брокгауза

И. Флавий, Иуд. древ. – Иосиф Флавий, Иудейские древности

И. Флавий, Иуд. война – Иосиф Флавий, Иудейская во йна

Г.А. Сергиенко, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф

[1] Начиная с кесаря Августа, Рим проводил активную политику урбанизации, т.е. строительство новых и обновление старых городов империи. Помимо таких мегаполисов, как Рим (1 млн. жителей), Александрия (0,5 млн. жителей) и Антиохия (0.3 млн. жителей), в Римской империи первого века насчитывалось более 1000 городов с населением в 10-15 тыс. человек. Большинство сельского населения обеспечивало своим трудом жизнь городского плебса. См. Garnsey и Saller, Roman Empire, - Р. 83-84.

[2] В качестве исключения можно вспомнить текст из Иак. 5:4, где говорится о «работниках, пожавших поля ваши», да и контраст между «богатым и бедным» (2:2), скорее всего, следует читать в сельскохозяйственном контексте. В книге Деяний мы находим свидетельство о том, что представители ранней христианской общины в Иерусалиме продавали свои земли (Деян. 4:34), в частности, упоминается Варнава, у которого «была своя земля» (Деян. 4:37). Следует также иметь в виду то, что в Деян. 21:20 говорится о нескольких тысячах уверовавших ревнителях закона, большая часть которых наверняка принадлежала к категории сельского плебса.

[3] Симон, прозванный Иисусом Петром (Ин. 1:42) (гр. Πέτρος, арам. Кифа = «камень») – один из первых учеников Иисуса и один из руководителей христианской общины в Иерусалиме. Павел называет Кифу одним из столпов Иерусалимской церкви (Гал. 2:9). Петр считается автором двух новозаветных Посланий, хотя некоторые исследователи считают их псевдоэпиграфами. Известно также апокрифическое Евангелие Петра – произведение второго века. Согласно церковной традиции Петр окончил свою жизнь в 64 году в Риме во время Нероновых гонений.

[4] Иаков, сын Зеведеев, упоминается в Деян. 12:1-2 в связи с тем, что Ирод Агриппа I «поднял руки на некоторых из принадлежавших к церкви… и убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Вероятно, это произошло незадолго до смерти самого Ирода Агриппы I в 44 году. Евсевий воспроизводит историю, согласно которой обвинитель Иакова был настолько тронут его свидетельством в суде, что там же раскаялся и был казнен вместе с апостолом (Церковная история 2.9.2).

[5] Иоанн, сын Зеведеев, окончил свой земной путь в конце первого столетия. Иоанн – автор четвертого Евангелия. Согласно церковной традиции, он же считается автором трех посланий и книги Откровения. Интересно в этой связи заметить, что уже Папий (2 век) различал между Иоанном – автором Евангелия и пресвитером Иоанном – автором Апокалипсиса (Евсевий, Церковная история 3.39.5).

[6] Андрей (первозванный), брат Симона Петра, упоминается в НЗ двенадцать раз (Mк. 1:16–18, 29–31; 3:18; 13:3; Mтф. 10:2; Лк. 6:14; Ин. 1: 35–42; 6:8–9; 12:22; Деян. 1:13). В целом в канонических и во внеканонических источниках (Евангелии эбионитов, Евангелии Петра), Андрею отводится весьма скромная роль. Его жизнь и служение пространно описываются в апокрифических Деяниях Андрея, согласно которым Андрей проповедовал в провинции Ахайя. Согласно более поздней церковной традиции (9 век) Андрей благовествовал народам Причерноморья и протославянских племенам на берегах Днепра.

[7] В синоптических Евангелиях и в Деяниях Филипп из Вифсаиды упоминается только по имени (Мтф. 10:3, Мк. 3:18, Лк. 6:14; Деян. 1:13), зато в Евангелии от Иоанна ему отведена более активная роль (1:43–46; 6:5–7; 12:20–26;14:8–9). Согласно Клименту Александрийскому, именно Филипп спрашивал у Иисуса разрешение похоронить отца своего (Строматы 3.4.25; ср. Мтф. 8:21).

[8] Фома (гр. Θωμας) благодаря эпизоду из Ин. 20:24-29 известен как «сомневающийся» ученик Иисуса. Согласно апокрифическим Деяниям Фомы (3-4 век), Фома благовествовал в Индии. Известны также написанные на коптском языке гностические Евангелие Фомы и Апокалипсис Фомы.

[9] Во всех четырех перечнях учеников Иисуса Варфоломей всегда следует за Филиппом (Mтф. 10:3; Mк. 3:18; Лк. 6:15 и Деян. 1:13). Учитывая ту роль, которую Филипп сыграл в знакомстве Нафанаила с Иисусом (Ин. 1:14-15), есть основание полагать, что Варфоломей и Нафанаил – одно и тоже лицо. Согласно Евсевию, Варфоломей проповедовал в Индии (Церковная история 5.10.3). Согласно другим источникам, он проповедовал и принял мученическую смерть в Армении.

[10] В силу того, что только в Евангелии от Матфея мытарь, сидевший у сбора пошлин, назван Матфеем (Мтф. 9:9), а в других Евангелиях он назван Левием (Лк. 5:27) или Левием Алфеевым (Мк. 2:14; см. Евангелие Петра 60), Матфей отождествляется с Левием Алфеевым. Ориген, однако, сообщает о том, что Левий не был из числа двенадцати учеников Иисуса (Против Цельса 1.62). Только в Евангелии от Матфея Матфей назван мытарем (Мтф. 10:3). Согласно свидетельству Папия, «Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог» (Евсевий, Церковная история 3.39.16). Традиционно Матфей считается автором одноименного Евангелия. См. дополнительно ABD, vol.4, P. 619.

[11] Иаков Алфеев упоминается во всех четырех перечнях учеников Иисуса (Mтф. 10:3; Mк. 3:18; Лк. 6:15 и Деян. 1:13). Согласно более поздней церковной традиции он отождествлялся с Иаковым меньшим (ср. Мк. 6:3; 15:40; Ин. 19:25), что, в свою очередь, дало основание отождествлять его с Иаковом, братом Господним. Подобное предположение проблематично, однако, по той причине, что согласно Ин. 7:5 братья Иисуса во время Его земной жизни «не веровали в Него». Согласно церковной традиции, проповедовал и был казнен в Остракине (нижняя часть Египта).

[12] Прозвище Симона – «Зилот», скорее всего указывает на его ревность к иудейской традиции, нежели на принадлежность к радикальному крылу иудейских ревнителей (зилотов), открыто противостоявших римской оккупации Палестины. Это движение зарождается накануне иудейской войны 66 года.

[13] Иуда Иаковлев (Лк. 6:15) мог быть сыном или братом безымянного Иакова. В более поздней традиции Иуда отождествлялся с другим учеником Иисуса – Фаддеем. Определенно можно сказать лишь то, что Иуда Иаковлев не является Иудой, братом Иакова (Иуд.1). См. сноску 71.

[14] Не может не вызывать удивление тот факт, что первый свидетель явления воскресшего Господа – Мария из Магдалы (Ин. 20:11-18; см. также Лк. 8:2; Мк. 15:40; Мтф. 27:56) – ни разу не упоминается в книге Деяний и в апостольских Посланиях. Скорее всего, это объясняется тем, что имя Марии Магдалины было скомпрометировано его использованием в гностических кругах. В гностической литературе 2-3 века (Евангелие Фомы, Евангелие Марии, Пистис София) Мария представлена как соперница учеников Иисуса, которой Спаситель передал тайное знание.

[15] Предположительно, Мария, мать Иакова меньшего и Иосии (Мк. 15:40), является Марией Клеоповой (Ин. 19:25).

[16] Сравнивая в Евангелиях от Марка и от Матфея перечень женщин, стоявших у креста, можно заключить, что Саломея (Мк. 15:40) и есть мать сыновей Зеведеевых (Мтф. 27:56). Если же сравнить этот перечень с перечнем имен, представленным в Евангелии от Иоанна, то возможно, что Саломея была также сестрой матери Иисуса (Ин. 19:25).

[17] Мария, мать Иоанна Марка (Деян. 12:12), сестра Варнавы (см. сноска 73), по всей видимости, состоятельная вдова (?) («дом Марии») из Иерусалима. В ее доме собирались верующие для молитвы. Вполне возможно, что дом Марии был местом встречи Иисуса и его учеников.

[18] См. сноски 43 и 44.

[19] Судя по греческим именам семерых дьяконов, они представляют группу «эллинистов», т.е. евреев (в их числе и язычник Николай Антиохиец, принявший иудаизм) из стран рассеяния. В пользу этого говорит тот факт, что Стефан вступает в состязание с представителями синагоги вольноотпущенников (Деян. 6:9), т.е. с такими же, как и он, эллинистами. Речь идет о синагоге, которая была образована потомками евреев, уведенных в 63 году до н.э. римским генералом Помпеем в рабство. Возможно, все эти семь человек раннее тоже принадлежали к этой синагоге, и в этом случае они, скорее всего, имели статус вольноотпущенников, т.е. имели статус римских граждан.

[20] Именно Стефану и другим эллинистам суждено было сыграть важную роль в формировании отличной от иудаизма идентичности христианской общины. В споре Стефана с иудеями из его уст оживает сказанное некогда Иисусом пророческое слово о грядущем разрушении Храма (Деян. 6:13-14; ср. Мк. 13:2). Это провозглашение стоило Стефану жизни (Деян. 7:59) и ознаменовало начало размежевания между двумя иудейскими общинами в Иерусалиме. Воспринимая на начальном этапе последователей Иисуса как мессианскую секту внутри иудаизма, религиозный истеблишмент после эпизода со Стефаном увидел в новой секте серьезную угрозу для самих основ иудейской религии.

[21] Благовестник Филипп первым отважился переступить запретную грань между Иудеей и Самарией (Деян. 8:5; см. также 8:26-40). Позже, в книге Деяний 21:8-9, еще раз упоминается Филипп, который проживал в Кесарии вместе с четырьмя пророчествующими дочерями. В церковной традиции, начиная с Папия, происходит смешение двух Филиппов – апостола и благовестника. Так, Евсевий, со слов Папия, свидетельствует о том, что «апостол Филипп вместе с дочерьми проживал в Иераполе» (Церковная история 3.39.8; см. также 3:31.2-5).

[22] Личность Николая Антиохийца в произведениях Отцов церкви (Иереней) отождествлялась с родоначальником движения «николаитов» (Откр. 2:6, 15). Не вдаваясь в большие подробности, отметим, что изначальная открытость и демократичность взглядов, характерная для эллинистов, к концу первого века сменяется строго регламентированной ортодоксией.

[23] Иаков (Деян. 12:17; 15:13; Гал. 1:19; 2:9, 12) и Иуда (Иуд. 1), по всей видимости, сводные братья Иисуса (см. Мтф. 13:55 и Мк. 6:3). Скорее всего, оба стали частью христианской общины уже после события воскресения (1 Кор. 15:7). В книге Деяний Иаков представлен как бесспорный лидер христианской общины в Иерусалиме. О его мученической кончине в 62 году сообщает Иосиф Флавий (см. Иуд. древ. 20.9.1). Об Иуде см. Евсевий, Церковная история 3.19.1 – 20.8.

[24] Согласно Деян. 1:23, Варсава Иуст – один из двух кандидатов на замещение «вакантной должности» двенадцатого апостола. У Евсевия Кесарийского есть интересное воспоминание Папия о том, как Варсава Иуст выпил смертоносный яд, однако «по милости Господней не потерпел никакого вреда» (Церковная история 3.39.8).

[25] Иуда, прозванный Варсавою (Деян. 15:22, 27, 32, 34), – один из руководителей и пророков Иерусалимской церкви.

[26] Иоанн Марк – сын Марии (Деян. 12:12), племянник Варнавы (Кол. 4:10), сопровождал Павла в первом миссионерском путешествии (Деян. 13:5). Случившаяся после этого конфликтная ситуация между Павлом и Марком (15:38) позже, по всей видимости, была преодолена, так как мы вновь видим Иоанна Марка среди сотрудников Павла (Флм. 23; Кол. 4:10; 2 Тим. 4:11; 1 Петра 5:13). Согласно свидетельству Папия, Иоанн Марк является автором первого написанного Евангелия от Марка.

[27] Сила (гр. Σιλᾶς, вероятно, арамейская форма древнееврейского имени Саул) представлен в книге Деяний как авторитетный служитель из Иерусалима (15:32), который стал спутником Павла во время его второго путешествия (15:40). Большинство исследователей согласны в том, что Сила и Силуан (гр. Σιλουανός) (2 Кор. 1:10; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1; 1 Петр. 5:12) – одно и то же лицо.

[28] Младший офицерский состав (сотники), по всей видимости, относились к уровню городского плебса. «По социальному положению центурионы относились к солдатам». Словарь Античности, М. Прогресс, 1989. – С. 631. Хотя не следует забывать, что некоторые сотники были в ранге декурионов (см. сноску 27), а сотники, дослужившиеся до звания primus pilus, относились к сословию всадников.

[29] Мнасон (гр. Μνάσων) охарактеризован как «давний ученик», родом с острова Кипр, проживал в одном из селений между Кесарией и Иерусалимом (Деян. 21:16). Возможно Мнасон – один из первых уверовавших на острове Кипр во время пребывания там апостола Павла.

[30] Согласно Деян. 4:36, Иосия (Ἰωσὴφ) по прозвищу Варнава (гр. Βαρναβᾶς переведено в книге Деяний как «сын утешения»), состоятельный иудей с острова Кипр, был среди первых последователей Иисуса в Иерусалиме. В этом городе жила его родная сестра Мария и племянник Иоанн Марк (Деян. 12:12). Именно Варнава после прибытия в Антиохию (Деян. 11:22), «пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию» (Деян.11:25). Благодаря ему Павел включился в активное служение в церкви в Антиохии. Спустя некоторое время, впрочем, между Павлом и Варнавою случилось разногласие из-за того, что Павел не хотел брать с собой в очередное путешествие Иоанна Марка (Деян. 15:37-39). Павел упоминает Варнаву в ряде своих посланий (1 Кор. 9:6; Гал. 2:1, 8, 13; Кол. 4:10).

[31] Симеон Нигер (лат. «черный») – учитель и пророк из Антиохии, возможно, родом из одного региона с Луцием Киринеянином (Деян. 13:1).

[32] Луций Киринеянин (гр. Λούκιος, от которого происходит уменьшительная форма Лука [гр. Λουκᾶς]) – учитель и пророк из Антиохии, родом из Северной Африки, города Киринеи (Деян. 13:1). В Деян. 6:9 упоминается синагога киринейцев, частью которой, возможно, был Луций до уверования. Остается спорным вопрос о том, является ли Луций, упоминаемый Павлом в Рим. 16:21, одной и той же личностью. См. сноску 108.

[33] Савл (евр. «Саул»), он же Павел (лат. Paullus), (годы жизни 10[?] – 62 [64?] гг. н.э.) - во всех отношениях незаурядная личность, оказавшая несравненное влияние на форму и содержание как раннего христианства, так и современного, в первую очередь, протестантского богословия. О Павле мы знаем из его собственных писем и из книги Деяний. Интересно, что в письмах Павел никогда не употребляет имени Савл, не упоминает о месте своего рождения, образовании и о римском гражданстве. Мы не знаем по какой причине, но и Лука никогда не называет Павла апостолом и не сообщает о том, что Павел был автором нескольких посланий. Согласно книге Деяний, «Савл, он же Павел» (13:9), «фарисей, сын фарисея» (23:6), был римским гражданином (22:25) родом из Киликийского города Тарса, получивший образование в Иерусалиме «у ног Гамалиила» (22:3). Сам о себе Павел свидетельствует: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей» (Флп. 3:5), «преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:14). Социальный статус Павла – ремесленник, «делатель палаток» (гр. σκηνοποιός) (Деян. 18:3). Предположение о том, что речь идет о шитье палаток из кожи для нужд римской армии, несостоятельно, потому что подобное ремесло считалось императорской монополией. Учитывая неоднократное упоминание самого Павла о «работе руками» (1 Кор. 4:12; 1 Фес. 2:9; 2 Фес. 3:8), речь идет, скорее всего, о достаточно изнурительном физическом труде по выделыванию ткани из козьей шерсти (см. Tyndale Bible Dictionary, P. 1247). Уникальность личности Павла в том, что он, иудей-эллинист, сумел облечь евангельскую весть в такую форму, которая возымела небывалый отклик среди язычников.

[34] Лука (гр. Λουκᾶς) – сотрудник апостола Павла (Флм. 24; ср. Кол. 4:10,12; 2 Тим. 4:10), врач по профессии. Евсевий утверждает, что Лука был родом из Антиохии. По всей видимости, Лука – единственный из всех новозаветных авторов язычник по происхождению. Автор Евангелия от Луки и книги Деяний Апостолов. См. Евсевий, Церковная история 3.4.6-7.

[35] Тимофей (гр. Τιμόθεος = «чтущий Бога») – один из ближайших сотрудников и постоянных спутников Павла, его «истинный сын» (1 Тим. 1:2), о котором написано немало лестных слов (Рим. 16:21; 1 Фес. 3:2; Флп. 2:19;). Согласно Деян. 16:1, Тимофей был родом из города Листры, его мать была иудеянка (согласно 2 Тим. 1:5, имя матери – Евника), а отец – грек. Евсевий говорит о Тимофее как о первом епископе церкви в Ефесе (Церковная история 3.4.5).

[36] Гай (лат. Gaius) – распространенное латинское имя. В Новом Завете упоминаются четыре человека по имени Гай: Гай из Дервии (Деян. 20:4), Гай Македонянин (см. сноску 102), Гай «странноприимец» (см. сноску 105) и «возлюбленный Гай» (3 Ин). Одно из предположений состоит в том, что Гай из Дервии и Гай Македонянин – одно и тоже лицо. Возможно, Лука имел в виду не Дервию (Δερβήτης) – город, расположенный в Ликаонии, южной части римской провинции Галатия, а расположенный в Македонии недалеко от Филипп, город Доверий (Δουβ[ε]ριος – см. текстуальный вариант в манускрипте D). Впрочем, скорее всего, это два разных человека с одинаковым именем. Один из аргументов в пользу последнего утверждения: в Деян. 20:4 Лука перечисляет спутников Павла согласно их географической принадлежности. Вместе с Гаем из Дервии упоминается Тимофей из Листры, соседнего с Дервией города.

[37] Трофим (гр. Τρόφιμος = «воспитанник») - распространенное имя среди слуг и вольноотпущенников (BDAG. - P. 1017: IG 3. 1026; 1062). Спутник апостола Павла из Ефеса, возможно тоже из вольноотпущенников (Деян. 20:4; 21:29; 2 Тим. 4:20).

[38] Тихик (гр. Τυχικὸς) - «возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе» (Кол. 4:7) из Асии (Деян. 20:4). Упоминается в Еф. 6:21 и 2 Тим. 4:12.

[39] Епенет (гр. Ἐπαίνετος) – имя первого уверовавшего во Христа в провинции Азия (Рим. 16:5).

[40] Онисифор (гр. Ὀνησίφορος) – предположительно состоятельный христианин из Ефеса (2 Тим. 1:16; 2 Тим. 4:19). Согласно апокрифическому источнику, Деяниям Павла и Феклы, Онисифор был обращен Павлом в Антиохии в конце 40 годов.

[41] В Пасторских посланиях три руководителя христианской общины в Ефесе: Александр, Именей и Фелит (1 Тим. 1:20; 2 Тим. 2:17; 4:14) обвиняются в лжеучении, суть которого, скорее всего, сводится к альтернативному пониманию феномена воскресения мертвых. По всей видимости, развитие Павловой мысли среди его учеников идет по двум траекториям: одни придерживались взгляда, что верующие «уже воскресли и посажены на небесах» (Еф. 2:6), другие же опасались столь неоправданного энтузиазма, умалявшего значение грядущего воскресения (2 Тим. 2:17). Профессия Александра – «медник» – дает основание предположить, что это никто иной, как Александр, иудей из Ефеса (Деян. 19:33), который вскоре после описываемых событий стал христианином. Именей (гр. Ὑμέναιος), названный в честь бога Гименея, возможно, вольноотпущенник. Значение имени Филит (гр. Φίλητος) – «достойный любви».

[42] Согласно 2 Тим. 1:15, «все Асийские» оставили Павла. Среди них упоминаются Фигел (возможно от лат. figulus = «горшечник» [БЭБ]) и Ермоген (гр. Ἑρμογένης = «рожденный Гермесом»). Судя по именам, возможно оба из ремесленного люда (в апокрифических Деяниях Павла Ермоген назван медником), вольноотпущенники.

[43] В Кол. 4:15 автор передает привет Νύμφαν (вин. падеж), что может относиться как к женщине по имени Нимфа (гр. Νύμφα), так и к мужчине по имени Нимф (гр. Νυμφᾶς). Уточняющее местоимение αὐτῆς, которое содержится в ряде манускриптов (B, 1739, 1877), дает основание утверждать, что речь идет о женщине по имени Нимфа и о ее домашней церкви. См. James Hope Moulton, J.H. A Grammar of New Testament Greek. Vol. I. Prolegomena. Edinburgh, 1908. P. 48; Metzger, B. A Textual Commentary of the Greek NT. P. 627.

[44] Филимон (гр. Φιλήμων) – «возлюбленный брат и сотрудник» Павла, которому адресовано частное письмо апостола (Флм. 1). Из этого краткого письма следует, что Филимон – преуспевающий предприниматель, возможно, партнер Павла по бизнесу (ст. 19), во владении которого были рабы. Возможно, упоминаемые в приветствии (ст. 2) Апфия (фригийское женское имя, встречающееся в надписях в Колоссах - CIG 3. 1168) и Архипп (гр. Ἄρχιππος) – жена и сын Филимона. См. также Кол. 4:17.

[45] Упоминаемая в Откр. 2:20 безымянная пророчица из Фиатир (Иезавель – не является ее настоящим именем) может служить хорошей иллюстрацией складывающейся к концу первого века тенденции к умалению роли женщины в церковной жизни (ср. 1 Тим. 2:10-12), а также к отказу от более сбалансированного понимания вопроса об идоложертвенном, которого, например, придерживался апостол Павел (1 Кор. 8:4 и далее).

[46] Согласно Деян. 16:14, Лидия из Филипп стала первой женщиной-христианкой на европейском континенте. Лидия – женщина-предприниматель (продавец пурпуровой ткани - πορφυρόπωλις), в распоряжении которой были ее «домашние» (слуги и рабы). В силу того, что в ее родном городе Фиатиры ремесло окрашивания тканей пурпуром считалось императорской монополией и заняты в нем были в основном «домашние Кесаря», то, скорее всего, Лидия была вольноотпущенницей (CIG 2519; New Docs 2:26, 28).

[47] Епафродит (сокр. Епафрас) – довольно популярное имя в римский период; соответствует латинскому Venust. Это имя встречается как в литературных источниках (Плутарх, Аппион, Дион Кассий, Иосиф Флавий), так и в надписях (OGIS 441; P Oxy IV. 743; IGCB 1.66), а также в списке рабов Кесаря (CIL 6. 8607). В Флп. 2:25 Епафродит из Филипп упоминается как один из ревностных сотрудников Павла (см. также Флм. 24; Кол. 1:7, 4:12).

[48] Еводия (гр. Εὐοδία, возможное значение имени − «успех»; см. CIG 3002, 5711) и Синтихия (вариация женского имени от греч. τύχη = «удачливый» см. CIG 2.2326, 3098; CIL 12. 4703) – сотрудницы апостола Павла, подвизавшиеся вместе с ним в служении с самого начала зарождения христианской общины в Филиппах. Есть основание полагать, что обе женщины были в числе руководителей этой общины, и разногласие между ними имело разрушительные последствия для всей общины (Флп. 4:2-3).

[49] Имя Климент (лат. Clēmēns) относится к числу известных плебейских cognomina, поэтому есть веские основания считать Климента (Флп. 4:3) римским гражданином (CIL 3.633). Согласно Евсевию, Климент был третьим римским епископом (Церковная история 3.4.9).

[50] Аристарх (гр. Ἀρίσταρχος) – сотрудник апостола Павла из Фессалоник. Упоминается в Флм. 23; Кол. 4:10; Деян. 19:29; 20:4.

[51] Секунд (лат. Secundus = «второй») – спутник апостола Павла из Фессалоник (Деян. 20:4). По аналогии с именами Тертия и Кварта, возможно, имя раба или вольноотпущенника. Хотя, с другой стороны, Secundus встречается в качестве cognomen в именах людей благородного происхождения (например, полное имя Плиния старшего – Gaius Plinius Secundus). Ранее уже упоминалось, что имя Секунда найдено в списке политархов города Фессалоники (см. сноску 28).

[52] Иасон (гр. Ἰάσων) – вероятно, состоятельный иудей из Фессалоник (Деян 17:6 и сл.), в дальнейшем спутник апостола Павла (Рим. 16:21). Скорее всего, имя Иасон – результат замены имени Иисус (Ἰησοῦς).

[53] Сосипатр (гр. Σωσίπατρος) – распространенное греческое имя. В Рим. 16:21 Сосипатр назван «сродником» Павла, что означает, что он – этнический иудей из македонского города Верия (Деян. 20:4).

[54] Гай Македонянин – спутник апостола Павла (Деян. 19:29). См. сноску 84.

[55] См. сноски 46 и 47.

[56] Фива – весьма состоятельная женщина, служитель (διάκονος) церкви в Кенхреях, которую Павел называет своей «благодетельницей» (προστάτις) (Рим. 16:1-2).

[57] По всей видимости, Гай «странноприимец» – весьма состоятельный человек, в доме которого собиралась вся коринфская община (см. Рим. 16:23; 1 Кор. 1:14).

[58] Аполлос (гр. Ἀπολλῶς) – популярное греческое имя первого века н.э. В книге Деяний Аполлос представлен как иудей из Александрии (Египет), владевший навыками ораторского мастерства и хорошо знавший Писание (Деян. 18:24). В 1 Кор. 3:9 Павел называет его “соработником” (1 Кор. 3:9), хотя, по всей видимости, именно Аполлос и его приверженцы были одной из главных причин наличия разногласий и разделений в Коринфе.

[59] Сосфен и Крисп упоминаются в Деян. 18:8,17 как начальники синагоги в Коринфе (ср. 1 Кор. 1:11,14).

[60] Луций – «сродник» Павла (т.е. иудей) из Коринфа (Рим. 16:21). Скорее всего, это другой Луций, нежели Луций Киринеянин (см. сноску 80).

[61] Стефан (гр. Στεφανᾶς = «венец»), Фортунат (лат. Fortunatus = «счастливчик») и Ахайик (лат. Achaicus = “человек из Ахайи” [?]) упоминаются в 1 Кор. 16:17 как три посланника из Коринфа, которые навестили Павла в Ефесе. Согласно свидетельству Павла, Стефан – первый из уверовавших в провинции Ахайя (1 Кор. 16:15). Наличие его «домашних» (1 Кор. 1:16) говорит о том, что Стефан – состоятельный человек. Фортунат и Ахайик – возможно из вольноотпущенников (Thiselton, A.C. The First Epistle to the Corinthians. Eermdans, 2000. P. 1339). Фортунат упоминается в 1 Послании Клемента Коринфянам (65:1), хотя не все исследователи согласны, что речь идет о том же самом Фортунате.

[62] Тертий (лат. Tertius = «третий») – распространенное среди вольноотпущенников и рабов имя (Dunn, J. Romans 9-16. Word, 1988. P. 909). Скорее всего, писавший Послание римлянам Тертий тоже из вольноотпущенников (Рим. 16:22). Интересно, что на кладбище Присциллы в Риме была найдена надпись, содержащая имя Тертия (датируется 1 веком н.э.). См. ММ. – Р. 631.

[63] Кварт (лат. Quartus = «четвертый») – распространенное среди рабов и вольноотпущенников имя (Dunn, J.D. Romans 9-16. Word, 1988. P. 911). Упоминается в Рим. 16:23.

[64] Прискилла (гр. Πρίσκιλλα, сокр. Πρίσκα) и Акила (лат. Aquila) – супружеская пара, сотрудники Павла, которые по его свидетельству полагали за него «голову свою» (Рим. 16:3-4). Акила, этнический иудей, муж Прискиллы был родом из Понта (Деян. 18:2). Мы не знаем ни времени, ни места их уверования, но когда Павел, предположительно в 50-51 годах пришел в Коринф, то Прискилла и Акила уже были в числе последователей Иисуса. Очевидно, что они, повинуясь указу Клавдия, вынуждены были покинуть Рим после 49 года. Тот факт, что в греческом тексте из шести упоминаний имен этой супружеской пары (Деян. 18:2,18,26; Рим. 16:3; 1 Кор. 16:19; 2 Тим 4:19) в четырех случаях имя Прискиллы следует первым, возможно, свидетельствует о ее лидирующей роли в деле служения. Есть еще одно интересное предположение, связанное с Прискиллой. Дело в том, что на древнем христианском кладбище в Риме рядом с захоронением консула Ацилия Глабриона (см. сноску 14) найдена могила некоей Прискиллы. Предположение состоит в том, что Прискилла и Акила были вольноотпущенниками этого богатого и влиятельного вельможи, через которых он сам пришел к вере во Христа. См. Sanday, W. & A. Headlam. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans. Edinburgh: T&T Clark, 1904. – P. 418-420.

[65] Павел называет Андроника и его жену (?) Юнию своими сродниками (т.е. речь идет об иудеях), известных между апостолами и уверовавших во Христа прежде него (Рим. 16:7). Относительно Юнии английский богослов Ричард Боккэм выдвинул интересную гипотезу, согласно которой Юния есть не кто иная, как Иоанна, ученица Иисуса во время Его земной жизни (Лк. 8:1).

[66] Руф – весьма распространенное латинское имя Rufus, вероятно, сын Симона Киринеянина, упоминающийся в Мк. 15:21 (Рим. 16:13).

[67] Еввул (гр. Εὔβουλος), Пуд (лат. Pudens) и Лин (лат. Linus) упоминаются в 2 Тим. 4:21. Очевидно, все трое принадлежали к церкви в Риме. Согласно апокрифическим Деяниям Павла, Еввул был одним из пресвитеров в Коринфе. Имя Pudens указывает на благородное происхождение человека, носившего его. Согласно Иеринею, Лин был первым епископом церкви в Риме, после Петра и Павла (Против ересей, 3.3; см. также Евсевий, Церковная история 3.2).

[68] Тит (лат. Titus) – «товарищ и сотрудник» апостола Павла (2 Кор. 8:23). Его имя упоминается только в посланиях Павла. Тит сыграл ключевую роль в примирении между апостолом и верующими в Коринфе (см. 2 Кор. 2:13; 7:6, 13; 8:6, 16, 23; 12:18). Согласно Посланию Титу 1:4, Павел направил Тита для завершения начатого им труда на острове Крит. См. также 2 Тим. 2:14.

[69] Димас (гр. Δημᾶς, возможно, сокращенная форма от Δημήτριος) упоминается среди сотрудников Павла (Флм. 23; Кол. 4:10). Скорее всего, это тот же самый Димас, о котором в 2 Тим. 4:10 написано: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век». Упоминается также как отрицательный герой в апокрифических Деяниях Павла.

[70] Иисус по прозвищу Иуст – сотрудник апостола Павла (Кол. 4:11). Характерный пример того, как иудеи, живя в рассеянии, дополняли свои иудейские имена (в данном случае, по имени Иисус) латинскими созвучными эквивалентами (лат. Iustus = «праведный»).

[71] Ераст – спутник апостола Павла, упоминается в Деян. 19:22 и 2 Тим. 4:22. Остается неясным, идет ли речь об Ерасте, городском казнохранителе из Коринфа (Рим. 16:23), или же, что более вероятно, о другом человеке с тем же именем.

[72] Согласно 2 Тим. 4:10, Крискент (лат. Crescens) – спутник апостола Павла.

[73] Артем (гр. Ἀρτεμᾶς, сокр. от Ἀρτεμίδωρος) – спутник апостола Павла (Тит. 3:17). Согласно более поздней церковной традиции, епископ в Листре.

[74] Зина (гр. Ζηνᾶν сокр. от Ζηνόδωρος), по всей видимости, иудей, книжник (νομικός) (Тит. 3:13). Согласно церковной традиции, епископ Диосполиса и автор апокрифических Деяний Тита.

[75] Диотреф (гр. Διοτρέφης = «воспитанник Зевса») – руководитель одной из ранних христианских общин, который, возгордившись, не принимает старца Иоанна (3 Ин. 1:9).

[76] Димитрий (гр. Δημήτριος) – неизвестный христианин, упоминаемый в 3 Ин. 1:12.

[77] См. Res Gestae 15.

[78] Garnsey и Saller, Roman Empire, Р. 83-84

[79] См.Тацит, Анналы 6.13; Сенека, О милосердии 2.7.

[80] Ср. И. Флавий, Иуд. древ. 20.5.1.

[81] Ср. И. Флавий, Иуд. древ. 20.5.2; см. Иуд. война 2.8.1.

[82] Ср. И. Флавий, Иуд. древ. 20.8.6; см. Иуд. война 2.13.5.

[83] Плиний (Письма10.19) свидетельствует, что люди этой профессии были, как правило, общественными рабами, но наличие «дома» и «домашних» тюремного стража (Деян. 16:33) говорит в пользу того, что он был вольноотпущенник.

[84] Скорее всего, сама Хлоя, состоятельная женщина из Коринфа, не являлась частью христианской общины.

[85] Амплий (гр. Ἀμπλίας, сокр. от лат. Ampliatus) – распространенное среди рабов имя, в том числе среди рабов Кесаря (CIL 6. 4899). См. BDAG, - P. 54. С именем Амплия связана одна интересная гипотеза. На одном из ранних христианских захоронений в Риме, т.н. кладбище Домициллы (см. сноски 8 и 9), обнаружена украшенная орнаментом гробница, на которой выбито имя Ampliatus. Отсутствие соответствующих nomen и cognomen указывает, что там был захоронен раб. Чем же этот раб удостоился столь высокой чести? Одно из предположений состоит в том, что раб (или вольноотпущенник) по имени Ampliatus - это тот же самый Амплий, о котором упоминает Павел в Рим. 16:8, и именно он сыграл важную роль в обращении Флавианы Домициллы. См. Sanday и Headlam, Romans. – P. 424.

[86] Урбан (лат. Urbanus) распространенное имя среди рабов и вольноотпущенников (см. Lightfoot, J.B. Saint Paul’s Epistle to the Philippians. Kessinger Publishing, 2003. – P. 174; CIL 6. 4237), хотя это мнение оспаривается, в частности см. P. Lampe, “Urbanus” в ABD vol. 6. P. 767. Примечательно, что Урбан назван “сотрудником” Павла.

[87] Стахий (Στάχυν) – довольно редкое греческое имя, найденное в перечне рабов Кесаря (CIL 6. 8607).

[88] Апеллес (гр. Ἀπελλῆς) – распространенное греческое имя, в том числе среди иудеев, встречается среди имен слуг Кесаря (Lightfoot, Philippians. - P. 174). У Филона Александрийского встречается упоминание о трагическом актере Апеллесе из Ашкалона, который питал чувства ненависти по отношению к иудеям (Посольство к Гаю 30).

[89] Имя Иродион, скорее всего, указывает на принадлежность этого человека к домохозяйству Ирода. Его господином предположительно мог быть Аристовул (об Аристовуле см. сноску 37).

[90] Имена Трифены и Трифосы найдены в греческих и латинских источниках (CIG 2.3092 2819, 2839, 3348; CIL 6.15622–26, 4866, 15241). Исследователи соглашаются в том, что обе женщины – сестры (?), скорее всего, в статусе вольноотпущенниц заняты тяжелым физическим трудом (см. значение глагола κοπιάω).

[91] Имя Персиды (женщина из Персии?) найдено в списках имен вольноотпущенниц (CIL 6. 23959) и рабынь (CIL 5.4455).

[92] Имя Асинкрита (“несравненный”) найдено в списках имен вольноотпущенников Кесаря (CIL 6.12565).

[93] Имя Флегонта также найдено в списках вольноотпущенников Кесаря (CIL 6:15202).

[94] В силу того, что рабы часто назывались в честь богов, Ерм (гр. Ἑρμῆς), скорее всего, раб, названный в честь бога Гермеса.

[95] Патров (гр. Πατροβᾶς сокр. от Patrobius). Тацит в своей Истории описывает одного из вольноотпущенников Нерона по имени Патров, как очень влиятельного и коварного человека (История 1.49; 2.95). Здесь возможны два варианта: или же Патров, что называется, «отпал» от веры, или же речь идет о другом человеке (Патрове) - вольноотпущеннике пресловутого Патрова.

[96] Ермий (гр. Ἑρμᾶς) – весьма распространенное среди рабов имя (CIL 6. 8121).

[97] Имя Филолога встречается в греческих и латинских списках вольноотпущенников и рабов Кесаря (CIL 6. 4116). Скорее всего, речь идет об образованном человеке, педагоге.

[98] Юлия – одно из самых распространенных женских латинских имен. Встречается также среди имен вольноотпущенников и рабов Кесаря (CIL 6. 20416). Вполне возможно, что Юлия – жена (или сестра?) Филолога.

[99] Имя Нирий (гр. Νηρέυς) заимствовано из греческой мифологии. Также встречается среди имен вольноотпущенников Кесаря (CIL 6. 4344).

[100] Имя Олимпана (сокр. от Ὀλυμπιόδωρος) также встречается в списках имен вольноотпущенников Кесаря (CIL 6. 536).

[101] См. MacMullen, Social Relations, Р. 92 и Garnsey and Saller, Roman Empire, Р. 83.

[102] Значение имени Онисим (гр. Ὀνήσιμος) – «полезный», так что в Послании к Филимону Павел использует игру слов: «Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне» (ст. 11). В послании Игнатия Антиохийского к Ефесянам Онисим представлен как епископ в Ефесе.

[103] Имена и категории граждан, которые не упоминались ранее, сопровождаются соответствующими ссылками на библейские тексты.

[104] Синодальный перевод фразы Σκευᾶ Ἰουδαίου ἀρχιερέως как «иудейский первосвященник Скева» (Деян. 19:14) проблематичен по следующим причинам: а) во-первых, мы с точностью знаем, что в Израиле никогда не было первосвященника по имеми Скева; б) во-вторых, Скева – это латинское имя Scaeva; в) и наконец, что могли делать семь сыновей первосвященника в Ефесе? Титул ἀρχιερεύς в контексте Ефеса означал верховного жреца храма в честь богини Ромы и Августа, где практиковался культ поклонения правящему императору. См. Fitzmyer, J. Acts of the Apostles. Yale University Press, 2008. P. 649.

[105] В училище (σχολή – имеется в виду аудитория, где учителя и философы читали свои лекции) Тиранна (гр. Τύραννος) Павел в течение двух лет проводил собрания (Деян. 19:9). Мы не знаем, был ли Тиранн просто владельцем здания, или же он сам был из числа философов и риторов в Ефесе. Один из манускриптов (D) уточняет, что Павел проводил занятия с «пятого по десятый час», т.е. с 11 утра до 4 часов дня – время, когда общественная жизнь города затихала. Тот факт, что собрания в училище Тиранна проходили в течение двух лет, возможно, свидетельствует о том, что Тиранн симпатизировал христианам или был одним из обращенных.

[106] Латинским эквивалентом греческого слова ῥαβδοῦχος, переведенном как «городской служитель» (Деян. 16:35), является “ликтор” – прототип современных органов охраны правопорядка и исполнения наказания (полиция).

[107] В Британском музее хранится надпись из Ефеса, на которой запечатлено имя Δημήτριος, и он же представлен как νεοποιός, т.е. как храмовый служитель, ответственный за культ поклонения Артемиде (Inschriften von Ephesus, 1578 A). Вполне возможно, что речь идет о том же самом Димитрии, что и в книге Деяний. По крайней мере, становятся понятными те властные полномочия, с которыми Димитрий действует в описании Луки.

[108] В этом перечне мы не учитываем, упоминаемые в Деяниях многочисленные безымянные группы последователей Иисуса: сто двадцать учеников (1:16), около трех тысяч крестившихся в день Пятидесятницы (2:41), пять тысяч уверовавших (4:4), “множество учеников” (6:2), мужчины и женщины в Самарии (8:12), ученики из Кесарии (21:16), тысячи уверовавших ревнителей закона в Иерусалиме (21:20).

Геннадий Сергиенко

Источник: Слово для тебя

Теги: Новый Завет, История, христианство
Назад в статьи