1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Теология благовещения

Теология благовещения
11.04.2014 Евангелист Лука весьма поэтично изложил беседу Гавриила и Марии. При этом сообщение архангела представляет собой мощный концентрат глубоких богословских идей. Описание самого Божьего вестника Лукой дает материал для ангелологии. Он начинает свою речь со сложнейшего раздела сотериологии, говоря о безусловном Божьем избрании: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).

Не удивительно, что от столь внезапно начавшегося курса систематического богословия Мария смутилась или, говоря иначе, была сбита с толку. И это не пустая ирония, поскольку сам евангелист подчеркивает, что девушка пришла в замешательство не столько от внешнего вида небожителя, сколько от его слов: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие».

Успокоив Марию классическим «Не бойся» и, убедившись, что она включилась в познавательный процесс, Гавриил воодушевленно продолжил трамбовать свой интенсив в ее сознание. Теперь он говорит о благодати и титулах Бога, после чего переходит к двум наисложнейшим теологическим тайнам: учению о триединстве Бога и богочеловеческой природе Мессии. Как и положено, курс систематики заканчивается эсхатологией, и Гавриил обращается к теме Божьего Царства.

Перед звонком на перемену уточняющие вопросы со стороны аудитории задавать кроме Марии по-прежнему некому, но здесь она уже не растерялась: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Очевидно, Мария начинает понимать, что курс теснейшим образом соотносится с практическим богословием, и даже больше – с ее судьбой. Преподаватель терпеливо возвращается к пройденному материалу, делая на этот раз заход со стороны пневматологии.

Педагоги в подобных случаях шутят между собой – студент, мол, сначала не понимает, а потом привыкает. Или парируют недоумение студентов насмешливо-шаблонной фразой: «Не понятно? Ну и не нужно!» С другой стороны, хотя понять, как «Дух Святой найдет», а «сила Всевышнего осенит» невозможно, но можно пойти к родственнице Елисавете и убедиться в том, что эта престарелая и бездетная женщина действительно уже на шестом месяце интересного положения.

Вот так и выглядит христианская жизнь: получил откровение, по мере своих ограниченных возможностей его уразумел, потом удостоверился в верности и силе Бога, принял Его волю о себе и без промедления пошел ее исполнять. Выходит, самая доступная теологическая мысль Гавриила состояла в том, что «у Бога не останется бессильным никакое СЛОВО». При этом Мария идеально поняла, в какой момент от систематического богословия необходимо перейти к практическому: «Се, Раба Господня; да будет Мне по СЛОВУ твоему».

Не случайно богоСЛОВИЕ имеет смысл и оживает только на пересечении Божьего повеления и человеческого повиновения. Именно так Мария даже в значении своего имени превратилась из «непокорной» в «возвеличенную». Воистину есть, что уважить и есть чему подражать.

Михаил Чернявский

Источник:  www.kbogu.ru
Теги: праздники, благовещение, толкование
Назад в статьи