С.Н. Золотаревский: "Наша проповедь должна проявляться в христианской жизни"
01.03.2012
С Сергеем Николаевичем Золотаревским, региональным заместителем Председателя РСЕХБ по Центральной России, мы встретились в Центральной Московской церкви. Центральная Россия – регион большой. Это больше 650 тысяч квадратных километров, на которых проживает около 38 миллионов человек. Как живут и несут служение церкви в этом регионе, что его, как служителя, беспокоит в церковной жизни, готовы ли мы сегодня работать с мигрантами из стран бывшего СССР – вот лишь некоторые из вопросов, заданных Сергею Николаевичу.
– Сергей Николаевич, насколько, на Ваш взгляд, сегодня актуальна Библия для современного человека?
– Я думаю, что актуальней Библии книги нет вообще. Библия остается самой читаемой книгой. И, учитывая все духовные события, будь то евангелизации, детские праздники, концерты органной музыки, то количество Новых Заветов, которые мы раздаем, говорит о том, что потребность в Слове Божьем до сих пор существует. Интерес к Библии не заканчивается со времён перестройки, Библия всегда актуальна. Когда к нам приходит кто-то из начальствующих, мы всегда дарим Библию. И никто никогда от неё не отказывался.
– Сейчас стали популярны два слова: «видение» и «стратегия». Имеет ли братство Центральной России видение и стратегию? Если да, то каковы они? Какие приоритеты ставит братство?
– В Центральной России есть четыре направления служения. Первое направление – это социальное служение, работа с наркозависимыми. Сегодня в Центральном Регионе более 13 реабцентров. Руководители реабцентров проходят специальные курсы. Необходимо, чтобы эти люди имели начальное духовное образование.
Второе направление нашего служения – благовестие. Мы движемся к духовному единению всех, кто трудится в деле благовестия на миссионерском поприще. У нас есть координатор миссионерской работы по Центральной России. Это Михаил Медяник, который проживает в Рязани. Его задача посещать миссионеров, собирать их и духовно опекать. Мы надеемся провести миссионерскую конференцию. У нас есть желание помогать слабым церквям.
В деле благовестия и образования мы тесно сотрудничаем с «Библейской Миссией», а также с «Библейской Лигой» и миссией «Гедеон». Осуществляется координация служения среди молодёжи, ответственный – Амир Усмонов.
– Какое-то время назад много говорили о благовестии мусульманам. Церкви долго к этому готовились. Мусульманский мир пришел сам. Готовы ли сегодня служители к работе с теми, кто приехал на заработки, кто эмигрировал в Россию? Готовы ли церкви принять тех, кто уверовал из мусульман?
– У себя в Центральной церкви мы попытались поднять эту работу. Она началась, но быстро затихла. Я считаю, что необходимо трудиться в этом направлении, но нужен посвященный человек. Пастор церкви «Воскресение», Юргис Калвайтис, трудится среди киргизов. У них работа идет хорошо, в их церкви есть большая группа киргизов. В своей церкви мы рассуждали о том, как работать с мусульманами, да и не только с ними. У нас есть один брат-миссионер, который готов работать с вьетнамцами. Но для этого нужно время. Я знаю, что в Ярославско-Костромском и Курском объединениях есть служение с цыганами, даже есть цыганские общины.
– Когда мы говорим о благовестии мусульманам, то понимаем, что они придут в церковь. Должны ли мусульмане стать частью церкви или их надо выделять в отдельные группы?
– Я считаю, что этого делать не нужно, ведь тогда им будет легче адаптироваться. Я бы выделил не мусульман, как таковых, а азербайджанцев, армян, киргизов, китайцев и вьетнамцев. Это национальности, которые имеют большие диаспоры.
– Как Вы считаете, какие сейчас проблемные зоны в церкви? Что Вас, как пресвитера, больше всего беспокоит?
– Меня волнует молодежь. Сегодня открыты большие возможности для различного служения, но у детей Божьих ревности мало. Трудно сказать, кто из них рождён свыше. Не всегда молодежь выделяется и внешним видом, и образом жизни именно как христианская молодежь. Поэтому в нашей церкви я стараюсь говорить о поведении, духовной жизни, покаянии и посвященности Богу.
Меня особенно беспокоят в церкви семейные проблемы. Раньше такого не было. Разводов сегодня стало гораздо больше. Как говорил Василий Ефимович Логвиненко, «у истинного христианина должна быть крепкая семья». И я задаю вопрос: «Кто тогда истинный христианин?» Страшно смотреть на статистику! Я боюсь этих цифр. Но разваливаются семьи даже членов церкви, христианские семьи. Это беда.
Ещё одна проблема – это пассивность в церкви. Нет огня в служении, ревности. Призываю участвовать в служении, делаю объявление по нескольку раз, но наблюдаю низкую активность детей Божьих. Мы имеем такую практику – после утреннего собрания объявляем служение группы благовестия. Наша церковь насчитывает 1600 членов. Кажется, что должно в этом служении быть хотя бы 150 человек, но, к сожалению, по факту их гораздо меньше.
– Как, по-Вашему, можно преодолеть семейный кризис? Как церковь может в этом помочь?
– Наверное, основная причина семейного кризиса – у людей нет страха Божьего. Когда нет страха Божьего, тогда супруги равнодушны к тому, что разрушается их семья. Когда я беседую, вникаю в проблему семьи, то все больше понимаю, что причина проблемы одна: нет страха Божьего. Супруги находят тысячу оправдательных причин своему поведению, но когда я начинаю говорить им о последствиях их духовной жизни, то они удивляются: «Неужели Бог так строг в отношении брака?» Объясняю, что да, строг. Конечно, как правило, супруги расходятся не из-за бытовых конфликтов, а из-за неверности.
В нашей церкви и в нашем регионе мы занимаемся с молодыми парами, собираемся вместе, общаемся. Есть такая практика: перед тем, как создать семью, будущие супруги проходят курс подготовки к семейной жизни.
– Как можно оздоровить духовную атмосферу в церкви?
– Думаю, что для этого есть, в первую очередь, проповедь, а также душепопечительство и малые группы. Практика показала, что если в семье что-то назревает, то люди стараются об этом умолчать. Проблема вскрывается позже. Я стараюсь два раза в год, как минимум, проповедовать на тему семьи. Мы проповедуем об ответственности жены и мужа исходя из толкования 5 главы Послания к Ефесянам, и говорим о том, что представляет собой эта совокупность.
– Вы уже сказали, что одна из проблем – пассивность членов церкви. На Ваш взгляд, насколько развитие общины зависит от каждого христианина? Важна ли сегодня личность в церкви?
– Мы стараемся уделить особое внимание новообращенному христианину, приглашаем его в группу по изучению Библии, занимаемся с группой таких людей в течение года, а затем распределяем новообращённых по малым группам. Но, к сожалению, всегда есть люди, которых интересует только воскресное посещение церкви.
Поэтому я считаю, что важно, чтобы проповедь была христоцентричной и охватывала бы многие темы. В ней должно содержаться основное учение. В традиции нашей церкви остается три проповеди. Это хорошая возможность охватить многие темы. На братском совете мы планируем темы проповедей. Бывает, что Бог Сам направляет проповедников раскрывать определенные темы.
Мы благодарны Богу за то, что Он побуждает обновлять покаяние членов церкви. Нам, как служителям, надо делать упор на проповедь, на Слово Божие, проповедовать вовремя и не вовремя.
– Как Вы считаете, в вашей церкви душепопечения хватает?
– Считаю, что не хватает, хотя служителей много и служения много. Это наше упущение, я мучаюсь, что мы не можем охватить всех. Но, к сожалению, не все верующие имеют желание получить душепопечительскую помощь.
Например, возьмём посещаемость членских собраний. Это критерий заинтересованности людей в жизни церкви. Меня беспокоит, что церковь большая, а людей, расположенных к душепопечительству, не так много.
– Русскому менталитету свойственно прийти к врачу на финальной стадии болезни...
– Да, к сожалению. Я часто говорю: «Зачем вы ждёте? Чего боитесь? Приходите раньше. Взыскание происходит, когда ни увещания, ни просьбы не помогают. Только в этом случае мы применяем дисциплинарные меры».
– Можем ли мы переломить эту тенденцию?
– Думаю, что многое зависит от внутреннего состояния самого члена церкви. Я был в церквах на Западе, мне было интересно спрашивать служителей о том, как у них обстоят дела с душепопечительством. Всё зависит от того, насколько человек любит Господа, насколько он готов возрастать духовно. И поэтому фокусируем внимание на проповеди, которая будет создавать здравый духовный фон в общине.
– Сергей Николаевич, как Вы думаете, что церковь может предложить современному обществу?
– Я думаю, что надо жить по-христиански. Сегодня много проповедуют и говорят о Христе, но если люди не видят нашей христианской жизни, то наша проповедь не будет такой эффективной. Так сложилось, что мы находимся в центре Москвы, рядом с Кремлём. Прошло то время, когда мы могли благовествовать открыто в разных общественных местах (хотя мы до сих пор благовествуем на площади трех вокзалов).
Удивительно, но Бог сделал так, что люди идут к нам сами. Приходят из школ, других учебных заведений. Нас посещает достаточно большое количество людей. Экскурсоводы приводят к нам людей специально. Говорят: «Вы всегда так хорошо рассказываете!» Я заметил, что всё-таки раньше нас чаще называли сектантами, а теперь такие случаи стали реже. Я думаю, что в нашей Московской церкви имидж сектантства переломлен. И то, что мы проводим бесплатные концерты органной музыки, в этом сыграло немалую роль. В католическом и лютеранском храмах за концерт деньги берут, а мы еще и Новые Заветы раздаем. Мне кажется, в том числе и поэтому люди меняют к нам свое отношение.
Мы ищем новые формы благовестия. Мы участвуем в социальных проектах, помогаем детским домам и опекаем пожилых людей.
– Сергей Николаевич, какими качествами должен обладать современный служитель?
– Хороший вопрос. Начну с библейского ответа. Сначала должен быть страх Божий, а потом уже призвание, а затем образование, но никак не наоборот. Когда есть страх Божий, и ты просишь у Бога видения, Он дает его. У нас в братстве проходил ряд семинаров по видению и стратегии. Мы рассмотрели наши положительные и отрицательные стороны и начали фокусировать внимание больше на положительном, чем на отрицательном. Но как бы мы ни формулировали наше видение, жизнь нам ставит такие вопросы, что ни видение, ни стратегия, а только мудрость от Бога помогает их решать. Поэтому я считаю, что мы должны жить по Писанию.
Беседовал Игорь Попов
Источник: Блог журнала "Христианское слово"
– Сергей Николаевич, насколько, на Ваш взгляд, сегодня актуальна Библия для современного человека?
– Я думаю, что актуальней Библии книги нет вообще. Библия остается самой читаемой книгой. И, учитывая все духовные события, будь то евангелизации, детские праздники, концерты органной музыки, то количество Новых Заветов, которые мы раздаем, говорит о том, что потребность в Слове Божьем до сих пор существует. Интерес к Библии не заканчивается со времён перестройки, Библия всегда актуальна. Когда к нам приходит кто-то из начальствующих, мы всегда дарим Библию. И никто никогда от неё не отказывался.
– Сейчас стали популярны два слова: «видение» и «стратегия». Имеет ли братство Центральной России видение и стратегию? Если да, то каковы они? Какие приоритеты ставит братство?
– В Центральной России есть четыре направления служения. Первое направление – это социальное служение, работа с наркозависимыми. Сегодня в Центральном Регионе более 13 реабцентров. Руководители реабцентров проходят специальные курсы. Необходимо, чтобы эти люди имели начальное духовное образование.
Второе направление нашего служения – благовестие. Мы движемся к духовному единению всех, кто трудится в деле благовестия на миссионерском поприще. У нас есть координатор миссионерской работы по Центральной России. Это Михаил Медяник, который проживает в Рязани. Его задача посещать миссионеров, собирать их и духовно опекать. Мы надеемся провести миссионерскую конференцию. У нас есть желание помогать слабым церквям.
В деле благовестия и образования мы тесно сотрудничаем с «Библейской Миссией», а также с «Библейской Лигой» и миссией «Гедеон». Осуществляется координация служения среди молодёжи, ответственный – Амир Усмонов.
– Какое-то время назад много говорили о благовестии мусульманам. Церкви долго к этому готовились. Мусульманский мир пришел сам. Готовы ли сегодня служители к работе с теми, кто приехал на заработки, кто эмигрировал в Россию? Готовы ли церкви принять тех, кто уверовал из мусульман?
– У себя в Центральной церкви мы попытались поднять эту работу. Она началась, но быстро затихла. Я считаю, что необходимо трудиться в этом направлении, но нужен посвященный человек. Пастор церкви «Воскресение», Юргис Калвайтис, трудится среди киргизов. У них работа идет хорошо, в их церкви есть большая группа киргизов. В своей церкви мы рассуждали о том, как работать с мусульманами, да и не только с ними. У нас есть один брат-миссионер, который готов работать с вьетнамцами. Но для этого нужно время. Я знаю, что в Ярославско-Костромском и Курском объединениях есть служение с цыганами, даже есть цыганские общины.
– Когда мы говорим о благовестии мусульманам, то понимаем, что они придут в церковь. Должны ли мусульмане стать частью церкви или их надо выделять в отдельные группы?
– Я считаю, что этого делать не нужно, ведь тогда им будет легче адаптироваться. Я бы выделил не мусульман, как таковых, а азербайджанцев, армян, киргизов, китайцев и вьетнамцев. Это национальности, которые имеют большие диаспоры.
– Как Вы считаете, какие сейчас проблемные зоны в церкви? Что Вас, как пресвитера, больше всего беспокоит?
– Меня волнует молодежь. Сегодня открыты большие возможности для различного служения, но у детей Божьих ревности мало. Трудно сказать, кто из них рождён свыше. Не всегда молодежь выделяется и внешним видом, и образом жизни именно как христианская молодежь. Поэтому в нашей церкви я стараюсь говорить о поведении, духовной жизни, покаянии и посвященности Богу.
Меня особенно беспокоят в церкви семейные проблемы. Раньше такого не было. Разводов сегодня стало гораздо больше. Как говорил Василий Ефимович Логвиненко, «у истинного христианина должна быть крепкая семья». И я задаю вопрос: «Кто тогда истинный христианин?» Страшно смотреть на статистику! Я боюсь этих цифр. Но разваливаются семьи даже членов церкви, христианские семьи. Это беда.
Ещё одна проблема – это пассивность в церкви. Нет огня в служении, ревности. Призываю участвовать в служении, делаю объявление по нескольку раз, но наблюдаю низкую активность детей Божьих. Мы имеем такую практику – после утреннего собрания объявляем служение группы благовестия. Наша церковь насчитывает 1600 членов. Кажется, что должно в этом служении быть хотя бы 150 человек, но, к сожалению, по факту их гораздо меньше.
– Как, по-Вашему, можно преодолеть семейный кризис? Как церковь может в этом помочь?
– Наверное, основная причина семейного кризиса – у людей нет страха Божьего. Когда нет страха Божьего, тогда супруги равнодушны к тому, что разрушается их семья. Когда я беседую, вникаю в проблему семьи, то все больше понимаю, что причина проблемы одна: нет страха Божьего. Супруги находят тысячу оправдательных причин своему поведению, но когда я начинаю говорить им о последствиях их духовной жизни, то они удивляются: «Неужели Бог так строг в отношении брака?» Объясняю, что да, строг. Конечно, как правило, супруги расходятся не из-за бытовых конфликтов, а из-за неверности.
В нашей церкви и в нашем регионе мы занимаемся с молодыми парами, собираемся вместе, общаемся. Есть такая практика: перед тем, как создать семью, будущие супруги проходят курс подготовки к семейной жизни.
– Как можно оздоровить духовную атмосферу в церкви?
– Думаю, что для этого есть, в первую очередь, проповедь, а также душепопечительство и малые группы. Практика показала, что если в семье что-то назревает, то люди стараются об этом умолчать. Проблема вскрывается позже. Я стараюсь два раза в год, как минимум, проповедовать на тему семьи. Мы проповедуем об ответственности жены и мужа исходя из толкования 5 главы Послания к Ефесянам, и говорим о том, что представляет собой эта совокупность.
– Вы уже сказали, что одна из проблем – пассивность членов церкви. На Ваш взгляд, насколько развитие общины зависит от каждого христианина? Важна ли сегодня личность в церкви?
– Мы стараемся уделить особое внимание новообращенному христианину, приглашаем его в группу по изучению Библии, занимаемся с группой таких людей в течение года, а затем распределяем новообращённых по малым группам. Но, к сожалению, всегда есть люди, которых интересует только воскресное посещение церкви.
Поэтому я считаю, что важно, чтобы проповедь была христоцентричной и охватывала бы многие темы. В ней должно содержаться основное учение. В традиции нашей церкви остается три проповеди. Это хорошая возможность охватить многие темы. На братском совете мы планируем темы проповедей. Бывает, что Бог Сам направляет проповедников раскрывать определенные темы.
Мы благодарны Богу за то, что Он побуждает обновлять покаяние членов церкви. Нам, как служителям, надо делать упор на проповедь, на Слово Божие, проповедовать вовремя и не вовремя.
– Как Вы считаете, в вашей церкви душепопечения хватает?
– Считаю, что не хватает, хотя служителей много и служения много. Это наше упущение, я мучаюсь, что мы не можем охватить всех. Но, к сожалению, не все верующие имеют желание получить душепопечительскую помощь.
Например, возьмём посещаемость членских собраний. Это критерий заинтересованности людей в жизни церкви. Меня беспокоит, что церковь большая, а людей, расположенных к душепопечительству, не так много.
– Русскому менталитету свойственно прийти к врачу на финальной стадии болезни...
– Да, к сожалению. Я часто говорю: «Зачем вы ждёте? Чего боитесь? Приходите раньше. Взыскание происходит, когда ни увещания, ни просьбы не помогают. Только в этом случае мы применяем дисциплинарные меры».
– Можем ли мы переломить эту тенденцию?
– Думаю, что многое зависит от внутреннего состояния самого члена церкви. Я был в церквах на Западе, мне было интересно спрашивать служителей о том, как у них обстоят дела с душепопечительством. Всё зависит от того, насколько человек любит Господа, насколько он готов возрастать духовно. И поэтому фокусируем внимание на проповеди, которая будет создавать здравый духовный фон в общине.
– Сергей Николаевич, как Вы думаете, что церковь может предложить современному обществу?
– Я думаю, что надо жить по-христиански. Сегодня много проповедуют и говорят о Христе, но если люди не видят нашей христианской жизни, то наша проповедь не будет такой эффективной. Так сложилось, что мы находимся в центре Москвы, рядом с Кремлём. Прошло то время, когда мы могли благовествовать открыто в разных общественных местах (хотя мы до сих пор благовествуем на площади трех вокзалов).
Удивительно, но Бог сделал так, что люди идут к нам сами. Приходят из школ, других учебных заведений. Нас посещает достаточно большое количество людей. Экскурсоводы приводят к нам людей специально. Говорят: «Вы всегда так хорошо рассказываете!» Я заметил, что всё-таки раньше нас чаще называли сектантами, а теперь такие случаи стали реже. Я думаю, что в нашей Московской церкви имидж сектантства переломлен. И то, что мы проводим бесплатные концерты органной музыки, в этом сыграло немалую роль. В католическом и лютеранском храмах за концерт деньги берут, а мы еще и Новые Заветы раздаем. Мне кажется, в том числе и поэтому люди меняют к нам свое отношение.
Мы ищем новые формы благовестия. Мы участвуем в социальных проектах, помогаем детским домам и опекаем пожилых людей.
– Сергей Николаевич, какими качествами должен обладать современный служитель?
– Хороший вопрос. Начну с библейского ответа. Сначала должен быть страх Божий, а потом уже призвание, а затем образование, но никак не наоборот. Когда есть страх Божий, и ты просишь у Бога видения, Он дает его. У нас в братстве проходил ряд семинаров по видению и стратегии. Мы рассмотрели наши положительные и отрицательные стороны и начали фокусировать внимание больше на положительном, чем на отрицательном. Но как бы мы ни формулировали наше видение, жизнь нам ставит такие вопросы, что ни видение, ни стратегия, а только мудрость от Бога помогает их решать. Поэтому я считаю, что мы должны жить по Писанию.
Беседовал Игорь Попов
Источник: Блог журнала "Христианское слово"