В Москве прошел семинар «Новые форматы церковности как ответ на кризис церкви»
На этот раз тема была такова: «Новые форматы церковности как ответ на кризис церкви». Спикером выступил доктор философских наук, вице-президент ассоциации «Духовное возрождение» Михаил Черенков.
Основным пафосом выступления стала фиксация факта очевидного кризиса церковности в христианстве. Люди менее охотно идут в церкви. Вследствие этого, стоит задаться вопросом: какой должна быть церковь 21 века? Если происходит кризис, означает ли это, что мы должны ждать, когда его виток завершится, или мы все-таки должны отвечать на вызовы современности, пересматривая формы проведения богослужебной практики?
На самом деле, ничего нового в кризисе христианства нет, поскольку кризис сопровождал христианство на всем протяжении его истории. Можно так сказать, что кризис для христианства – это норма. Но кризис имеет и позитивный момент, он обращает нас к вопросу о нашей идентичности, заставляет задуматься.
В связи с этим, Михаил поднял такие вопросы:
- Что такое церковь и где ее границы?
- Справедливо ли авторитетное мнение, что «кому церковь не мать, тому Бог не Отец» Как быть с теми, кто верует, но ей не принадлежит?
- Как должна измениться структура церковной жизни в нетрадиционном обществе?
- Можно ли мыслить церковность за пределами церкви?
- Пространство общения христиан, разные формы их общности, не содержат ли в себе тело и дух церковности?
- Как совместить автономию личности, желание индивидуальной свободы и стремление «быть частью» в современных форматах церковности?
По мнению спикера, нам необходимы различные формы проявления церковности, соприсутствующие друг с другом. Не нужно отказываться от чего-то одного в пользу другого. В этом смысле, не нужно противопоставлять себя традиционным церквям. Христианство должно быть разнообразным.
Существует ли опасность размытия границ церкви. По мнению Михаила, возможно, размытие церковных границ окажется не расцерковлением церкви, а воцерковлением мира.
Не напоминают ли о Боге даже руины церкви? И разрушенная церковь может проповедовать Христа. Памятники тоже говорят, камни вопиют.
Нам нужные разные форматы церковности и внутри одной церкви. Мы не найдем какую-то одну оптимальную модель церкви, которая не имеет внутреннего многообразия. Церковь должна быть разнообразной.
Если церковь не избавится от самососредоточенности, увлеченности собой, внутренней борьбы за власть и блага, то возникнут новые центры церковной активности, новые формы церковной жизни.
Тезисы спикера вызвали очень оживленную дискуссию. Участники пытались дать определение церкви, задавались вопросами: что делает церковь церковью, каковы ее границы и в чем разница между Церковью и церковностью? Может ли общность называться церковью, если в ней не совершаются таинства Крещения и Евхаристии?
В целом, все согласились с тем, что кризис церковности существует и что на него нужно тем или иным образом отвечать.
Подобные семинары несут очень полезную функцию, поскольку позволяют свежим взглядом посмотреть на многие проблемы христианства, а также они повышают общий уровень богословской культуры и культуры ведения дискуссий.
Андрей Рябенко, специально для словодлятебя.рф