Баптисты в городе Ильи-пророка
Основание Хайфы как современного города положили немецкие христиане евангельско-пиетистского направления. Пиетизм – одно из направлений баптизма, провозглашавшее особую приверженность личному благочестию. Группа верующих из Германии в 1860 году основала здесь свое поселение. Руководители общины, люди предприимчивые и опытные в строительных делах, в короткий срок застроили целый городок с добротными домами и мастерскими для сельского и промышленного производства у подножия горы Кармель (или – в соответствии с традицией славянской Библии – Кармил), где, по ветхозаветному преданию, скрывался от жрецов Ваала пророк Илия.
Члены этой общины именовали себя темплерами, от слова «темпл» – храм. К средневековым тамплиерам, известному монашескому ордену, это сообщество никакого отношения не имело. Темплеры вознамерились создать исключительно «духовный храм», то есть христианскую общину на принципах Нового Завета. Основатель и лидер движения Кристоф Хоффман (1815–1885) призывал верующих «выйти из Вавилона», переселяться в Святую землю и строить там храм нерукотворный не как культовое здание, но как сообщество учеников Христа, образующих «новый народ».
| Баптисты на Святой земле имеют возможность совершать крещение в Иордане. |
|
Бурная всесторонняя деятельность темплеров произвела на Земле обетованной реальные плоды. Учитывая перспективу развития Хайфы, темплеры специально расширяли улицы для свободного проезда гужевого транспорта и автомобилей. Назначенный в 1885 году местными властями главным инженером района Акры Готлиб Шумахер проектировал строительство порта, моста через реку Кишон, железнодорожные пути к Дамаску. Инженер-темплер Теодор Зандель составил проект застройки другого города тогдашней Палестины – Петах-Тиквы. Начав первыми на этой земле разводить коров, темплеры строили удобные животноводческие комплексы. Еврейские фермеры многое позаимствовали из опыта немецких колонистов-протестантов. За границей славилось мыло из оливкового масла, произведенное темплерами. Немецкие колонисты способствовали развитию экспорта апельсинов.
В конце XIX века в общинах темплеров появились меннониты с Украины, Кубани и Кавказа, что привело к усилению духовного и социально-экономического влияния этих переселенцев на местных жителей.
С древних пор население Хайфы было довольно пестрым в национальном и религиозном отношении. Бродя по улицам города, можно наткнуться на дома с броской вывеской: «Филиппинская баптистская Церковь», «Дом Ильи мессианской общины», «Центр всех религий». А на нынешней улице Бен-Гурион, откуда немецкие колонисты начинали благоустраивать Хайфу, «живописная каша всякой всячины», как здесь говорят. Тут допоздна работают уютные кафе и ресторанчики, вечером и ночью горят огнями искусственные елочки, центральный перекресток осеняет громадный иудейский семисвечник, блистает ярко освещенная, уходящая ввысь, широкая аллея садов при храмовом комплексе религии бахаи.
В Хайфе насчитывается множество храмов разных христианских конфессий. Что касается русскоязычных евангельских общин, то в целом по Израилю они немногочисленны. Это Церкви-странницы. Ютятся они в помещениях явно нецерковного типа. Арендуют небольшие зальчики, принадлежащие производственным фирмам, мастерским. Получить официальную регистрацию им невероятно трудно. Православную или католическую общину зарегистрировать гораздо легче. Так что юридически евангельские Церкви относятся к религиозным группам. Для своих богослужений эти группы подыскивают места чаще всего в арабских кварталах. В Хайфе это нижний город, где беспорядочно громоздятся неказистые здания с обшарпанными потемневшими стенами.
Рукоположение пастора в одной из общин Хайфы.
|
Большинство таких Церквей автономны, они не входят официально ни в какие союзы. Но некоторые группы присоединились к Международному союзу Церквей евангельских христиан-баптистов, духовный центр которых находится в России.
Коль суббота в Израиле – общегосударственный выходной, а воскресенье – рабочий день, то, например, славянские баптистские Церкви решили совершать богослужения именно в субботу. Пусть с иронией, но теперь членов этих Церквей можно называть «баптисты седьмого дня».
Верующие евангельских Церквей в Израиле чтут память профессора Владимира Марцинковского, активного участника диспутов с Луначарским. Марцинковский в 1923 году был изгнан из России большевиками за духовно-просветительскую деятельность. После скитаний по Европе он в 1930 году переместился на Святую землю и осел в Хайфе. Вместе с супругой Нелли Шумахер, принадлежащей к известной династии основателей немецкой христианской колонии темплеров, они выбрали для проживания западную часть горы Кармель. Их небольшой домик стоял в самом конце тупиковой улочки на склоне горной впадины с дремучим лесом и видом на Средиземное море. Здесь Марцинковский готовил и записывал на магнитофон свои проповеди, которые в течение многих лет через христианское Трансмировое радио передавались на Советский Союз. Каждая проповедь начиналась словами: «Гора Кармил, говорит Владимир Марцинковский». Став старейшиной местной евангельской общины, он продолжал здесь труд проповедника, христианского публициста, исследователя Библии и мировых религий.
На огромном Хайфском кладбище есть участок, принадлежащий евреям-христианам. Там, среди ровных рядов надгробий из белого известнякового камня, можно обнаружить два одинаковых памятника с библейскими текстами. Надпись на одном гласит: «Владимир Марцинковский. 1884–1971. Имею желание разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше» (Флп. 1:23). На другом надгробии следующая эпитафия: «Нелли Марцинковская». 1896–1991. Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение» (Флп. 1:21).
С кладбища открывается пространный вид на Средиземное море. Горная гряда, морская стихия, несмолкаемое солнце, плотная стена вечнозеленой кипарисовой аллеи – все это напоминает о мире нетленном, вечном и о живой оптимистичной вере тех, кто и ныне обитает в библейских краях.
Владимир Попов
Источник: НГ