1882-2024
142 лет общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

Поздравлять с Рождеством можно круглый год


Поздравлять с Рождеством можно круглый год
27.12.2013
Рождество и Новый Год идут рядом. В чем ценность этих праздников? Какие особенные моменты они несут в нашей жизни? Нужно ли их рассматривать вместе? Об этом рассуждает председатель РС ЕХБ Алексей Васильевич Смирнов, отмечая, что «Все становиться христианским, когда это делают христиане»

Чем является Рождество в вашей жизни?

Думаю, что для любого служителя все праздники достаточно сложное время, потому что нужно сконцентрироваться, принимать решения, организовать собрания и наверно, что у каждого проповедника есть одна из сложностей выбора проповеди на тему Рождества, любого христианского праздника, ведь никогда не хочется повторяться. Но на самом деле не нужно ломать голову. На Рождество нужно говорить про Рождество. Просто объяснять его значение. Ведь каждый раз есть новые люди, готовые слушать.

Рождество для меня хороший детский праздник. Правда, я уже сейчас повзрослел и уже подарков не жду, хотя жена всегда дарить какой-нибудь подарок.

Я убежден, что из праздников нужно делать – праздник. Бог не случайно заповедовал иудеям отмечать многие события: в народе должно формироваться правильное отношение к Богу и восторг от Его присутствия, милости и заботы. К сожалению, мы даже праздники умудряемся делать хмурыми, безрадостными.

Рождество является хорошим семейным праздником. Я ожидаю, что у нас будет радостное служение в церкви, у нас достаточно молодых пресвитеров, которые полны энтузиазма. В церкви мы обычно дарим подарки, каждый друг другу готовит небольшой сюрприз. Это радует и устраняет человеческие преграды. В День Рождества в нашей церкви после праздничного собрания проходит доброе общение за чашкой чая. Людям это нравится, мы это поддерживаем, ведь христианская жизнь не состоит только из формальных мероприятий, серьезных богослужебных собраний, но и из общения, которое ободряет, вдохновляет, поддерживает.

Рождество для меня – это и елка. Как бы ни было странным, но мне нравится украшенная елка. Мы ставим елку на Рождество. Я не боюсь рассуждений, что елка - это языческое наследие. У нас почти все — языческое наследие. И все становится христианским, когда за дело берутся христиане. Мы просто делаем то, что создает радость, приносит доброе настроение. Мы и в церкви ставим елку, правда не сильно украшаем, потому что она сама достаточно красивая. У нас будут проходить детские утренники, специальные мероприятия по благовестию.

Россия, как и все славянские народы, празднуют Рождество и 25 декабря и 7 января. Чем близки эти даты? И надо ли выбрать какую-то одну?

Сложнее с Пасхой, чем с Рождеством. Пасха - это больше народный, публичный, уличный праздник; весна, люди поздравляют друг друга. Рождество более семейный праздник. Его отмечают обычно дома. Поскольку мы верующие, а не сектанты, мы празднуем обычно событие, а не дату. Если по датам, то Рождество, конечно, 25 декабря. Это признают даже грамотные православные. Но они не могут ничего изменить. А мы отмечаем Рождество две недели, и это никого не смущает. 25 декабря обычно проходят торжественные служения в церквах, потом в один из дней — детский праздник, а 7 января мы обычно делаем евангелизационные рождественские собрания.

Нас не смущает, что мы поздравляем с Рождеством, потому что это не День рождения человека, когда после или до даты не принято, не прилично поздравлять. Поздравлять с Рождеством можно круглый год! Поэтому на празднике говорить людям о Христе самое время. Меняется российская ментальность. Многие более или менее цивилизованные люди, отмечают Рождество с реальным календарем, а не с каким-то религиозным, то есть, как живут, так и празднуют. Для тех, кто реально верит в Бога и радуется Его рождению, не важна дата, тем более, никто ее не знает точно. Поэтому меня не смущают даты ни на Пасху, ни на Рождество. Христос воскрес 2000 лет назад, а какого именно числа не суть важно. Пусть специалисты спорят, а простые люди радуются!

Что - то особое на Рождество с вами происходило? Что вы можете вспомнить?

В моей семье еще при жизни родителей всегда была елка на Рождество, всегда был праздник. Конечно, тогда в 60-ых годах это было скудное празднество. Мы жили не богато, нас было семь человек, один отец работал. Но мама умела сделать праздник из ничего. Она могла так подарить одну шоколадку, что у меня был восторг. Проблема не в том что, а в том как мы к этому относимся. Когда мы повзрослели, то сами стали делать елку. Находить под елкой подарки всегда было интересно. Я своим детям тоже так делал: раскладывал подарки под елкой. Радости, визгу было много. Сейчас оставляем даже взрослым детям подарки под елкой. Как бы ни было это по-детски, но они радуются.

Когда вы учились в школе, вы могли говорить о Рождестве своим школьным товарищам?

В советское время слово «Рождество» в обществе вообще не звучало. Те, кто тайно отмечали этот праздник, совмещали его с Новым годом. Православные тоже отмечали тихонько в храмах, но это не афишировалось. В школе Рождество было настолько чуждым явлением, что говорить о нем мы могли только в личном общении. Чаще всего реакция была негативная. Ведь вся политическая система была против религии, а баптистов считали страшными сектантами. Но у меня всегда было много друзей, они видели в нас нормальных людей, поэтому у нас не было проблем в отношениях со сверстниками. В личной беседе мы говорили им, что такое Рождество, но дальше этого дело не шло.

Ведь все было ориентировано на безбожную идеологию. В школе, институте, везде во всем советском обществе религиозные темы пресекались.

Сейчас можно об этом говорить. Чтобы вы пожелали всем людям в это чудесное время Рождества?

Дарить друг другу любовь, не обязательно подарки, просто улыбаться, поздравлять друг друга. Это вроде бы немного, но сильно влияет на настроение. Я замечал по себе: идешь по улице, видишь хмурого человека, подходишь нему и поздравляешь: «С Рождеством! С праздником!» Кто-то улыбнется удивленно, кто-то просто скажет: «Спасибо». Мы потеряли человеческое отношение друг к другу. В деревнях еще что-то осталось, а в городах утрачено почти все: железные двери, железное сердце, застывшее стальное неулыбчивое лицо.

Я думаю, что христиане, все без исключения, должны, не смотря ни на что, преодолевать этот холод и лед, и со своей стороны открывать сердца для окружающих. Быть может, доброе слово согреет холодное сердце, разрушит плохие, злые намеренья. Христиане не должны замыкаться в себе, надо поздравлять друг друга открыто: соседям можно подарить что-то, разнести праздничные открытки, пирогов напечь и пригласить на чай кого-то. Надо ломать советский стереотип, чуждую безбожную идеологию.

Новый год и Рождество. В некоторых странах акцент делают на Рождество, не отмечая так широко Новый Год, в некоторых – наоборот. Славянские народы празднуют все праздники.

Я бы не стал делать разницы в отношении западных и славянских народов к праздникам. Думаю, что Новый год сам по себе без празднования перед ним Рождества мало имеет значение. Как раз Рождество и говорит о Новом годе, о новой эре. Родился Иисус Христос, и началась Новая Эра, от этого события мы отсчитываем сейчас время. Поэтому Новый год фактически имеет прямое отношение к Рождеству Иисуса Христа. Разумно, чтобы эти два праздника сливались в одно. Почему восточные народы, включая россиян, отмечают все праздники? Да был бы повод напиться! Я бы рекомендовал трезво встречать Новый год, не напиваться и не устраивать встречу нового отрезка своей жизни в полуобморочном бессмысленном состоянии. Недаром в народе говорят: «Как начнешь Новый год, так его и проживешь».

У нас действительно во многих праздниках есть языческая подоплека. Когда масленицу превращают в оргию с пьяными драками, я думаю, что это какая-то дремучая традиция, от которой зрелые современные люди должны уже сознательно отходить. Христиане должны во все праздники приносить радость, вкладывая в содержание праздника евангельский смысл, в Новый год в том числе. В Новый год надо объяснять, что это начало нового периода жизни, который надо встречать с Богом, помолившись, предав Господу свои пути, показывая пример своим детям. Такая встреча Нового года изменит ситуацию в наших наследниках.

Алексей Васильевич, чем является для вас, Новый год? Это подведение итогов? Или анализ каких-то ошибок, мол, я не буду повторять все свои ошибки, неудачи, в следующем году?

Христианин – это человек, который живет в соответствии с Божьей волей и его планы обусловлены Божьими интересами. Если верующий человек живет, стараясь исполнять то, что Бог ему предназначил, то радикальных заявлений о том, что я не буду жить так, как в прошлом году, не должно быть. Может быть, это говорится о каких-то серьезных духовных падений, грехах, которые случались в жизни верующего, но это не должно быть итогом года, это должно быть сиюминутным размышлением: когда согрешил, нужно сразу же каяться и исправляться с Божьей помощью.

Новый год - больший рубеж, чем оценка внутренних переживаний или событий. Я думаю, это осмысление краткотечности жизни. Годы стали просто мелькать друг за другом. Новый год, Пасха, Рождество, Новый Год, Пасха... Время летит очень быстро. Это ресурс очень ценный и очень быстро уходящий. Христиане должны очень внимательно относиться ко времени. Мирские люди живут сегодняшними удовольствиями, а мы живем достижением Божьих целей, это глобальная задача. Каждый год имеет свое значение в своем содержании и безвозвратности. Для меня Новый год – это такое событие, которое заставляет оценить перспективу: что будет в в следующем году. Необходимо, чтобы тот смысл, ради которого ты живешь, достигался каждый год. Распределить время жизнь по дням, неделям, слишком мелко и трудно. Когда я был молодежным лидером, мы каждый Новый год встречали с молодежью в духовных серьезных размышлениях над Словом Божьим до семи утра, в молитве, в том числе на коленях. Не было никаких игр. Мы серьезно относились к жизни в Боге и ко времени, которое дал нам Бог. Мы очищали свои сердца, и это никогда не было скучно. Мы расходились в 7 утра и потом встречались днем после праздничного утреннего собрания на общение.

Может быть, это было обусловлено системой. Но думаю, что и сейчас нужно Новый год встречать в серьезном размышлении. Богом установлены рубежи и не замечать их опасно. А то, что делают мирские люди, это их проблема. Сейчас я понимаю ценность человеческой жизни, доброты, я просто говорю «спасибо» людям за то, что они служат в церкви. Раньше я никогда не говорил людям «спасибо», думал, что если человек сказал Богу: «Буду служить!», то должен трудиться и спасибо ему никто не должен говорить. С возрастом я стал понимать, что людям доброе слово и полезно, и в помощь. В народе говорят, что «даже кошке ласковое слово приятно». Встречаясь с братьями, я говорю им «спасибо» за их верность, посвящение, за их труд.

Новый год – это время хорошего зрелого размышления. За три дня мы не решим проблемы прошлого года и будущего. Это религиозная бутафория. Переоценить некоторые принципиальные вещи стоит, надо помолиться, попросить у Бога мудрости, но делать вид, что в Новый год все радикально решается – это самообольщение. Также и с причастием: некоторые в субботу перед воскресным причастием исповедуются, просят прощение у близких. Нет такого учения в Евангелии. Христианин должен быть свят каждый день, если он служит Богу каждый день.

Зоя Бардина

Источник: РС ЕХБ

Теги: Рождество, праздники, Новый Год, интервью