1882-2024
142 лет общине в Москве
О вероучении

О вероучении

Вероучение ЕХБ

Евангельские христиане-баптисты – старейшее евангельское движение в России. Со времен своего основания они стремились быть верными здравому библейскому учению. Уже первое поколение русских баптистов во второй половине 19 века начало составлять вероучение, в котором излагались основы их духовных воззрений.

Зачем же так необходимо вероучение, если у нас есть Священное Писание?

Во-первых, в вероучении в концентрированном виде и доступно представлены библейские доктрины, содержащиеся в многочисленных текстах и различных книгах Библии, что особенно удобно для обучения новообращенных.

Во-вторых, вероучение, излагая кратко и систематизировано наиболее важные библейские доктрины, делает нашу веру более осмысленной.

В-третьих, вероучение позволяет проверить правильность понимания нами Библии и избежать еретических искажений Священного Писания.

В-четвертых, вероучение служит залогом духовного единства поместных церквей.

В-пятых, вероучение – база единства учения церквей российского евангельско-баптиского братства.

В-шестых, вероучение помогает объяснить наши библейские взгляды представителям других христианских течений.

В-седьмых, вероучение позволяет нам ясно формулировать наши христианские убеждения для неверующих.


Вывод:

Итак, вероучение не дополняет и не заменяет Библию, но позволяет донести библейские истины в краткой и доступной форме.

Основные вероучительные воззрения евангельских христиан-баптистов, основанные на Священном Писании, сформулированы в семи основных принципах.


Семь основных принципов евангельских христиан-баптистов.

Принцип 1.

Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.

Евангельские христиане-баптисты считают только Библию основой своей веры мировоззрения и морали. Господь Иисус Христос молился о своих последователях «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан.17:17).

Библия – это Слово Божье, записанное Божье откровение. Поэтому именно Библию надлежит слушаться как Божьего голоса. Никакая человеческая мудрость не может заменить или дополнить Слово Божье.

Библия – это законченное и совершенное послание Бога, совершенно необходимое и совершенно достаточное для спасения и полноценной духовной жизни.

Ничто, противоречащее Библии и не проистекающее из её текста, не может быть частью веры евангельских христиан-баптистов.


Принцип 2.

Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей.

Поместная христианская церковь должна быть общиной искренне верующих, рожденных свыше людей, у которых, согласно Слову Божьему «Одно тело и один дух, … один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4-6).

Евангельские христиане-баптисты считают, что вера не передаётся по наследству и христианином не становятся, просто присоединившись к церкви. Лишь искреннее покаяние и вера делают человека христианином, а уже затем уверовавший должен присоединиться к поместной церкви подобных ему возрожденных христиан.

Поэтому евангельские христиане-баптисты не присоединяют к церкви всех посещающих её, полагая, что наличие заведомо не рождённых свыше людей в общине – это отступление от Слова Божьего и путь к духовному омертвению церкви.


Принцип 3.

Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.

Евангельские христиане-баптисты верят, что водное крещение и Вечеря Господня – это заповеди Господа Иисуса Христа для церкви. Спаситель установил водное крещение перед Своим Вознесением к Небесному Отцу, заповедав ученикам «… Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:18-20).

Вечеря Господня была установлена Христом перед Его искупительными страданиями «…сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук.22:19,20).

Евангельские христиане-баптисты не считают, что Крещение и Вечеря Господня – обряды, дарующие спасение. Спасает только живая вера. Крещение и Хлебопреломление поддерживают веру уже спасенных людей. Крещение и Вечеря не дополняют Священное Писание. Они в символической форме зримо указывают на спасительные истины, которые верующие уже знают из Слова Божьего. Они служат для духовного утверждения и напоминания о спасении духовном единстве всех верующих. Это достигается через сочетание Слова Божьего, символических знаков и молитвы.

Водное Крещение свидетельствует о том, что человек рожден свыше. Поэтому евангельские христиане-баптисты не крестят младенцев, которые ещё не могут осознанно верить. Вода крещения не омывает от грехов буквально, а свидетельствует об уже совершившемся духовном возрождении.

Вечеря Господня свидетельствует о спасении человека посредством ломимого Тела и пролитой Крови Христа. Хлеб и вино указывают на Тело и Кровь Христа, но не становятся ими.


Принцип 4.

Независимость каждой отдельной поместной церкви.

Каждая церковь, входящая в Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов, сохраняет внутреннюю независимость или автономию. После Апостолов на Земле уже не существует авторитета, стоящего над церковными общинами. Мы считаем любую надцерковную иерархию, господствующую над церквями, небиблейской.

Каждая поместная церковь имеет право:

а) принимать новых членов;

б) отлучать согрешивших и применять к ним другие меры дисциплинарного воздействия;

в) избирать и переизбирать служителей.

Всё выше перечисленное составляет исключительную прерогативу поместной церкви и не может быть решено за церковь кем бы то ни было извне.

Сохраняя свою независимость поместные церкви входят в региональные объединения и Российский Союз, поддерживают братское общение между церквями одного вероисповедания, с уважением и вниманием относятся к мнению ответственных работников евангельско-баптисткого братства, «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).


Принцип 5.

Равноправие всех членов поместной церкви.

В Божьих глазах все христиане – члены поместной церкви, равны между собой.

Каждый член церкви

  • является священником и имеет прямой доступ ко Христу через молитву и Слово Божье;
  • призван свидетельствовать о своей вере во Христа;
  • должен служить братьям и сестрам во Христе своим духовным даром;
  • несет ответственность за духовное здоровье и материальное состояние церкви;
  • имеет равное со всеми право голоса при принятии важнейших церковных решений.

Высшим органом каждой поместной церкви является членское собрание, что и позволяет реализовывать принцип равноправия на практике.

Равноправие не означает, что служители церкви, пресвитеры и дьяконы, не обладают особыми правами и обязанностями.

Служителей необходимо уважать. Своё уважение к ним члены церкви проявляют в послушании. Служители, в свою очередь, подотчетны членскому собранию общины.


Принцип 6.

Свобода совести для всех.

Евангельские христиане-баптисты считают, что следование за Христом является добровольным. В духовных вопросах не должно быть насилия над совестью человека. Религиозные убеждения являются личным делом каждого. В отношения между Богом и человеком и в область личных убеждений не имеют права вмешиваться ни государство, ни общество, ни представители других религиозных течений. Никто не имеет права отнимать у человека свободу духовного выбора, предоставленную ему Самим Богом.

Свобода совести включает в себя не только право придерживаться тех или иных религиозных убеждений, но и возможность поклоняться Богу в соответствии с ними, а также возможность делиться своими воззрениями с другим людьми. Поэтому желательно, чтобы государство сохраняло религиозный нейтралитет.


Принцип 7.

Отделение церкви от государства.

Церковь и государство являются божественными учреждениями, созданными для различных целей.

Церковь призвана провозглашать Царство Божье, спасение во Христе, вечные духовные ценности. Государство служит для земных временных целей:

  • соблюдение порядка и мира в обществе;
  • ограничение зла;
  • поощрения добродетели.

Существует различие не только в целях, но и в методах их достижений.

Смешивание функций церкви и государства, попытки государства вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений или попытки церковных структур вмешиваться в деятельность государственных органов всегда приводит к искажению Божьего замысла, как в отношении церкви, так и государства.

Евангельские христиане-баптисты считают правильным, чтобы церковь и государство были отделены друг от друга. «…итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21). При этом церковь должна уважать государственные законы.


Вероучение 1985 года.

Полнее и подробнее библейские взгляды евангельских христиан-баптистов излагаются в вероучении.

В истории нашего братства вероучение составляли многие видные служители: Василий Александрович Пашков (1880), Иван Григорьевич Рябошапка (1881), Василий Гурьевич Павлов (1906), Иван Степанович Проханов (1910), Иван Вениаминович Каргель (1913)

В настоящее время в Российском Союзе действует вероучение, принятое на Всесоюзном съезде 1985 года.

Действующее вероучение состоит из 13 разделов.

Первый раздел «О Слове Божьем или Священном Писании» посвящен библейскому фундаменту мировоззрения евангельских христиан-баптистов.

Второй раздел «О Боге» раскрывает библейское учение о природе и свойствах Бога.

Третий раздел «О триединстве Бога» излагает правильный библейский взгляд на тайну Троицы.

Четвертый раздел «Об Иисусе Христе – Сыне Божьем» посвящен изложению учения о Личности, природах и служении Спасителя.

Пятый раздел «О Духе Святом» посвящен библейскому учению о божественности, личности и действии Святого Духа в жизни верующих.

Шестой раздел «О человеке» рассказывает о сотворении, грехопадении и искуплении человеческого рода, а также о духовном рождении, освящении человека и о роли молитвы в жизни христианина.

Седьмой раздел «Церковь Христова» посвящен учению о Вселенской и поместной церкви, а также вопросам церковного устройства.

Кроме того, в вероучении есть разделы: «О водном крещении», «О Вечере Господней», «О воскресном дне», «О браке и семье», «О Втором Пришествии Иисуса Христа и о Суде» и «Отношение к государству».

Знание и следование вероучению евангельских христиан-баптистов – залог единства и духовного здоровья каждой поместной церкви и всего российского евангельско-баптистского братства.

Иванов М.В.

Смотрите далее: Вероучение Евангельских христиан-баптистов (ныне действует в церквах РС ЕХБ, принято на Всесоюзном съезде 1985 года)