1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Перспектива Рождества

Перспектива Рождества
05.01.2012

Наступил 2012-й год, с чем вас и поздравляю! В данный момент мы живем в межрождественское время - между Рождеством по новому и Рождеством по старому стилю. В этой вот двойственности, которая существует в России, я вижу позитивный момент, поскольку, например, многие евангельские церкви празднуют этот великий праздник дважды, а это очень хороший повод для того, чтобы продлить радость воплощения Бога, и еще раз задуматься над его сущностью,.

Как я и обещал, новый год мы начинаем с рассуждений о человеке.

Однажды я уже говорил, что гуманистическая установка «человек – это звучит гордо» в корне верна, потому что Сам Бог стал человеком.

Центральная идея христианства – Воплощение. Великий и предвечный Бог стал обычным человеком, снизошел до нашего уровня. Он жил среди нас, дышал тем же воздухом, в Нем происходили те же физиологические процессы, он испытывал те же эмоции, был подвержен тем же болезням.

Зачем Бог это сделал? Вы скажете: ради искупления человечества.

Верно! Но это далеко не вся правда. Недостаточность юридического подхода к воплощению и последующей миссии Христа, состоит в том, что мы Бога пытаемся втиснуть в рамки человеческой (и даже слишком человеческой) юриспруденции, что Он является заложником права: закон один для всех, даже для Бога. Но тогда Бог не является абсолютно свободным. Многие критикуют известного русского религиозного мыслителя Н. Бердяева за то, что тот поставил свободу выше Бога, вследствие чего Бог Сам стал несвободен. А разве лучше выше Бога ставить право?

Нет, Бог пришел не только ради того, чтобы совершить заместительную жертву. Если бы это было так, то все могло бы быть намного проще, Иисус мог снизойти с Небес в теле человека, ангелы бы его прибили ко кресту и было бы объявлено, что отныне спасение совершается кровью Христа.

Но зачем так все сложно? Богу нужно было странным образом родиться через непорочное зачатие, непременно родиться в убогой пещере (вы же не думаете, что Богу не удалось предусмотреть тот факт, что гостиница может быть заполненной), вырасти в абсолютно неприметной и скромной семье. Вот что писал по этому поводу Антоний Сурожский: «Бог стал человеком. Посмотри в эти ясли: там лежит беспомощный Ребенок, Младенец, Который зависит всецело от того, что над Ним совершат, что Ему сделают. Бог во всем Своем могуществе, во всей Своей славе предлежит перед нами в образе бессильного, хрупкого, от нас до конца зависящего Ребенка, — уязвимого, Который над Собой не имеет власти» (Митрополит Антоний Сурожский "Вера Божья в человека")

Очень важно понимать, что Бог стал подлинным человеком, а для того, чтобы называться подлинным человеком, нужно пройти все стадии формирования человека.

Христос должен был прожить человеческую жизнь от А до Я. Он должен был пройти нормальное детство, повзрослеть, возмужать. Иначе это все было бы неубедительно. Христос должен был стать Тем Христом, которого мы знаем. Он явил пример подлинной человечности, то, какими должны быть мы, и, возможно, такими и были до грехопадения. Теперь у нас нет никакого морального права, роптать на несправедливость и лишения, потому что Господь всегда может каждому из нас сказать: знаю... Я был таким как ты... Мне тоже было нелегко... Я принес в мир добро и свет, а Меня так несправедливо распяли...

Вы думаете, Христос, будучи человеком, не хотел жить? Это был вполне человеческий возглас: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39).

Именно поэтому, помимо миссии искупления, Христос совершил антропологическую миссию по реабилитации человека. Это апология человека, его антроподицея. Вера в воплощенного Христа – это вера не только в Бога, но и вера в человека. Христос дает нам надежду на лучшее, на то, что мы можем быть совершенне. Он стал примером для подражания. Христос будто бы исцеляет человеческую природу, облагораживает ее Собой.

Очень многие христиане, акцентируя все внимание на Божественности Христа, забывают о Его человечности, таким образом очень легко скатиться здесь в монофизитство. Видимо поэтому Христос так часто в Евангелии называл себя Сыном Человеческим.

В Богочеловечности заключается сила и могущество воплощения, величие Божьего замысла.

В эти Рождественские праздники, хотелось бы, чтобы мы помнили о великой перспективе, которая стоит перед каждым из нас. Мы можем и должны быть лучше. Бог сделал для нас то невообразимое, что способно преображать не только нашу жизнь, но и жизнь вокруг нас.

Давайте жить преображаясь и преображая, всегда имея пример Христа перед собою.

Напоследок, хочу вновь процитировать А. Сурожского: "Сейчас мы идем к дню Рождества Христова. Все это содержится в чуде Его рождества. Лежит перед нами Младенец, Который до конца Себя отдает, Который является Творцом мира и вместе с этим — хрупким Ребенком, беззащитным, как любовь. Да, Рождество Христово говорит нам о любви Божией, по которой Он нас зовет, но и о вере Божией: Он знает, что не напрасно Он нас сотворил, не напрасно Он жил, учил и умер на кресте. Как ответственно должны мы отозваться на такую любовь и на такую веру!.." (Митрополит Антоний Сурожский "Вера Божья в человека")

Нет, не напрасно!

С Рождеством вас, дорогие мои читатели!


Андрей Рябенко, специально для  www.word4you.ru
Теги: Рождество, праздники, статьи
Назад в статьи