История празднования Рождества
До тех пор отсчет велся от дня, когда император Диоклетиан взошел на престол. Дионисий отказался от этой системы летоисчисления, и в основу собственных расчетов положил другую дату. По его подсчетам, Иисус родился 25 декабря, через 753 г. после основания Рима. Этот год (753-й от основания Рима) он назвал первым годом после Рождества Христова (Anno Domini). Даты дней Пасхи Дионисий записал не в годах эры Диоклетиана и месяцах египетского календаря, как было ранее, а в годах эры «от Рождества Христова» и месяцах юлианского календаря, популярного в Римской империи, что существенно облегчило христианам расчёт даты Пасхи.
Дионисий записал, что при подсчете времени рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа руководствовался Евангелиями. Но не оставил никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. эры Диоклетиана равен 532 г. «от Рождества Христова» и что 1-е тота 248 г. эры Диоклетиана равно 29 августа 531 г. от Р.X. Тем не менее, его расчеты были использованы Римской церковью в 533 г., когда было введено летоисчисление новой эры.
СИМВОЛИКА РОЖДЕСТВА
Относящаяся к Христу символика света и жизни восходит к Иоанну Крестителю, а также апостолу Иоанну, который заявил, что Христос является для нас настоящим Светом и Жизнью.
Но почему именно 25 декабря? Дело в том, что день зимнего солнцестояния (праздник «непобедимого солнца» - Natali sol inviti) имел большое значение в жизни древних римлян. Начинает увеличиваться длина светового дня и нарастает сила Солнца, источника всего живого на Земле. Утвердив христианство как государственную религию, римские императоры надеялись привлечь язычников в церковь, облегчить им принятие христианства. Так появилось сравнение: подобно тому, как солнце освещает землю и дает начало всему сущему, Иисус просвещает души людей, разгоняет мрак языческого неверия. Поэтому ранние римские христиане соединили два праздника в один. Первое Рождество Христово было отпраздновано в Риме 25 декабря 330 г., на Ватиканском холме, у стен возводившегося там христианского храма.
Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово. И если бы точная дата имела значение, Господь сохранил бы её на века. Зная человеческую природу, Иисус Христос, вероятно, не хотел, чтобы этот день превратили в культовый обряд, потому и охранил в тайне точную дату Своего рождения. Ведь суть не столько в том, что Он родился когда-то давно в Вифлееме, сколько в том, чтобы Он родился в наших сердцах сейчас.
Для средневекового христианина Рождество было таким большим праздником, что многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда. В иконографических представлениях сцена Рождества появилась на саркофагах в IV веке и до сих пор вдохновляет искусство. Так возникли вол и осел, навсегда вошедшие в число свидетелей Рождества в Вифлееме. С XIII века в Италии начали мастерить вертепы, которые еще называют «Библией бедняков». К концу средневековья легенды и гимны трубадуров превратили мудрецов-волхвов в царей, сопровождаемых пышными свитами, в хлеву появились домашние животные, а Дева Мария стала изображаться стоящей на коленях перед Младенцем, поклоняясь Ему.
Восточно-христианская церковь имеет иную традицию представлять Рождество. Византийские художники изображали Деву Марию лежащей на кровати, а при ней - двух повитух, одна из которых обмывает Младенца. По преданию, одна из повитух, Саломея, усомнилась в том, что Дева могла родить и, чтобы удостовериться в этом, прикоснулась к ней. В этот миг рука Саломеи «отнялась, как в огне». Затем, правда, Саломея исцелилась, когда взяла Младенца на руки.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА
В Германии ежегодно продают в эти дни почти 30 млн. елей. Многие немцы передают ёлочные украшения из поколения в поколение. Ещё Иоганн Вольфганг Гёте писал о ёлке в праздничном блеске огней („Tanne im Lichterglanz“).
Обычай наряжать ёлку пришёл из язычества. В средневековые времена было принято украшать дом ветками ели, омелы и можжевельника. Это должно было принести хозяину здоровье и благосостояние. В XVI веке в Эльзасе ёлки стали устанавливать на городских площадях, наряжая их цветными лентами и сладостями. В XVIII веке в оформлении появились свечи. С XIX века рождественские ели распространились по всей Европе, сначала в больших городах, а потом и в сёлах. Тогда же появились первые стеклянные шары и серебряный «дождик», главными цветами ёлочных игрушек стали красный, зелёный, золотой и серебряный.
Рождественские ёлки быстрее «прижились» в протестантских регионах, но католическая церковь долго сопротивлялась языческому обычаю, вытеснившему традиционные вертепы. И только в середине XX века ёлки появились и в католических церквах. В 1982 г. папа Иоанн Павел II впервые установил такую ель на площади Святого Петра в Риме.
Сейчас ели больше не вырубают в лесу, по крайней мере в странах Евросоюза, их выращивают на специальных плантациях, и это довольно прибыльный бизнес. Особенно популярны на Западе «пихты Нордманна» (нем. Nordmanntanne, лат. Abies nordmanniana), родина которых – Кавказ. Около пяти – десяти лет, в зависимости от высоты, требуется, чтобы вырастить такую красавицу. А цена «голубой ели» в Германии – от 10 до 20 евро за метр.
Григорий Рябов