1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Восемь мифов о Рождестве

Восемь мифов о Рождестве
18.12.2011 Ну что, дорогие мои читатели? Близится Рождество! Сегодня сочельник, и поэтому мифы будем разрушать рождественские, сиречь связанные с Рождеством. А таких мифов я насчитал даже не один, а целых восемь. Так что давайте разбираться с каждым из них по порядку:

1. Миф о пещере.

«… родился Он в пещере» — поется о рождении Христа в одном из христианских гимнов. Однако так ли это?

Лука не сообщает нам ничего ни о пещере, ни о хлеве. Он говорит, что Марии и Иосифу не было места в гостинице. Но при этом использует греческое слово κατάλυμα — жилое помещение, и вовсе не подразумевает некое подобие отеля. Это же слово упоминает и Марк и Лука для обозначения столовой — горницы для тайной вечери (Мк. 14:14; Лк. 22:11). Речь там явно не об отеле. Постоялый двор Лука обозначает другим словом — πανδοχεῖον в притче о милосердном Самарянине: «и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лук.10:34).
Скорее всего, либо Мария, либо Иосиф владели в Вифлееме недвижимостью совместно с родственниками, которых в связи с переписью набилось в жилом помещении предостаточно. И эти родственники даже поступили благородно, отведя роженице отдельное помещение.

По свидетельству Якова Кротова:

"Компромиссным является предположение, что речь идёт вообще о караван-сарае, где соседствовали жилые комнаты и помещения для скота - вот жилых комнат и не осталось пустых, а в помещениях для скота место нашлось. Строго говоря, это мог быть даже не хлев, не стойло, где скот находился постоянно, а место для кормёжки скотины".

Причем, по тексту Луки становится ясно, что рядом с Младенцем были и другие люди. Взгляните на 18 стих 2 главы: «Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лук.2:17,18). Причем Мария в число этих «всех слышавших» не входит. О ней сказано особо в 19 стихе. Так кто же эти «все»? Иосиф? А значит рядом с Христом были и другие люди — благородные родственники, отведшие рожающей Марии лучшее на тот момент помещение и не заставившие ее рожать посреди комнаты, заполненной людьми.

2. Миф о количестве волхвов.

Многие считают, что количество волхвов указано в Библии. И их якобы обязательно должно быть трое. Однако такое предположение основано лишь на том, что волхвы принесли три дара: золото, ладан и смирну. И все же наивно предполагать, что количество даров соответствовало количеству волхвов. Скорее всего, группа «восточных гостей» было более многочисленной. Ведь долгое путешествие наверняка требовало и хорошей охраны и солидного каравана.

3. Миф о времени и месте поклонения волхвов.

Большинство рождественских открыток, спектаклей и гимнов повествует о том, что волхвы и пастухи поклонились Христу одновременно, и произошло это в Вифлееме. Однако, скорее всего, волхвы пришли поклониться Христу гораздо позже. Судите сами:
· Лука ничего не пишет о волхвах, а Матфей ничего не упоминает о пастухах.
· После 40 дней очищения Мария приносит жертву в Храме — голубей (Лк. 2:24). Это свидетельствует о бедности, ведь закон говорил: «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» ( Лев.12:8 ). Но если волхвы уже приходили к Марии и принесли золото, ладан и смирну, то Мария была бы в состоянии принести в жертву очищения агнца.
· Волхвы видели звезду, которая загорелась в момент рождения Христа, поэтому им требовалось время, чтобы собраться в путь. Да и само путешествие «с востока» (даже если предположить, что это «ближний» восток — Вавилон) должно было занять существенное время. Им предстояло пройти более 1200 км. А на это могло уйти около года времени. А то и больше.
· Ирод велел убить младенцев в возрасте до двух лет. Причем предварительно выведал время появления звезды (что еще раз доказывает, что звезда появилась в момент рождения Христа). Следовательно, путь волхвов занял около двух лет, и они пришли поклониться Христу только спустя два года после Рождества.
Лука, кстати, добавляет немаловажную деталь: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лук.2:39), а это значит, что волхвы пришли не в Вифлеем.
Хотя Ирод послал их именно туда ( Матф.2:8 ), но волхвы следовали за древним GPS-указателем — звездой: «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец» (Матф.2:9). В Палестине не было указателей с названиями населенных пунктов, поэтому волхвы шли за звездой, нимало не беспокоясь о том, что пришли не в Вифлеем, а в Назарет. Именно поэтому Матфей и не говорит, что они пришли в Вифлеем, но в «то место, где был Младенец», а был Он (по свидетельству Луки) в Назарете.

4. Миф о непрерывном движении звезды с востока до Назарета.

Вряд ли звезда вела волхвов на протяжении всего пути из Вавилона в Назарет. Волхвы свидетельствуют, что они «видели звезду Его на востоке» (Матф.2:2) — Матфей употребляет аористную форму глагола, означающую законченное действие в прошедшем времени. Волхвы видели звезду и пошли в Иудею. А где же должен родиться царь? Конечно, в столице — поэтому и пошли в Иерусалим. Если бы звезда вела их на протяжении всего пути, то зачем надо было идти в Иерусалим и спрашивать Ирода о новорожденном?
Вторично звезда появилось после того, как Ирод встревожился и послал волхвов в Вифлеем. И вот тогда уже она вела их. Правда, привела в Назарет (см. выше).

5. Миф о количестве жертв в Вифлееме

Атеисты и либералы часто недоумевают, почему Иосиф Флавий или другие древние историки не упоминают об избиении младенцев в Вифлееме. Мне представляется, что их недоумение основано на православно-католическом мифе о большом количестве жертв. Действительно православные источники приводят цифры от 14 тысяч до 144 тысяч замученных младенцев. Однако это вряд ли соответствует действительности.

Вот что пишет по этому поводу Брюс Алворд:

"По подсчетам, население Вифлеема было 300-1000 человек. "Если все население было 1000, с коэффициентом рождаемости 30 детей в год, то младенцев мужского пола двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20" (Raymond Brown, The Birth of the Messiah, 204). Все проверенные источники соглашаются с числом около двадцати" (Thomas, Harmony, 30, п. "р", Карсон говорит, что было убито 12-20 [8:94]).

Сторонники большого количества погибших младенцев обычно ссылаются на слова Иеремии (Иер. 31:15), приведенные Матфеем о «вопле великом». Но тут важно понять, что вопль был велик не потому, что жертв было много, а потому, что матери не умеют по-другому скорбеть о погибших детях. Даже если бы погиб один ребенок — вопль все равно был бы велик.
Древние историки не приводят данных об избиении этих младенцев только потому, что у Ирода хватало более масштабных злодеяний. Так уж устроены историки и политики. Даже в современной России траур объявляют только когда погибло более ста человек. Это для матери гибель каждого ребенка — повод для вопля великого, а для историка убийство двадцати человек — это и не злодеяние вовсе… так… мелкая шалость…

6. Миф о годе Рождества

Вот что пишет по этому поводу Павел Бенвар:

"Календарь, которым мы пользуемся сегодня, основан на том, что Иисус Христос родился в 1-ом году от Р.Х. (от Р.Х. = anno Domini = "в год Господа"). Но доказательства, находящиеся в Библии, а также вне её, указывают на то, что рождение Христа произошло несколькими годами ранее, возможно в 5-ом или 4-ом году до Р.Х. В соответствии с Евангелиями (Мф. 2:1 и Лк. 1:5) в то время, когда родился Иисус Христос, Ирод Великий был ещё жив. Исторические доказательства показывают, что Ирод умер в апреле 4-го года до Р.Х.. Это, естественно, означает, что Иисус родился ещё до апреля 4-го года до Р.Х. Но, скорее всего, Иисус родился ещё за год до того, как умер Ирод. Это основано на том факте, что, будучи проинформированным волхвами о рождении Еврейского царя, Ирод приказал убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола до двух лет (Мф. 2:16). Этот приказ отображает представление Ирода о том, что Иисус родился в какой-то момент в промежутке между двумя годами. Поэтому будет приемлемо датировать рождение Христа 5-4 гг. до Р.Х."

Тут можно добавить только то, что рождение Христа могло произойти и еще раньше — в 6 году до Н.Э.

7. Миф о времени Рождества

Тут я, пожалуй, разрушу традиционное «разрушение мифа». Многие либералы и атеисты полагают, что Христос никак не мог родиться в декабре. Дескать, пастухи в поле зимой овец не пасут, а других указаний на время рождения Христа нет, поэтому давайте скажем, что Он родился летом!

Однако, выясняется, что, во-первых, овец могли пасти и зимой:

1) зима могла быть мягкой; 2) неизвестно точно то, что овец держали в укрытии во время зимних месяцев; 3) Мишна (глава Талмуда) говорит, что овцы возле Вифлеема находились на воздухе на протяжении всего года, потому что там говорится, что Пасхальные агнцы паслись в феврале, месяце самой резкой погоды в году (М. Seqal 7:4) (Hoehner, Chronological Aspects of the Life of Christ, 26; Bock, 227).

А во-вторых, указание на время рождения Христа все же есть. Считать нужно от времени рождения Иоанна Крестителя. Мы знаем, что Креститель был старше своего брата Иисуса на полгода, т.е. шесть месяцев (Лук.1:26) — благовещенье произошло, когда мать Иоанна — Елизавета была на шестом месяце беременности. Но когда же был зачат сам Иоанн Креститель? Это время нетрудно вычислить.
Захария был священником из Авиевой чреды. Еще царь Давид разделил священников на группы и закрепил время их служения в храме за определенными месяцами. Авиева «смена» была восьмой (1 Пар. 24,10). Всего таких «смен» было 24. Следовательно, в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Поэтому Захария вошел в храм в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю, т.е. приблизительно август по нашему календарю. И в тиши августовского вечера ангел возвестил ему о рождении Предтечи.
Захария вернулся домой не сразу после видения, а «когда окончились дни службы его» (Лк. 1,23) и «после сих дней зачала Елисавета, жена его» (Лк. 1,24). Вероятнее всего это случилось в сентябре-октябре (по нашему календарю). Ну, а дальше просто: шестой месяц от сентября-октября — это март. А если прибавить еще 9 месяцев, то получим декабрь. Конечно, точное число нам неизвестно, но это и не важно.
Важно то, что празднование Рождества в декабре вполне оправдано.

8. Миф о католическом и православном Рождестве.

Вот что меня совершенно выводит из себя, так это бесконечное упоминание в СМИ темина-ярлыка «католическое рождество»! Дескать, католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января.
Любой мало-мальски образованный человек должен знать, что и католики, и православные празднуют Рождество в один и тот же день — 25 декабря! Только на западе празднуют по григорианскому календарю (по которому собственно мы все и живем), а в России празднуют по юлианскому календарю (по так называемому «старому стилю»). Поэтому «старостильное» 25 декабря по новому стилю выпадает на 7 января, а «старостильный» новый год выпадает на 14 января по новому стилю.
Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го! Это, конечно, ни хорошо, ни плохо…
Да ведь это и не важно, какого числа праздновать!
Ведь празднуем-то мы не дату, а СОБЫТИЕ!!!
Так что давайте праздновать! С РОЖДЕСТВОМ ВАС, ЛЮДИ!!!

Павел Бегичев

Источник: protestant.ru

Теги: Рождество, статьи, размышления
Назад в статьи