1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Мысли в связи с праздником Рождества Христова

Мысли в связи с праздником Рождества Христова
15.11.2010

Благая весть деве Марии Лук. 1, 26 - 38

Перенесемся мысленно в то местечко, где совершилось событие, которое в христианстве называется благовещением.

Это был маленький городок Назарет. В Ветхом Завете о нем нигде не упоминается. А в Новом Завете приведены слова Нафанаила, рисующие Назарет с самой отрицательной стороны: "Из Назарета может ли быть что доброе." Поступок жителей его в отношение Христа также свидетельствует о его низком нравственном состоянии. Об этом поступке мы читаем в Лук. 4, 29: "И вставши, выгнали Его вон ив города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его". И все это они совершили после благословеннейшей проповеди Христа в их синагоге, после Его кристально чистой жизни у них на глазах в течение почти тридцати лет. Как это объяснить, что вблизи Христа люди могли так ожесточиться? Мы должны знать одну неопровержимую истину, а именно: перед лицом Христа одни сердца смягчаются, другие ожесточаются. В духовном мире происходит то же самое, что и в физическом: солнце растопляет лед и делает твердой глину.

Но оставим Назарет и перенесемся внутренним взором в небесный мир. Там среди легионов ангелов был один ангел, известный нам по его многократным приходам на нашу землю с поручениями от всевышнего Бога. Это ангел Гавриил. И вот он получает поручение от Бога направиться на землю, в маленькую страну Палестину, в презренный городок Назарет, в бедный домик Иоакима и. Анны, у которых была скромная дочь Мария.

И вот этой бедной, скромной деве Бог повелевает возвестить о рождении через нее Христа, Спасителя мира. Ангел Гавриил во второй раз уже является вестником об этом величайшем в истории чело язычества событии - рождении Христа Мессии.

Первое благовещение произошло в блестящей столице Вавилонского царства - в Вавилоне. Ангел Гавриил возвестил там о рождении Христа весьма знатному вельможе Даниилу Об этом благовещений написано в Книге пророка Даниила 9, 21 - 27.

Но почему Господь остановился на этой незаметной деве с таким обыкновенным именем "Мария"? Почему именно она должна была исполнить удивительное пророчество Исайи 7. 14: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: "Еммануил".

Две причины были для этого. Во-первых, потому что Мария была из рода Давидова, а Христос - Мессия должен был быть Сыном Да-, видовым. Во-вторых, ее сердце было глубоко предано Господу.

Будем помнить, что на земле нашего Господа больше всего радуют такие сердца. Ни наши способности, ни наши знания, ни наша мудрость и ни что другое не делает нас ценными в очах Божиих и годными для выполнения Его божественных планов, а только сердце, преданное Ему вполне! Видит ли Господь такое сердце в груди каждого из нас? Если нет, то будем жаждать иметь такое сердце!

Как удивительно было послушание девы Марии! Отвечая ангелу Гавриилу, она сказала Самому Господу: "Да будет мне по слову Твоему!"

В дни наших "благовещений", то есть в дни получения нами от Господа благих и радостных вестей, мы также порой говорим Господу: "Да будет мне по слову Твоему!" Но когда мы слышим от Господа неприятную для нас весть, то есть "горевещение" - "Сын Мой! дочь Моя! Я положу тебя на одр болезни" - в таких случаях нам очень трудно говорить: "Господь! Да будет мне по слову Твоему!". Но мы должны научиться со всей преданностью Господу говорить эти слова даже в ответ на самую неприятную для нас весть от Него.

Но благовещение несет и некоторую опасность как для всей церкви Христа, так и для каждого ее члена. Какую опасность? Поставить деву Марию рядом со Христом и поклоняться ей как Самому Христу! Наша евангельско-баптистская церковь чтит деву Марию как образец полной преданности и удивительного послушания Господу. Но мы не поклоняемся и не будем поклоняться ей, ибо мы поклоняемся только Господу нашему Иисусу Христу, Рождество Которого торжественно отмечает весь христианский мир.


Вифлеем

"Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось". В дни праздника Рождества Христова мы всегда совершаем благословенное путешествие в маленький городок Иудейский - Вифлеем. Картина того, что там произошло, нам хорошо знакома. И, несмотря на это, она остается живой и яркой и все снова радует наши сердца.

Что же произошло в Вифлееме? Нечто самое обыкновенное и вместе с тем весьма необыкновенное. Совершившееся в Вифлееме является обыкновенным явлением только с внешней стороны. На самом же деле все, что мы видим в Вифлееме, необыкновенно и полно божественной красоты.

Что же является обыкновенным и в то же время необыкновенным в, Вифлееме? Это то, о чем мы читаем в Лук. 2, 7: "И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице". Подобное событие совершается ежеминутно в нашем мире. Действительно, каждую минуту на нашей земле рождаются младенцы и каждого из них пеленают и кладут в колыбель. Так родился и наш Господь Иисус Христос. Но подойдем побложе к яслям Вифлеема, сосредоточим наше внимание на Младенце, лежащем в них.

Обычно художники изображают эти ясли или пещеру, в которой лежал Младенец Иисус, наполненной ярким светом, якобы исходившим от лица божественного Младенца. С внешней стороны Иисус Христос был, как все люди, и не имел никакого света. Но, оказавшись в пещере, где лежит Младенец, мы очами нашего сердца видим особый свет. И этот свет мы должны видеть всякий раз, когда мысленно посещаем Вифлеем. Этот внутренний свет, исходящий от Младенца Иисуса, и делает невзрачную пещеру в Вифлееме чудной. Однако мы увидим этот небесный свет в пещере, в которой лежал Младенец Иисус, только тогда, когда прислушаемся к тому, что говорит Библия о нашем Господе Иисусе Христе. Те, которые прислушиваются к голосу Священного Писания, видят свет "ярче звезды и луны".

Перед нами беспомощный Младенец Иисус, но Библия говорит, что Он есть истинный Бог. В 1 Тим. 3, 16 мы читаем: "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти"; и в Иоан. 1, 14 говорится: "Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины". А пророк Исайя предвозвещает: "...Младенец родился нам... и нарекут имя Ему: ...Бог крепкий".

Какой яркий необыкновенный свет наполняет пещеру! В Иоан. 1, 3 очень ясно говорится о Христе: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". В Кол. 1, 16 мы читаем: "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано".

Перед нами Младенец Иисус, но придет время, когда этот Младенец, выросши, скажет: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Матф. 24, 35). И люди будут говорить об этом Учителе: "Никогда человек не говорил так, как этот Человек" (Иоан. 7, 46).

Один из Его учеников засвидетельствует позже о Нем, говоря: "Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил... исцеляя всех" (Деян. 10, 38).

Он будет Агнцем Божиим и возьмет все грехи мира на Себя. Вот почему Ему дадут имя "Иисус", что значит: Спаситель. Этот Младенец, выросши, умрет за грехи всего человечества и воскреснет для его оправдания. Обращая на Него внимание народа, Иоанн Креститель скажет: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан. 1, 29).

По Своем воскресении и вознесении Он займет снова Свой престол славы и придет во второй раз на землю, чтобы царствовать на ней во веки веков. Прочтем Откр. 11, 15: "Седьмой ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков". Он будет носить имя, о котором мы читаем в Откр. 19, 16: "На одежде Его и на бедре написано имя: Царь царей и Господь господствующих".

Итак, когда мы смотрим на ясли и на Младенца внешними очами, то ничего особенного не видим, а когда мы прислушиваемся к словам Писания, мы видим нечто необыкновенное и сияющее ярким светом.

После всего сказанного о Младенце Иисусе нас не удивляет явление ангела пастухам на полях Вифлеема и славословие ангельского хора. Наоборот, нас удивило бы, если эти вестники неба промолчали бы о родившемся Царе неба и земли и Спасителе всех грешников. Нет! Они не могли умолчать о таком славном событии.

Ангел, явившийся пастухам, не перечисляет всего того, что мы сказали о Младенце в яслях на основании Библии. Он сказал о Нем только одно: "Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель..." (Лук. 2, 11). И не случайно так сказано. Ведь первое, что грешник должен знать о Христе, - это то, что Он Спаситель мира.

Вскоре после Вифлеема начался путь Христа на Голгофу. Причем Голгофа делает нам понятным значение Вифлеема. Только на Голгофе мы начинаем испытывать ту великую радость, о которой ангел возвестил пастухам; и только на Голгофе нам становится понятным слово "Спаситель".

Только на Голгофе мы проникаем в глубину ангельской песни в Вифлееме: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение". Именно на Голгофе, как нигде и никогда, Бог был прославлен в страданиях и смерти за грехи мира. Именно на Голгофе снизошли на землю мир и благоволение Божие к людям через пролитую кровь Христа.

Ангел сказал пастухам: "Не бойтесь!" Задумаемся над этим словом. У людей на земле много причин для страха. Но главной причиной для страха должна быть встреча непрощенного грешника с Богом как со Своим святым и праведным Судьей.

Где же исчезает этот страх перед грядущим судом Божиим? Я думаю, что мы все согласны в том, что этот страх исчезает только на Голгофе при взирании с верою на распятого за нас Спасителя. У яслей Вифлеема мы созерцаем чудного Младенца Христа и до нас доносятся слона ангела: "...родился вам Спаситель". О, если бы мы увидели над Младенцем Иисусом крест Голгофы, и терновый венок, - как особенно дорого стало бы нам Его имя "Иисус", что значит "Спаситель". А пение ангелов дополнилось бы нашим славословием в честь рожденного Спасителя мира!

Да, Вифлеем и Голгофа способны превратить всю нашу земную жизнь в непрестанный хвалебный гимн Иисусу Христу, которого Он достоин, родившись, чтобы пролить Свою драгоценную Кровь за нас на Голгофском кресте. Дай Господь, чтобы сердца всех верующих наполнились великой славой и хвалой нашему Спасителю Иисусу Христу!


Поклонение волхвов

Матф. 2, 1 - 12

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском..." "В Палестине было два Вифлеема: Вифлеем в Галилее, о котором говорится в Книге Иисуса Навина 19, 25; и Вифлеем в Иудее, где родился наш Господь Иисус Христос. Слово "Вифлеем" в переводе на русский язык означает "Дом хлеба". Для жителей Иудеи, где большое пространство занимала "пустыня Иудейская", Вифлеем имел особенно большое значение, так как он был богат хлебом - пшеницей. И вот в этом маленьком городке - Вифлееме - родился Спаситель мира, "Хлеб жизни" - Христос. Вифлеем становится "духовной житницей" христианства, куда ежегодно в дни праздника Рождества Христова миллионы христиан направляются сердцем, чтобы напитать свои души Небесным Хлебом.

"Во дни царя Ирода..." Царь Ирод царствовал над Иудеей почти 35 лет. Он не был иудеем, а только в угоду иудеям внешне исполнял иудейские обряды. Его приход к власти был исполнением древнего пророчества умирающего Иакова об Иуде, о котором мы читаем в Книге Бытие 49, 10: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель..." Скипетр Иуды оказался в руках полуязычника Ирода именно перед пришествием Примирителя Христа. Когда Христос родился в Вифлееме, Ироду было уже 70 лет. Год рождения Христа и смерти Ирода совпадают - это было в 4-м году до начала нашего летосчисления.

"Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Евангелие не называет имен этих волхвов, не говорит, из какой или каких стран они пришли, и умалчивает о количестве их. Но поскольку они говорили о "Звезде" царя Иудейского, то можно с уверенностью сказать, что они были халдеями и пришли в Иерусалим из земли Халдейской, то есть из Вавилона. В Книге пророка Аггея говорится о Христе, как о "Желаемом всеми народами" (Агг. 2, 7).

Все народы земли ожидали Мессию, Спасителя, великого Царя Иудейского и Царя всего человечества. О Его пришествии проповедовали иудеи - рассеянные среди всех народов земли. Но больше всего "иудеев рассеяния" было в Халдее, поскольку много их осталось в Вавилонии после вавилонского плена. Именно в Халдее было особенно живое пророчество Валаама о "Звезде восходящей от Иакова" (Числ. 24, 17). Там жил и пророчествовал о пришествии Христа-Мессии пророк Даниил. Именно в Халдее существовал обычай, что появление на звездном небе "новой звезды" означало появление какого-то великого пророка, человека или какого-то великого царя. Поэтому нас не должно удивлять трудное путешествие волхвов в Иерусалим для поклонения родившемуся "Царю Иудейскому", звезду Которого они увидели на Востоке.

Астрономия открывает все новые и новые звезды. И великий астроном Кеплер определил появление в дни рождения Христа "новой звезды первой величины".

Услышав от волхвов о рождении Царя Иудейского, Ирод встревожился. Почему? История говорит, что Ирод в течение всех 35 лет своего царствования дрожал днем и ночью за свой престол. Каждое его подозрение, что появился конкурент на его престол, сопровождалось потоком крови и уничтожением всех подозреваемых лиц и их предполагаемых сообщников. Вот почему встревожился также и весь Иерусалим. Жители Иерусалима хорошо знали по опыту, что означают подозрения и ярость царя Ирода.

Ирод решил узнать, где родился его соперник. Для этого он созвал первосвященников и книжников, то есть богословов того времени, и узнал от них, что, согласно пророчеству Михея, Христу должно родиться в Вифлееме Иудейском. Мы знаем ужасный результат расследования Ирода: пролилось море крови невинных младенцев в Вифлееме и его пределах.

Но последуем за волхвами в Вифлеем. "И вошедши в дом..." Иосиф и Мария, а также Младенец Иисус находятся уже не в пещере-хлеву, а в доме. Вифлеем разгрузился от пришедших на перепись людей, и места в домах освободились. Волхвы падают ниц перед Младенцем и поклоняются Ему. Такое поклонение свидетельствует о вере волхвов в Младенца Христа как в Мессию и Царя. Их веру не поколебала скромная обстановка, в которой они нашли Младенца, Царя-Мессию, так же как не смутили веру разбойника на Голгофе насмешки и поношения врагов Христа.

О вере волхвов в Младенца Христа как в Царя Иудейского свидетельствуют и их драгоценные дары - золото, ладан и смирна. Эти дары волхвов свидетельствуют, что им ничего не жаль для родившегося Царя-Мессии, как не жаль ничего для Христа и всем, кто верит в Него и любит Его.

Звезда направила волхвов ко Христу. Любое обстоятельство жизни может направить человека ко Христу. Но не забудем, что в Иерусалиме перед волхвами засияла более надежная звезда, чем та, которая вела их из далекой Халдеи в Иерусалим. Этой более надежной звездой было Слово Божие. Через Слово Божие они узнали, что Христу должно родиться в Вифлееме. О, какой яркой путеводной звездой и для нас является Слово Божие. Ведомые этой яркой звездой - Словом Божиим - мы бываем и в Вифлееме, и в Иерусалиме, и в Назарете, и в Капернауме, и в Галилее. Эта светлая звезда ведет нас и на гору Преображения, и в Гефсиманию и на Голгофу, и в сад Иосифа Аримафейского, и на вершину Елеонской горы, откуда вознесся наш Господь. Но Слово Божие - это не только путеводная звезда на пути ко Христу, но и целое "звездное небо" с мириадами звезд божественных обетовании. То одно, то другое место Священного Писания начинает сиять перед нами. Все мы это знаем по опыту.

Но не звезда была целью волхвов, а Мессия Христос, к Которому она их вела. И не Священное Писание, как бы высоко мы ни ценили его, является целью нашей жизни, а Христос, о Котором говорит Священное Писание. Христа и только Христа ищет наше сердце на страницах и Ветхого и Нового Завета. И задача всей Библии - от первой страницы и до последней - быть яркой путеводной звездой ко Христу.


Младенец Иисус в Иерусалимском храме Лук. 2, 22 - 40

Младенец Иисус в Иерусалимском храме - это продолжение праздника Рождества Христова. И пророческая песнь Симеона - это дополнение к песни ангелов, пропетой над полями Вифлеема. Посмотрим еще раз на отдельные картины из жизни Младенца Иисуса Христа. На восьмой день над Ним совершается обряд обрезания и Ему нарекают имя "Иисус", согласно повелению ангела Гавриила, данному в день Благовещения. На сороковой день Младенца Христа принесли в Иерусалимский храм, где был совершен обряд посвящения первенцев. Евангелие говорит, что, совершив все по закону Моисееву в Иерусалиме, Иосиф и Мария с Младенцем Иисусом направились в Назарет.

А когда же было поклонение волхвов, избиение младенцев Иродом и бегство в Египет? Все это произошло после посвящения Младенца Христа в Иерусалиме. Из Назарета Иосиф и Мария снова вернулись в Вифлеем. Их желанием было поселиться в городе Давидовом. Они готовы были поселиться в Вифлееме после возвращения из Египта, но потребовалось особое откровение свыше, чтобы направить их в Галилею, в город Назарет (Матф. 2, 22 - 23).

В евангельском повествовании о Младенце Христе, принесенном в Иерусалимский храм, содержится много поучений для всех верующих во Христа людей. Но главным поучением является "песнь" Симеона, которую он воспел в честь Господа нашего Иисуса Христа. То, что сказал старец Симеон о Христе, держа божественного Младенца на руках своих, было настоящим славословием в честь Спасителя мира - Иисуса Христа.

Прислушаемся к словам песни Симеона. Седовласый старец поет о мире в своей душе. Словом "ныне" он говорит о дне и часе, когда Младенец наполнил этим миром его сердце. Это был тот момент, когда он ощутил в своих руках 40-дневного Младенца. Но его сердечные очи уже видели в этом Младенце распятого на позорном кресте Спасителя. Держа на своих руках Младенца Иисуса, Симеон говорит матери Его об оружии, которое пронзит ее душу на Голгофе. Да, именно смерть Христа за грехи мира наполнила сердце Симеона радостью о рождении Спасителя. Получив уверенность в спасении, он был готов покинуть эту землю и перейти в обители Отцовского дома. Фундаментом его душевного мира и радостной уверенности в своем спасении было не его благочестие и праведность, а Христос, распятый за его грехи на кресте Голгофы. Он уходил с земли с Голгофским миром в своей душе.

Мы знаем, как апостол Павел ревностно искал мира для своей души. Но в чем искал он его? В своем собственном благочестии и в своей собственной праведности. Он был. доволен своей праведностью, надеялся на нее, считая ее надежной скалой спасения. А истинный фундамент мира и истинную скалу спасения, в которой нашел свой мир старец Симеон, - Иисуса Христа, - Савл отвергал и преследовал Его последователей. Но вот на пути в Дамаск свет с неба осиял Савла, и при этом свете он увидел всю свою ничтожность и никчемность своей собственной, человеческой праведности. Перед ним засияла другая праведность - праведность Иисуса Христа. Он отбросил надежду на свою праведность и ухватился обеими руками за Христа, распятого на Голгофе, и за Его праведность. Об этой великой перемене в своей жизни апостол Павел говорит замечательные слова в Послании к Филиппийцам 3, 7 - 9: "...что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою... для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере". Фундамент нашего мира, скала нашего спасения - это Иисус Христос и Его праведность. Об этом пел в своей песне Симеон и об этом говорит во всех своих посланиях апостол Павел.

Очи старца Симеона видели в Младенце, лежащем на его руках, "спасение, уготованное для всех народов земли". В божественном Младенце он видел Агнца Божия, Который будет заклан за всех грешников мира.

В нашем Господе Иисусе Христе все прекрасно, это и делает Его "прекраснейшим из сынов человеческих" (Пс. 44, 3). Но если мы не увидим в Нем "Агнца Божиего", закланного за грехи всех людей, то мы не будем иметь радости спасения и мира. Спасением нашим Христос стал на Голгофе, где Он был в "ранах и Кровию облит".

Симеон пророчески называет Христа-Младенца "Светом к просвещению язычников". Это пророчество исполнилось, и мы слышим из уст Христа величественные слова: "Я свет миру" (Иоан. 8, 12). Как озарил этот Свет - Христос последние дни Симеона! Озаренный лучами этого Света, он уходил из этой жизни с глубоким миром и светлой радостью в сердце, ожидая перехода в небесную отчизну. Христос освободил его от присущего всем людям страха смерти, и темные воды "реки смерти" уже не страшили и не смущали его сердце. Подобно Стефану, Симеон видел "небеса отверстые" и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 56).

Симеон в Младенце узрел славу Христа. Эту славу узрели и мы, но пока только как бы "сквозь тусклое стекло" (1 Кор. 13, 12). Однако мы узрим ее в полноте в чудесном сиянии вечного дня, как мы и поем: "Когда окончится труд мой земной, даст мне Спаситель на небе покой; там навсегда буду с Ним пребывать и вечно славу Его созерцать. Славу Свою даст мне узреть... буду на лик Его дивный глядеть... славу Свою даст Он мне узреть!"

А. В. Карев

Теги: Рождество, статьи
Назад в статьи