1882-2024
142 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Молитва о терпении

Молитва о терпении
26.09.2010 “Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово” (2 Фес. 3:5)

Приведенный выше текст призывает нас поразмыслить над одной из самых трогательных молитв ап. Павла: “Господь же да управит сердца ваши… в терпение Христово” Не знаю, была ли когда-либо молитва более своевременной для всех нас и для каждого лично, чем именно эта молитва о терпении.

Призыв верующих к терпению весьма рельефно выступает на страницах Библии. Снова и снова. авторы книг Св. Писания поощряют нас к терпеливому следованию за Христом. Ап. Иаков обращается к верующим с такими словами: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милостив и сострадателен” (Иак. 5:10, 11).

Христос сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши».

В нашем следовании за Христом каждый новый шаг должен быть утвержден терпением. В этой добродетели нуждается каждый верующий всегда на всяком месте. Дитя в школе постоянно нуждается в терпении и если потеряет его, ничему не научится. Молодой человек на стадионе нуждается в терпении, в противном случае его игра ради удовольствия превратится в проклятие. Мать в семье нуждается в терпении ежеминутно в ее никогда не прекращающихся заботах и обязанностях, возрастающих вместе с ростом детей. Отец ощущает постоянную нужду в терпении, выполняя свой дневной труд. Рабочие во всех сферах труда нуждаются в терпении. Проповедники, воистину, нуждаются в терпении в удесятеренном размере, или они откажутся от своего служения к концу первой недели. Терпение является настолько важным в жизни Верующего, что Христос сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши».

Часто бывает, что самые лучшие натуры не расположенные к нетерпеливости, спокойные как озера Шотландии, вдруг возмущаются неожиданной бурей. Вспомните Моисея, “кротчайшего из людей,” который, утратив терпение, разбил скрижали завета, или апостола Петра, отсекшего правое ухо первосвященнического раба. Христос укротил бурю нетерпения в сердце Петра, сказав: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф. 26:52).

Будем же молиться и мы о том, чтобы Бог управил «сердца наши в терпение Христово».

Христос - модель, образец, пример совершенного терпения.

Наш текст обращает внимание на образец терпения, и говорит, что таким образцом является Христос. Нам надлежит, поэтому, взирать на Христа и брать пример с Него. Христос - наш Спаситель и Господь. Мы призваны «подражать Христу», «идти по Его следам».

Взглянем на терпение Христово в отношении своих учеников. Когда Христос призвал их, они были ужасно невежественными и как медленно они усваивали Его учение. Какими они были ужасными эгоистами и, тем не менее, Он проявил к ним терпение до конца. Один из них сказал: «Покажи нам Отца и довольно для нас, это нас удовлетворит»! Иисус сказал ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня Филипп? Видевший Меня, видел Отца; как же ты говоришь: «Покажи нам Отца?» Однажды двое из учеников настаивали на том, чтобы Он позволил им сесть одному по правую, а другому по левую сторону в Его грядущем Царстве. Как медленно и неохотно усваивали ученики характер и духовную сущность Его Царства, и как много терпения проявлял Христос к ним изо дня в день.

Вспомните о Его терпении, проявленном к толпам народа, теснившим Его со всех сторон в ожидании Его помощи и исцеления. Куда бы Он ни уединялся для молитвы, искавший народ находил Его, так что нельзя было укрыться. Самая поразительная характеристика Христа выражена в Новом Завете тремя словами: «Он ходил благотворя». Его постоянное отношение к людям проявлялось в оказании им помощи. Все Его действия подтверждали истинность Его же слов: «Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Мф. 10:45). Доброта, любезность, жертвенная помощь ближнему являлись отпечатком каждого шага Его земной жизни.

Терпение Христово, проявленное к Его врагам, было еще более поразительным. Они постоянно искали случая, как бы расстроить Его планы и обесплодить Его работу. Но Христово терпение к ним ничем не затмевалось и нисколько не уменьшалось. Не забудем, что терпение Христово не было признаком Его слабости. Он напомнил своим врагам, что мог бы воспользоваться защитой Отца и двенадцатью легионами ангелов, если бы Он того пожелал, но такая мера не гармонировала бы с Его Духом и целями.

Терпение Христово ничего не имело общего с, так называемым, «терпением стоиков». Стоики терпели потому, что достигали состояния душевной бесчувственности, в то время как Христос был неподражаемо чувствителен ко греху и ко всему, что отравляло радости земной жизни.

Терпению Христову были чужды злоба, упорство и дурное расположение духа, наблюдаемые среди дикарей, переносящих самые зверские пытки без единого вздоха или искривления на лице.

Никогда в мире не было никого до Христа и после Него, кто бы мог терпеть так кротко и с такой любовью. Он молился за распинавших Его и отвечал любовно на самые страшные слова и пытки. Он умер одиноко на позорном кресте за всех нас с любовью.

Заметьте, какое терпение проявил Христос в Своем служении. Он видел только слабые плоды Своей работы, проповедуя во плоти на земле. Он был больше Сеятелем, чем Жнецом. Сперва толпы следовали за Ним, но когда Он объяснил им сущность вещей, люди разбежались и «уже не следовали за Ним». Он задал неожиданный вопрос двенадцати оставшимся: «Не хотите ли и вы уйти?» И при всем этом, Он никогда не колебался в том, что делал и никогда не разочаровывался. Исполнилось пророчество Исаии: «Я держу лицо мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (Ис. 50:7).

Обратите также внимание на терпение Христово в принятии воли Его Небесного Отца. Прислушайтесь к этим Его словам: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан 4:34). Или: «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно». Во мраке Гефсимании Христос молится: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).

Не должна ли быть эта молитва Христа и нашей молитвой? Проникли ли мы уже в секрет блаженного мира, обитающего в наших сердцах? Или мы еще не знаем, что мир души обретается каждым, кто безоговорочно принял для себя волю Божию. Воля Божия всегда самая правильная, самая лучшая, самая безопасная, поэтому, ради своей безопасности в этом мире и в вечности, будем подчиняться только воле Божьей. Пойти наперекор Его воле — это значит обречь себя на верную гибель.

Христос - пример терпения - не терпел зла.

«Для того то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», - пишет ап. Иоанн. Прочтем те бичующие и осуждающие слова Христа, которые были направлены к фарисеям, саддукеям и книжникам. Мы не можем остаться безучастными там, где зло должно быть искоренено. Мы не можем терпеть беззакония и насилия. Нашей американской свободой мы обязаны геройскому нетерпению тех, которые восстали против тирании. Где бы сейчас была религиозная свобода Шотландии, если бы не Джон Нокс? Что осталось бы от Христианства в Европе, если бы не Мартин Лютер? Какой курс взяла бы «иноземная миссия», если бы не Вильям Карей? И чтобы, вообще, мы знали о христианской цивилизации, если бы автократия средневековья не была привлечена к ответу перед общественным мнением всего мира? Никогда не примиряйтесь со злом и не терпите его ни в личной жизни, ни в семейной, ни даже в государственной или мировой. Утром, в полдень и вечером молитесь Богу, говоря: «О6леки меня в терпение Христово».

Необходимость терпения во всех наших человеческих взаимоотношениях.

Земная жизнь — непрерывная борьба. Жестокие искушения непременно встретят нас, каким бы путем мы ни пошли. Эти искушения встретили Христа даже в пустыне. Мы должны отвергнуть их так же, как это сделал Христос. Участие в злых делах никогда и ничем не может быть оправдано. Признать правильным девиз иезуитов: «Цель оправдывает средства» — значит утратить границу между добром и злом, идти к неизбежному духовному поражению и банкротству. Следуя путем правды, мы должны проявлять много терпения, особенно в тех случаях, когда соприкасаемся с людьми, в первую очередь, в нашей семье. Наши дети нуждаются в нашем терпении. Мы, родители, часто нуждаемся в терпении наших детей. Но больше всего терпение необходимо между мужем и женой. Муж уехал из дому, хлопнув дверью и предварительно наговорив жене массу грубостей. Днем произошел несчастный случай, и безжизненное тело грубияна мужа привезли домой. Другой муж оставил дом в любви и тоже погиб. Как различны будут чувства, вызванные их смертью в сердцах оставшихся! О, как нуждается в терпении каждая семья с раннего утра и до позднего вечера.

Не все люди в мире — резонные и сговорчивые. Многие раздражительны и бестолково злы. Даже ап. Павел молился и просил Бога — избавить его «от беспорядочных и лукавых людей» (2 Фес. 3:2).

Если у нас недостаточно терпения, мы никогда не сможем иметь правильного отношения к окружающим. Мы не сможем понять их. А где непонимание, там непременно осуждение. Если же мы познакомимся с их жизнью и переживаниями, наше отношение к ним в корне изменится. Хочется иллюстрировать эту истину случаем, о котором рассказал мне известный Евангелист Самуил Джонс. Он был в поезде, пересекавшем в течение всего летнего дня знойную пустыню. Окна были закрыты из-за густой пыли и пассажиры изнывали от жары. Но вот настала ночь, пустыня кончилась, к поезду прицепили спальные вагоны. Все, кто мог, устремились к резервированным постелям. Смыв дорожную грязь и улегшись, пассажиры предвкушали желанный отдых. В это время в конце одного из пульмановских вагонов очутилась тощая фигура человека, тщетно пытавшегося унять кричавшего младенца. Но чем больше он старался, тем сильнее кричал ребенок. Усталые люди нетерпеливо переворачивались в своих купе. Наконец, один из пассажиров, высунув голову и, обращаясь к отцу младенца, раздраженно крикнул: «Почему вы взялись не за свое дело? Отнесите ребенка матери и дайте нам покой!» Младенец, точно поняв, что из-за него начинается ссора, внезапно умолк и после непродолжительной гробовой тишины послышался ответ отца: «Мать ребенка в цинковом гробу и едет рядом в багажном вагоне...» Снова наступила минута молчания. Потом человек, задавший вопрос, быстро встал и направился к отцу ребенка. С дрожью в голосе он попросил прощения за неуместный вопрос и тут же убедил и упросил валившегося с ног человека занять его постель и вздремнуть, а сам стал смотреть за ребенком.

Как легко ошибиться в наших суждениях о людях, когда отсутствует понимание положения, когда нет мудрого и должного терпения.

Мы нуждаемся в терпении даже в наших отношениях с Богом.

Мы говорим об этом с должным благоговением и кротостью. Пути, которыми ведет нас Бог, часто непонятны нам. Иногда наши, самые лучшие планы расстраиваются, или мы лишаемся самого драгоценного для нас в мире. Ап. Павел направился в Вифинию, но Дух не допустил его туда и вместо Вифинии Павел должен был поехать в Европу, в результате чего неизмеримые благословения были принесены им не только Европе, но и всему миру. Планы Божии оказались для апостола Павла лучше его собственных.

Многострадальный Иов знал превосходство планов Божьих над планами человеческими и поэтому мог сказать: «Вот Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15).

Любовь — первый друг терпения: «Любовь — долготерпит!» Что делает терпеливой мать семейства со всеми ее заботами и обязанностями? Конечно, любовь. Что заставило Иакова пасти стадо в течение семи лет, а потом еще семь лет? Любовь к Рахили. Что является сердцем Евангелия? На этот вопрос отвечает апостол Павел: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Второй друг терпения — Евангелие Христово, потому что оно содержит в себе надежду вечной жизни. «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много, а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Иоан 14:13). «А благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 3:8). Мы, граждане двух миров, будем же мудро и гармонично проводить нашу жизнь в обоих мирах. Не забудем, что наша жизнь связана со Христом и если мы будем следовать за Ним, куда бы Он ни повел нас, все послужит к нашему благу здесь, на земле, и там, в вечности.

(Перевел Андрей Камышов)

Джордж Труэтт

Источник: Журнал "Вера и жизнь", №1, 1974г.

Теги: молитва, проповедь
Назад в статьи