1882-2017
135 года общине в Москве
Статьи

Статьи

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой…

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой…
13.02.2017

В этом году мы отмечаем знаменательную дату – 150-летие евангельских христиан баптистов в России. В связи с этим Российский Союз ЕХБ объявил 2017 год – Годом Братства.

Что же мы вкладываем в это понятие? В толковом словаре мы можем прочитать, что братство – это содружество, основанное на общности целей, взглядов и принципов; это люди, объединенные общей целью, делом, интересами. Так чем же объединены евангельские христиане-баптисты? –  Словом Божьим! Потому, что это единственная Книга, данная Богом человечеству, которая говорит о самом главном – о Христе, о Его спасительной миссии.

Именно Библия стала тем основанием, на котором и строилось содружество евангельских христиан-баптистов.

Из истории мы знаем, что в конце 1815 года Император Александр I ознакомился с издательской деятельностью Библейского Общества и устно повелел его президенту, обер-прокурору Святейшего Синода князю А. Н. Голицыну предложить Синоду своё желание «доставить россиянам способ читать слово Божие на природном своём российском языке…». В 1820 году вышло первое полное издание Нового Завета, и в 1823-м года был напечатан Новый Завет и Псалтирь. Затем в 1860 был издан русский перевод Четвероевангелия, в 1862 — остальных книг Нового Завета.

Живое слово Божие попало в руки простых людей. В те годы Новый Завет можно было купить за 1 копейку.

Слово Божие начинает приносить свои плоды.

Важно то, что в конце XVIII века императрица Екатерина II приглашает на постоянное проживание в Россию немецких колонистов. В их среде в 40-х годах XIX века начинается духовное пробуждение. Колонисты не только проводили богослужебные собрания, они собирались по домам и читали Библию. Живое Слово Бога возрождало их и это привело к созданию церковных общин, которые начали креститься по вере. В то время немцы не имели права обращать в свою веру православных людей, за это им грозила тюрьма. Но отмена крепостного права, привела к тому, что бывшие крепостные работники нанимались на работу к колонистам. Некоторые стали посещать  собрания колонистов и это привело к образованию групп верующих.

В 1867 года происходит удивительное событие, купец Никита Исаевич Воронин, изучая Слово Божие, размышляя о путях спасения,  пришёл к сознанию своей греховности и при покаянии пред Богом получил свидетельство, что он прощён и спасён.  После этого он стал искать верующего человека, с помощью которого он мог бы исполнить волю Божию - креститься по вере водою.

150 лет назад молоканский купец Никита Исаевич Воронин 20 августа 1867 года принимает крещение в реке Куре в Тифлисе.

Почти одновременно пробуждение проходило и в других регионах России. Так в 1869 г. в Украине принимает крещение по вере Ефим Цимбал, его проповедь за год приобрела около 70 человек для Царства Божия.

В 1874 г. начинается пробуждение среди петербургской аристократии. Начало ему положил английский проповедник лорд Редсток. Через его проповедь обратились русские аристократы: барон М. М. Корф, граф А. Бобринский, княгиня В. Гагарина, княгиня Ливен, гвардии полковник в отставке В.А. Пашков и др.

С момента своего обращения  и принятия Христа как своего личного Спасителя Василий Александрович Пашков вдохновился желанием возвещать людям о великой благодати Божьей. Он отдал Господу не только себя, но и свое богатство. Он учредил «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», издававшего литературу христианского содержания  на его средства. В июне 1884 г. Василий Александрович был вызван министром полиции и ему было предложено подписать лист, согласно которому он обязуется не иметь в доме собраний, не проповедовать, не распространять Евангелие, не молиться своими словами и т. д. На это В. А. Пашков ответил так:

«Я мог бы ещё отказаться от распространения брошюр... Отказаться же от распространения Евангелия, святого божественного Евангелия, –  это выше моих сил... По моему убеждению, подобное требование может быть предъявлено только людьми, порвавшими по какой-либо причине всякую связь с христианством, ибо в Евангелии, как известно, изложено подлинное учение Христа, которому мы все обязаны следовать»

В 1884 году наш брат был изгнан из России…

Революция 1917 года  дала сначала некую свободу вероисповедания ЕХБ и количество церквей сильно возросло.

Из писем Марии Антоненко, первой евангельской миссионерке среди якутского народа:

«1 января 1927 года: «Я все больше и больше люблю Якутию, этот сумрачный, хмурый север с его полярным сиянием. Я огорчена тем, что до сих пор научилась только читать и писать по-якутски, а говорить не умею, кроме некоторых фраз… Материальные условия заставили меня с сестрой уйти в чернорабочие и почти весь наш день поглощается физическим трудом. Стремимся жизнью и словом свидетельствовать о Боге. Есть такие души, которые ждут собрания. Пока что нами начаты частные и групповые беседы, и я верю, что Господь начатое дело совершит, хотя бы долгое время пришлось жить в одиночестве… К климату понемногу привыкаем, хотя и нелегко, при морозе в 50 воздух превращается в туман… Но будет еще холоднее»

10 марта 1927 года: «Стремлюсь сблизиться с якутками, учусь у них говорить. Учат они меня, смеясь над моим неправильным выговором. Но меня радует, что я уж могу сказать им Тангара-бар, то есть Бог – любовь, и что когда я говорю им о Господе, они слушают меня внимательно…».

«Не могу высказать, что чувствую; но если бы у меня было 100 жизней, все бы отдала. Чтобы научить хотя бы немногих любить Христа, научить отдать жизнь – за душу, за проповедь евангелия… Твердо верю, что здесь зазвучит проповедь Евангелия…»

Но в конце 20-х годов Советское государство начинает борьбу с религией во всех направлениях. Молитвенные Дома закрывались, против верующих начались репрессии. Аресты, тюрьмы, лагеря…

Известный писатель Александр Солженицын в книге "Архипелаг Гулаг" пишет о баптистах, с которыми он вместе отбывал срок в лагерях: 

«Вера у них – очень твердая, чистая, горячая, помогала им переносить каторгу, не поколебавшись, не разрушившись душой. Все они честны, негневливы, трудолюбивы, отзывчивы, преданы Христу. Именно потому и искореняют их так решительно. В 1948-50 годах только за принадлежность к баптистской общине многие сотни их получали по 25 лет заключения и отправлялись в Особлаги

А в произведении «Один день Ивана Денисовича» он описывает личность Алёшки-баптиста:

«Рядом с Шуховым Алешка смотрит на солнце и радуется, улыбка на губы сошла. Щеки вваленные, на пайке сидит, нигде не подрабатывает - чему рад? По воскресеньям всё с другими баптистами шепчется. С них лагеря, как с гуся вода. По двадцать пять лет вкатили им за баптистскую веру - неуж думают тем от веры отвадить?» «Не врет Алешка, и по его голосу и по глазам его видать, что радый он в тюрьме сидеть».  «Безотказный этот Алешка, о чем его ни попроси. Каб все на свете такие были, и Шухов бы был такой. Если человек просит - отчего не пособить? Это верно у них»

В 1944 г. образовался Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Это был период открытия баптистских церквей. Позже политика государства неоднократно менялась.

В 1988 г. пришла «перестройка» и позволила торжественно отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Началась новая эпоха евангелизаций, открытия церквей, развития различных видов служений.

Вспоминая историю братства, надо отметить, что за 150 лет существования братства евангельских христиан-баптистов, периодов религиозной свободы было не много, даже очень не много. Но пройдя через репрессии, люди укрепились в вере, сохранили ее и передали следующему поколению.

Писание нам говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их»  (Евр.13:7).

И действительно, наши прадеды, деды и отцы, наставники, прошли суровые испытания, но для них была одна ценность – остаться верными Христу. Они жили Словом Бога, страдали, сидели в тюрьмах, умирали. Все как в Писании сказано: «…были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления…» (Евр.11:37).

Смотря на их жизнь, понимаешь, что мы, верующие 21 века, еще не до крови сражались.

Господи, спасибо за братство наше, за верных Тебе мужей нашего братства, за преданных и ревностных братьев и сестер!

Господи, помоги мне, нам всем, любить Тебя и быть верными, как были верны Тебе наши отцы!

Региональный заместитель Председателя РС ЕХБ,
Николай Николаевич Масляков
РС ЕХБ

Теги: РС ЕХБ, баптизм, Россия, история
Назад в статьи