1882-2017
135 года общине в Москве
Статьи

Статьи

Благочестивое непрощение

Благочестивое непрощение
03.10.2016

«Прости нам… как и мы прощаем… Здесь, увы, нет нужды в гирлянде. Простить в данную минуту нетрудно. Но прощать и дальше, прощать одну и ту же обиду каждый раз, когда о ней вспоминаешь, — настоящая борьба» К.С. Льюис «Письма к Малькольму»

Библия нам говорит, что мы должны прощать. Нет, не так. Библия говорит, что мы не можем не прощать, потому что Бог простил нас. Прощение, как черта характера Бога, является необходимым условием наших взаимоотношений с другими людьми, необходимым условием любви к ним.

 О прощении много говорят и спорят. Говорят христиане, говорят психологи всех школ, философы, социологи, друзья за чашкой чая. На тему прощения пишутся научные работы. И не зря, потому что прощать — это непросто и не очень понятно как. Какой механизм у прощения и как должен выглядеть конечный результат в реальности?

Что такое — прощение? А если я принял решение простить, это прощение? А если принял решение и вроде простил, а гнев, обида осталась, значит, я не простил? А всё, всё нужно прощать? А если, например, убили всю твою семью, детей, и это прощать?! И что, с этим человеком я должен чай пить потом, и это значит — простить?!

Вопросов много.

Вспомнился один разговор. Молодой человек сидит передо мной, разговариваем о прощении. Он — христианин. И его волнует, простил ли он своего отца, который бил его и его мать. Мать из-за побоев потом умерла. Отец жив и иногда звонит ему. Сам наш герой, назовем его Александр, инициативы в общении с ним не проявляет.

Говорит о том, что простил отца, но когда отец звонит, то разговаривать с ним Александр не может: накрывает обида и злость. Потом кается, опять принимает решение простить, потом опять обида и снова покаяние. И в связи с этим он пришел с вопросами: Как простить? Что такое прощение? Ведь много говорится о том, что прощение — это решение, и Бог совершит! А здесь почему-то не совершает... С ним, Александром, что-то не так? Не так прощает? Не так молится?

Начинаем разбираться. И в Писании мы видим, что когда мы приходим к Богу, Он нас спасает, меняет нашу жизнь, наши отношения, и многое меняется чудесным образом. Но при этом Писание нам говорит и о том, что много есть вещей, над которыми нам нужно работать самим. С Божьей помощью, но все-таки самим и день за днем. И прощение — это та духовная работа, работа души, которая необходима, если мы хотим расти и становиться похожими на Христа.

Во многих проповедях говорится, что прощение — это, прежде всего, решение, а душа и эмоции сами, мол, потом изменятся. Рассуждают так: мало ли, что обида осталась! Молись больше, и обида уйдет!

Может быть, уйдет, а может, и нет. Как у того же Александра не проходит и не уходит. И этот яд непрощения отравляет дальше душу, хотя решение принято, и не раз, и не два. Ситуации бывают разные, и последствия разные, и есть те, которые, кажется, невозможно простить. Человеку невозможно. Но Богу возможно. Возможно вместе с Богом принять решение и пройти тот путь обиды, скорби и боли, горя от причиненного нам зла, чтобы перейти на другой берег от «до» до «после» и отпустить. И не возвращаться.

А что может происходить, если путь не пройден? Если мы приняли решение, но обида, боль, гнев остались, и мы с этим ничего не делаем? Игнорируя свое эмоциональное состояние и ничего не делая с теми чувствами непрощения, которые остались еще, мы становимся на опасный путь. Путь, при котором мы начинаем прятаться и прятать больную часть себя, НЕ замечать ее, обесценивать и ждать, что все само пройдет. Не пройдет.

 Может быть несколько вариантов. Варианты очень благочестивые, улыбающиеся, мирные, лицемерные и горькие. И самый распространенный из них — это принимать решение простить и отрекаться от той истины, которая происходит в душе. Отмахиваться от нее, говорить: нет, это не так, ведь я принял решение! Я простил! Делать хорошую мину при плохой игре.

И это не от злого умысла, а потому что — так надо. Можно улыбаться, когда больно, и если обидчик подходит, то сквозь зубы благословлять его, а потом лелеять свою злость и обиду, говорить про этого человека гадости за спиной, и говорить: все хорошо, я простил же. Принял решение.

И получается такое благочестивое непрощение. Внешне одно, а внутри — другое. Или просто страдать, если обидчик в прошлом, винить себя за эти чувства, снова каяться и снова страдать. Боль и обида отравляют всю жизнь человека: и жизнь в семье, и жизнь в церкви.

Если прощение происходит только на уровне «решения», но ничего не происходит на уровне эмоций, то это похоже на то, как из тюрьмы выпускают под домашний арест: вроде выпустили обидчика на «свободу», а на самом деле на нем браслет, отслеживающий и контролирующий его местонахождение. То есть, реально он еще в тюрьме и это тоже наказание, это не свобода. Для того, кто не простил и не отпустил, в первую очередь.

 Что же делать? Говорить о свой обиде, боли и гневе Богу и человеку. Безопасному человеку, кто выслушает, не осудит и утешит. Кто примет эти чувства без всяких «но», без оценки и осуждения. Признает, что это справедливые эмоции, и это не грех, а просто эмоции, и что да, обидчик виновен, и ты его отпустил, но плачешь и злишься сейчас, и я с тобой в этой злости, отчаянии и боли. И Бог сейчас с тобой в этой боли и злости. И это очень не простой и не короткий путь, но только так мы можем двигаться вперед, отпускать, прощать, чувствовать и свободно жить.

Может возникнуть вопрос: а если только Богу в одиночестве все выплакать, рассказать? Можно и так. Но когда я об этом слышу, то мне кажется, что это некоторое лукавство, побег из отношений, не-до-прощение. Легко быть святым в одиночестве, но очень трудно в отношениях. И будучи уязвимым в отношениях с другим человеком, мы начинаем чувствовать и бережно относиться к уязвимости других людей. И чувствуем ту нежность, с которой мы должны увещевать. Бог утешает нас и через других людей.

 Прощение – это и осознанное решение, и горевание по поводу сделанного нам, и выход в мир и покой, и восстановление отношений. Длинный путь. И очень не простой и тернистый.

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофская Звезда.

 Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

(Борис Пастернак)

И пройдя весь путь скорби и простив всей своей сущностью, мы и сами выпускаем себя на свободу. Свободу жить, любить людей, быть с ними в отношениях и служить им.

Наталья Власихина

Источник: Журнал "Мирт"

Теги: прощение, вера
Назад в статьи