1882-2019
137 лет общине в Москве
Статьи

Статьи

Духовные корни онлайн-«пристыжений»

Духовные корни онлайн-«пристыжений»
11.12.2015 Что наши «оСУЖДЕНИЯ» в сети говорят о нас самих?

Стыд, приходит ли он извне или изнутри, очень сильно влияет на наше эмоциональное состояние. Так уж мы устроены – «голос» стыда слышим лучше всего. Как будто звук похвалы и одобрения выкрутили почти до нуля, а звук осуждения – на полную громкость.

Никогда не забуду, как Мэрайя Кэри, в то время моя любимая певица, у которой песен, побывавших на первых строчках хит-парадов, было столько, что уступала она лишь Элвису и Битлз, рассказала в интервью, что может услышать тысячи одобрений и всего лишь одно критическое суждение, и критика перевесит голоса всей тысячи похвал.

После того интервью я начал особо уважать певицу. Она ведь не только рассказала правду о себе, она еще рассказала и правду обо мне.

Большую часть времени я хожу по жизни со скрытым и тревожным чувством стыда. Обычно чувство это приглушено, но оно постоянно присутствует в подсознании. Когда я получаю электронное сообщение, и в теме письма значится «нам нужно поговорить» или «насчет проповеди», моя первая реакция – паника.  Я даже еще толком не понял, о чем мы будем с человеком говорить, но мой внутренний голос кричит мне: «Ну, на этот раз ты облажался».

Получается, что я всегда жду осуждения и обвинений. Какая-то часть меня постоянно ждет наихудшего развития событий: меня выставят не лучшим образом и отвергнут, узнают и не полюбят.

Стыд обладает над нами большой властью в социальной среде. Помните Жустин Сакко, консультанта по общественным связям, которую публично опозорили в Твиттере за неудачную и откровенно плохо сформулированную шутку? Из-за этого она потеряла свою работу, и ее до этого добрая репутация сильно испортилась.

Подобно тем, кто сегодня пристыжает и публично освещает свои обиды, новозаветные фарисеи тоже «смотрели на окружающих с презрением».  Помните, как фарисей Симон осуждает женщину, которая своими слезами и волосами омыла ноги Господу? Она – «грешница». Не человек, а «вещь». Не женщина, а «животное». Не создание по образу Бога, а отбросы общества.

Что наш стыд и стремление стыдить других говорит о нас самих

Благочестивый праведный гнев фарисеев был всего лишь завесой для самооправдания. Собравшись толпой против общего врага – «грешников» – фарисеи были лишь группой неуверенных в себе мужчин, старающихся защитить свои хрупкие «эго» за счет этих «козлов отпущения».

Когда мы испытываем искушение присоединиться к толпе обвиняющих, очень важно в этот момент остановиться и перевести взгляд с экрана компьютера на зеркало. Важно в этот момент добраться до сути, ответить на вопрос, почему мы, как и остальные, так любим навешивать ярлыки и насмехаться, почему мы, как и многие другие, с таким удовольствием ставим лайки и «делимся» сообщениями, в которых чья-нибудь жизнь в тот момент низведена до самых дурацких и обидных сцен публичного позора.

Брин Браун отвечает на вопрос «почему мы пристыжаем других» следующим образом:

Изучая ранимость, стыд и аутентичность человеческого характера последние десять лет, я узнал следующее: быть любимым и принятым – это непреложная внутренняя потребность каждого человека. Мы биологически, когнитивно, физически и духовно зациклены на любви, мы хотим чтобы нас любили и принимали. Когда эта потребность не утолена, мы не можем нормально существовать. Мы ломаемся. Мы рассыпаемся на части. Мы причиняем боль окружающим.

Мы пристыжаем и реагируем враждебно по отношению к другим потому, что в глубине души чувствуем, что наши потребности быть любимыми и принятыми не были восполнены. Мы пристыжаем, потому что нам самим стыдно. Когда мы обвиняем и разрываем на части других с помощью слов, когда мы распространяем слухи и клевещем, а не высказываем свои мысли напрямую, конфиденциально и в любви, когда мы питаем и лелеем наши обиды, а не прощаем так, как простил нас Христос (Мф. 18:15-35) – это все показатель, что мы тоже имеем дело с тараканами собственного стыда.

Исцеление от стыда

Перед переездом в Нэшвилл, чтобы стать пастором Пресвитерианской церкви Христа, я пять лет прослужил рука об руку с Тимоти Келлером в Церкви Искупителя в Нью-Йорке. Тим – замечательный проповедник и лидер движения, за пять лет я научился ценить многие его сильные стороны. Но самое ценное в нем для меня – он стал для меня примером того, как покрывать стыд Евангелием.

За пять лет я ни разу не видел, чтобы Тим «разрывал» человека на части в личном общении, через слухи или по Интернету. Напротив, он, кажется, всегда видит лучшее в людях. Время от времени он рассказывает, как прощение и утверждение во Христе дает нам возможность и силы видеть в людях доброе, а не критиковать или обижаться на них. Даже когда кто-нибудь не прав, Тим реагирует с кротостью и сдержанностью, а не с критикой и негативом.

Он так поступает, потому что так проявляется благодать. Она напоминаем нам, что в Иисусе мы защищены от самых худших проявлений нашего внутреннего «я». Сам Иисус защищает нас, поэтому кому как не нам нужно стремиться восстанавливать репутацию людей, а не уничтожать, защищать доброе имя, а не раздавать ярлыки, прерывать цепочки слухов, а не передавать их дальше, восстанавливать сломанные отношения, а не питаться обидами на сломанных людей.

Тим способен выдержать даже несправедливую критику, и она не может причинить ему ущерб. Он научил меня, что критики, даже те, кто мало, что понимает о ситуации, о которой они имеют суждение, могут вполне оказаться Божьими инструментами для смирения и научения нас:

Во-первых, следует посмотреть, нет ли в критике здравого зерна, даже если вокруг него много вымысла и преувеличений. Даже если общая критическая картина полностью неверна, выясните, в чем вы могли бы быть неправы. Возможно, что вы что-нибудь сказали или сделали опрометчиво. Может быть, ваш критик в чем-нибудь прав, даже если его мотивы крайне неверны. Как бы то ни было, найдите свои промахи, покайтесь в своем сердце перед Господом за что сможете, и пусть это смирит вас. Таким образом, из этой критики вы сможете вынести урок, а к критику проявить благодать, даже если вы с ним (или с ней) не согласны.

Бреннан Мэннинг однажды сказал, что только полная уверенность в силу, большую чем мы сами, может дать нам способность прощать раны, причиненные другими людьми. Та же самая уверенность может дать нам силы не наносить раны окружающим и замечать их добрые дела.

Источник силы, о которой говорил Бреннан Мэннинг, из той же области, что и источник Тима Келлера и миллионов других людей, научившихся ценить свободу от «пристыжения» окружающих и жизни в собственном стыде. Это источник – голос Иисуса Христа, правильно подзвученный, чтобы заглушить внешние и внутренние звуки осуждения. Это тот самый голос, который впитал в себя каждую толику нашего стыда на кресте, и теперь этот голос кричит нам:

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе… Если Бог за нас, кто против нас? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Кто отлучит нас от любви Божией? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»
(Рим. 8:1, 31-39).

Давайте уже прибавим громкости этому голосу. Потому что, если этот голос звучит громче всего, голоса осуждения ничего не могут сделать – им придется замолчать.

Скотт Саулз

Источник: www.hristiane.ru

Теги: христианство, любовь, вера, жизнь
Назад в статьи