1882-2024
142 лет общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

Воскресное богослужение в баптистской церкви


Воскресное богослужение в баптистской церкви
06.02.2012

21 января прошло заседание Объединенного совета евангельских христиан-баптистов (ОС ЕХБ), посвященное теме "Воскресное богослужение в баптистской церкви", на котором было обсуждено четыре основных аспекта воскресного богослужения:

  • «Проповедь на богослужении» (докладчик Г.А. Сергиенко, Первый пресвитер Второй Московской Церкви ЕХБ «Воскресение», г. Москва)
  • «Чтение Писания на богослужении» (докладчик В.В. Стариков, Директор по коммуникациям РАНЦ ЕХБ, пастор церкви «Новогиреево», г. Москва)
  • «Молитва на богослужении» (докладчик А.В. Смирнов, Председатель РС ЕХБ, пастор церкви «Спасение», г. Дедовск)
  • «Музыка на богослужении» (докладчик А.А. Крючков, лидер музыкального служения церкви «Новогиреево», г. Москва)

Открытие заседания

Петр Николаевич Саутов, председатель ОС ЕХБ, обратил внимание участников на послание к Филиппийцам 1:27-2:5. Церковь в Филиппах, при всем наличии позитивных качеств, страдала от отсутствия единства. Апостол Павел старается решить эту проблему, указывая на четыре условия для единства:

  • Живите так, как проповедуете (согласно благовестию и достойно благовестия);
  • Помните об объединяющем нас опыте (мы спасены по благодати, имеем одну любовь и единого Духа);
  • Пребывайте в единомыслии и действуйте как одна команда (у нас у каждого разные дары, но общая цель);
  • Являйте смирение и не руководствуйтесь личными амбициями в общем деле ради Божией Славы.

Единство, на котором зиждется ОС ЕХБ, прежде всего должно основываться на общем учении. Существующие объединения евангельских христиан-баптистов различаются по разным практическим вопросам, но необходимо сохранять и утверждать единство в основополагающих аспектах евангельского учения. Когда церковь знает и твердо держится непреходящих библейских ценностей, ее единство невозможно разрушить. Единое баптистское братство будет способно оказать существенное влияние на современное общество для славы Господа Иисуса Христа.

Первая сессия: Доклад

Сергиенко Геннадий АндреевичПастор Второй Московской церкви ЕХБ Геннадий Адреевич Сергиенко начал свой доклад с напоминания, что Церковь родилась от проповеди Слова. Бог доверил проповедь людям, несмотря на их греховность. Искупленные грешники должны проповедовать Слово Божие грешникам, потому что только тот, кто почувствовал на себе силу Слова и действие Божьей благодати, может правильно поведать об этом другим. На воскресном богослужении евангельских христиан бапитстов проповедь занимает центральное место, что часто отражается и в расположении кафедры в центре зала. Это помогает воспитывать в людях правильные приоритеты в отношении к богослужению.

Геннадий Андреевич озвучил следующие требования к проповеди:

  • Основной библейский текст проповеди должен быть емким и воспламеняющим;
  • Проповедь должна звучать в силе Духа Святого, а не быть только человеческим действием;
  • Проповедь должна быть христоцентричной;
  • Проповедь должна сохранять баланс между разумом и чувством;
  • Проповедь должна отражать правильное богословие основанное на Священном Писании;
  • Проповедь не должна постоянно уничижать и устрашать слушателей;
  • Проповедник не должен позиционировать себя выше церковного собрания;
  • Проповедь должна грамотно переносить древние тексты в контекст 21 века;
  • Кафедра не должна становиться площадкой для богословских дебатов;
  • Кафедра не должна быть местом борьбы за власть.

Геннадий Андреевич подчеркнул, что в баптистском братстве в России, несмотря на отсутствие серьезной богословской подготовки у проповедующих братьев, всегда проповедь о Христе распятом занимала главенствующее место на богослужении. Он выразил желание, чтобы в будущем баптистские церкви смогли сохранить свою христоцентричность и акцент на проповеди в явлении силы Духа Святого.


Первая сессия: Дискуссия

ДискуссияВ начале дискуссии было предложено порассуждать о цели проповеди. Были отмечены типы проповеди, соответствующие цели:

  • проповедь как призыв покаянию;
  • проповедь как впечатление (об отрывке, пример из жизни);
  • проповедь наставление, учительская/догматическая;
  • проповедь пророческая, к изменению (преображению) верующих в образ Христа;

Обсуждение вылилось в мысль, что в силу неоднородности аудитории на собрании – в целом нужно использовать элементы каждого типа, совмещая их с оценкой сегодняшней действительности.

Также один из братьев отметил, что в последнее время есть тенденция увлекаться экспозиционной проповедью, когда проповедь сама по себе, как речь и умение владеть языком и переводами, или оформление проповеди, этимология слова, анализ культурной среды – все что угодно – становиться центральным. Это перегружает проповедь и даже делает ее просто водой, ибо речь не о смысле, а о контексте.

Обсуждающие пришли к единогласному утверждению, что любая проблема действительно решается Христом, и никакая деталь не должна занимать Его место в проповеди.

Главным вопросом все же была ориентированность проповеди. И на этом поприще должен трудиться пастор-проповедник, который созидает церковь и движет ее к цели – это и определяет цель проповеди. Если у пастора нет цели, и он не планирует к чему придет церковь через 5, 10 или 15 лет, то и проповедь не будет правильно ориентирована.

Напоследок была отмечена проблема нехватки людей, умеющих анализировать и доносить Слово Божие – людей с глубоким богословским образованием, знающих и законы интерпретации, и греческий, и иврит. Проповедник учит, и для этого он обязательно должен учиться сам. Это так же отвечает на вопрос о том, кто может и кто должен проповедовать на воскресном богослужении в евангельской церкви.

Вторая сессия: Доклад

Стариков Вячеслав Вячеславович

Чтение Библии на богослужении практикуется повсеместно – это чтение в проповеди, цитирование стихов из нее в личных свидетельствах и тому подобное. Но в данном докладе Вячеслава Старикова речь зашла о многовековой практике публичного чтения Священного Писания на богослужении.

В российском евангельском контексте чтение Слова Божьего как такового широко не практикуется, но есть серьезные причины внедрить такую практику на богослужении:

  1. Публичное чтение подчеркивает важную роль Священного Писания.
  2. Реформация воскресила понятие ясности и доступности Священного Писания для понимания обыкновенных людей.
  3. Сегодня люди читают Писание мало, выборочно и несистематично.
  4. Сегодня люди читают Писание «второпях» и нуждаются в его более осознанном чтении.
  5. Когда звучит Писание звучит Слово Божие, без примеси человеческих мнений (за исключением вопросов точности перевода).
  6. Понимание в большей степени зависит не от наших объяснений, а от действия Духа Святого (1Кор.2:10-14).
  7. Акт поклонения Богу и почтения Его через ясное провозглашение Его Слова без примеси человеческих мыслей и комментариев.

Важность богодухновенного Священного Писания для людей невозможно переоценить и страшно недооценить. Слово Божие – это главное достояние церкви, помимо Христа и Духа Святого. Евангельской церкви в России необходимо глубже продумать роль литургии или порядка на богослужении. Публичное чтение Писания играет важную роль и должно занимать существенное место в воскресном богослужении.

Была отмечена необходимость готовить людей для публичного чтения Писания, чтобы они проникались смыслом и имели способности к ораторскому искусству. Всякий раз когда Слово Божие звучит на богослужении, оно должно быть обособлено сугубым уважением, тщательностью и осмысленностью. Небрежное чтение Писание девальвирует его в сознании слушателей.

Докладчик отметил, что опыт церкви показывает как преимущества, так и опасности упорядоченной литургии. Евангельской церкви необходимо научиться не пренебрегать, а правильно пользоваться многовековым церковным опытом.


Вторая сессия: Дискуссия

ДискуссияВ процессе обсуждения было обнаружено, что в разных церквях существуют попытки практиковать Публичное чтение, но они носят несистематический и выборочный характер – речь не идет о последовательном чтении Писания. Однако даже эти попытки производят зримую перемену в общинах, все участники дискуссии положительно отзывались о подобного рода опыте.

Принимая во внимание аргументы и доводы в пользу введения подобной практики, заседающие приняли решение рекомендовать вводить Публичное чтение Библии как часть богослужения как систематическое чтение книг Ветхого и Нового заветов при условии тщательной подготовки читающего.


Третья сессия: Доклад

Молитва как таковая производит не только крик души или славословие, но также отклик Бога. Докладчик Алексей Васильевич Смирнов отметил, что существуют молитвенные нужды, уместные на отдельных молитвенных собраниях или личной молитвы, но не предназначенных для воскресного богослужения. Были озвучены следующие моменты относительно публичной молитвы:

  1. акцент на поклонении, молясь, поклоняться Богу и прославлять Его – цель молитвы на богослужении;
  2. Христос обличал за формальную молитву, за проповедь в молитве – не следует практиковать это в публичной молитве;
  3. молитва должна происходить от внутреннего желания поклониться Богу;
  4. не имеет принципиального значения поза молящегося – на коленях или стоя (может, даже, сидя), но принципиально содержание;
  5. содержание (поклонение) определяет форму;
  6. публичной молитве нужно учиться;
  7. публичная молитва должна быть под жестким контролем пресвитеров (в плане продолжительности и содержания) и должна вдохновлять.

Алексей Васильевич отметил, что в своих поездках по стране ему часто приходится бывать на собраниях в разных церквях, и картина состояния молитвенной жизни церкви очень похожая: публичная молитва зачастую изобилует перечисленными недостатками, а молитвенные собрания в будние дни не так популярны, как хотелось бы.


Третья сессия: Дискуссия

ДискуссияОбсуждение началось с того посыла, что для осознания роли и содержания молитвы на воскресном богослужении, действительно имеет смысл оценить ее значение в церковной жизни в целом и не пренебрегать молитвенными собраниями на неделе.

Было отмечено, что глобально в нашей стране молитва сегодня деградирует, теряя, к сожалению, в продолжительности и живости, становясь редким и формальным элементом.

Вопрос продолжительности публичной молитвы вызвал полемику, ибо с одной стороны мы имеем ограничения по времени естественным образом – длительностью собрания.

Уместно ли в принципе уклоняться от личных нужд на воскресном собрании? Да, ибо кроме личных нужд мы имеем достаточно призывов, о которых упоминает библия, для публичной молитве. Помимо славословия, мы призваны молиться об отчизне, о своем городе, о благовестии, о власть имущих, о тех, кто находится в гонении и о духовном пробуждении нашего народа.

Так же был затронут вопрос о том, что в молитве на богослужении имеет смысл реагировать на события современного мира, молиться о потерпевших в результате стихийных бедствий, молиться за справедливые выборы и мир в обществе.


Четвертая сессия: Доклад

Докладчик Александр Крючков начал с вопроса: есть ли проблемы в музыкальном служении на собрании сегодня? И братья отметили насущные вопросы, которые существуют, зачастую все еще нерешенные, в русском евангельском обществе. На это есть разные причины, как то: отсутствие здорового иммунитета к различного рода течениям (в силу долгой исторической изоляции церкви в России), малая степень участия пасторов в устройстве музыкального служения и несоответствие песен прославления как цели поместной церкви, так и целям конкретного богослужения.

Три основных проблемы выделил и Александр Крючков:

  • Нет четкого понимания – зачем музыкальное служение существует в церкви;
  • Музыкальное служение отдается людям, которые не всегда находятся на нужном уровне духовной зрелости;
  • Некомпетентность принимающих в участие в служении людей.

Далее было отмечено, что нужны правильные основания, чтобы аргументировать свою позицию относительно вопроса «какая музыка должна звучать на богослужении?» Аргументы наподобие «хоровое пение – исконно церковная музыка» не имеют под собой исторических оснований, и при глубоком изучении вопроса легко опровергаются и дискредитирует Писание.

Та музыка, которую мы имеем сегодня, те гаммы и гармонии, родилась сравнительно недавно, всего три с половиной столетия назад. То, что происходило до Рождества Христова вряд ли сегодня мы назвали бы музыкой – как в силу отсутствия привычных гармоний, так и в силу специфичности музыкальных инструментов древности (тимпан, кимвал и т.п.)

Вопрос музыки – вопрос, требующий духовной зрелости. Со времен апостолов несравненно выросло как количество жанров музыки, так и невероятно большой доступ к различной музыке. И это создает исторически новые проблемы.

Но Библия не является архаичной книгой, не соответствующей современности. В ней есть вполне четкие ориентиры, которые позволят духовно зрелым людям определить и жанр, и стиль, и средства воспроизведения той музыки, которая являлась бы прославляющей Бога.

Что говорит Библия:

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:18-19).

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).

«Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию … только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:26,40).

Итак, Писание определяет вполне конкретные цели относительно музыкального служения:

  • назидание;
  • научение;
  • исполнение Святым Духом.

Нигде не говорится о стилях музыки – классическая ли это музыка, или современная. Не говорится и о формате музыки – хоровое это пение, сольное, с аккомпанементом или без. Но Слово Божие совершенно ясно говорит о двух вещах: характер музыки (должна производить впечатление благопристойности и чинности) и содержание (информативная и научающая/созидающая).

Поклонение должно быть истинным – основанным на какой-то из Божьих истин. Когда человек удовлетворен в Боге – тогда Бог прославляется. Прославление в пении – это творческий из области «как достигать через музыку назидания в благопристойной форме». Поэтому те, кто отвечает за музыкальное служение должны быть духовно зрелыми служителями и профессионалами. Сочинение музыки и проникновенное ее исполнение – это огромный, кропотливый труд, и служение служителя-музыканта должно финансироваться.


Четвертая сессия: Дискуссия

ДискуссияС вопроса финансирования и началось обсуждение: уровень качества музыки, которое производит на свет российское евангельское сообщество, оставляет желать лучшего и назрела необходимость серьезного подхода и инвестиций в христианскую музыку.

Так же было отмечено, что никакой стиль музыки не будет нравиться всем сразу. Поэтому лучше подбирать те стили, которые будут максимально понятны целевой аудитории (ее, в свою очередь, определяют долгосрочные цели церкви, осознанные не только пастором, но и лидером музыкального служения), сохраняя благопристойность.

Анатолий Васильевич Пчелинцев

Также заседание посетил адвокат Анатолий Пчелинцев и предоставил информацию о развитии ситуации на Дальнем востоке и подчеркнул важность того, чтобы верующие пребывали в единстве и согласии. Ибо обратное негативно сказывается не только на имидже евангельской церкви, но и осложняет диалог с властью, которая нередко готова адекватно реагировать на внятные действия.


Источник: По сообщению ОС ЕХБ
Теги: служители, богослужение, церковь