1882-2024
142 лет общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

Николай Бугриев: «Китайские церкви за год увеличиваются вдвое»


Николай Бугриев: «Китайские церкви за год увеличиваются вдвое»
23.05.2011

Аудио версия новости:

В первой декаде мая 2011 года председатель Тихоокеанского объединения евангельских христиан-баптистов США Николай Бугриев был приглашен китайскими баптистами для проведения духовной конференции в городе Шанхай. Почти неделю Николай Алексеевич читал семинары и проповедовал христианам из не регистрированного баптистского братства Китая. В первый день духовной конференции китайские спецслужбы вычислили место проведения встречи, но христианам удалось за десятки минут до приезда полиции сменить место проведения духовного общения. Специально для SlavicVoiceofAmerica Николай Алексеевич рассказал о своих впечатлениях от поездки в Китай и служения китайским христианам.

- Николай Алексеевич, на днях вы вернулись из Китая. С чем был связан ваш визит в эту страну?

- В Китае мы проводили конференцию евангельских христиан-баптистов, на которую собрались верующие люди из гонимых церквей для того, чтобы получить назидание, послушать проповеди и вместе пообщаться.

- Те вести, которые просачиваются в англоязычный мир из христианского Китая, доносят до нас информацию, что в стране существуют подпольные и регистрированные евангельские церкви. Конференция, в которой вы участвовали, была встречей верующих из подпольных или регистрированных общин?

- Это была конференция подпольных церквей. Я не был ни в одной из регистрированных церквей Китая.

- Приехав в Китай, почувствовали ли вы, что это Поднебесная империя или это, скорее, образ, с которым у людей ассоциируется эта страна?

- Я невольно сравнивал Китай с Украиной, Россией, Америкой, Германией – с теми странами, где мне уже удалось побывать. Не могу сказать, что это империя. Да, хорошая страна, шикарные фривеи, добротное освещение, огромные дома. Чувствуется, конечно, размах, как это было у нас в Советском Союзе, единственное, у нас таких дорог не было. По строительству Китай превосходит бывший Советский Союз, оно и понятно, потому что там развито частное предпринимательство, что в свое время пытался сделать Ленин, а потом и Михаил Горбачев в СССР. Но ни у того, ни у другого не получилось по разным причинам. В Китае коммунисты смогли удержать власть и дали возможность развиваться частному предпринимательству в социалистической системе. Это примерно то, что сегодня пытается сделать в США Барак Обама – в капиталистической системе построить социализм. Но в Китае социализм уже смешался с капитализмом под управлением централизованной государственной власти. По всей стране установлены памятники Мао Цзэдуну, на всех китайских купюрах его портрет, а его личность неизменно прославляется, как и компартия Китая.

С другой стороны, в Китае сильно развито частное предпринимательство и… разведка. Когда в первый день конференции мы собрались в 9 утра, то уже в 2.30 дня нам сказали, что нас вычислили и с минуты на минуты приедет полиция. Пришлось спешно менять место конференции. И, правда, полиция приехала, но нас там уже не было. Потом китайская разведка взломала мой экаунт электронной почты на Yahoo (Facebook в Китае заблокирован) и засыпали мой компьютер разными китайскими рекламами.

- Каким образом они вычислили ваш экаунт?

- Из гостиницы я выходил в Интернет, отвечал на электронные письма. И, если в первый день я открыл почту легко, во второй день – уже с трудом, а в третий день только однажды попал в свой электронный ящик, ну, а в четвертый день на мой запрос www.Yahoo.com поступил ответ – “Server is not found”.

- По вашему мнению, почему именно христиане столь гонимы в Китае? Можно ли сказать, что причина в том, что Мао Цзэдунпо поклонению соперничает с Христом или есть какая-то другая причина?

- Мао Цзэдунауже нет в живых, но компартии Китая нужен визуальный идол, флаг, которым можно размахивать. Буддийская и мусульманская религии существуют в Китае официально, никто им не ставит палки в колеса. В регистрированных евангельских церквах, еще раз подчеркну, я не был, не знаю их положения, но за гонимые китайские церкви скажу, что каждая из общин ежегодно увеличивается вдвое. Если, к примеру, сегодня в церкви было десять человек, то через год в этой же церкви уже двадцать человек. Крещение преподают на квартирах, в центре комнаты устанавливают надувной бассейн и его заливают водой, а потом крестят. И почти все китайские христиане – молодые люди, я почти не видел пожилых в гонимом братстве.

- Вы говорите, что церкви за год увеличиваются в два раза, можно ли тогда говорить о духовном пробуждении в Китае?

- Не могу сказать обо всех деноминациях, но люди охотно присоединяются к гонимым церквам, христиане выглядят очень счастливыми. Их не пугают гонения, они с огромным желанием помогают церквам, участвуют в жизни общин, поддерживают друг друга. Гонения – это для китайцев-христиан – не отрицательная, а, напротив, положительная сторона.

1.jpg

На фото: Председатель Тихоокеанского объединения ЕХБ США Николай Бугриев после богослужения в окружении китайских христиан Шанхая

- Какое наказание может последовать китайцам, принявшим христианскую веру?

- Когда я спросил сообщество из 40 пасторов, кто из них сидел за христианскую веру, то руки подняли примерно 5 человек. Я прокомментировал это, что они герои, потому что страдают за христианскую веру. В ответ они улыбнулись, сказали, что они вовсе не герои, а обычные люди. Свое тюремное заключение за Слово Божье они не воспринимают как что-то особенное. Ну, взяли, арестовали, посадили на год или два, отсидели, вышли. Как я понял, большие сроки в Китае за веру не дают.

- В какой части Китая вы были?

- В Шанхае. Это город, где зарегистрировано меньше всего гонений на христиан. Больше всего преследуются верующие Бейджина. Шанхай – это город бизнеса, поэтому, например, экаунт моей электронной почты китайские спецслужбы смогли взять под контроль только через три дня. Шанхай – это огромный город, в котором проживает 23 миллиона жителей, при этом ежегодно в Шанхай въезжает еще 30 миллионов человек в поисках работы.

- Какой была тема духовной конференции подпольных церквей?

- Тему определял я, потому что был основным спикером на этой встрече. Для проповеди избрал тему о гонениях в Библии и в жизни христиан.

- Наверняка после ваших семинаров, проповедей задавались вопросы. О чем спрашивали китайские братья и сестры?

- Это были, в основном, догматические вопросы. В Китае каждый день появляется много новых церквей, и они не имеют понятия, как правильно проводить служение. Если у нас уже есть традиция, как Вечерю Господню преподавать, как в церкви себя вести, как выполнять различные требы, то многие молодые христиане Китая не имеют этого опыта. Много новообращенных христиан в Китае, которые не знают, как молиться над детьми, освещать дома – это вопросы практической жизни христиан, с которыми самостоятельно разобраться не просто.

- Звучала ли какая-то цифра о численности китайских христиан?

- По словам китайских братьев, протестантов в стране около 30 миллионов человек.

- Есть ли какие особенности проповеди Евангелия китайскому народу исторически связанному с буддизмом?

- Они, скорее, атеисты, потому что Китай официально – атеистическая страна, где коммунисты находятся у власти. Буддизм – это, скорее, номинальная вера, которая там совершенно ничего не значит. Власти позволяют существовать одним церквам, например, мусульманским, иудейским и не позволяют другим, например, христианским. Китай – это единственная страна, которая в свое время официально принимала евреев, когда в немецкой Германии началось их преследование.

- И, тем не менее, несмотря на реальные гонения, китайцы принимают христианскую веру. В чем причина – в том, что культ Мао Цзэдунаизжил себя или есть еще что-то?

- Не думаю, что культ себя изжил. Просто каждый человек нуждается в Иисусе Христе, и личность каждого человека не рассматривается в глобальном плане маоцзедунизма или всеобщей коллективизации. Каждый человек, даже тот, кто участвует в китайской коллективизации, приходит домой и остается один на один с собой. Люди ищут Бога для решения своих духовных или душевных проблем. Эта задача всегда стояла и продолжает стоять перед каждым человеком, и в этом вопросе невозможно провести всеобщую коллективизацию даже по-китайски. Мы это уже проходили в Советском Союзе. Помните, сколько бы бабушку-христианку не заставляли в колхозе работать, возвращаясь домой, она крестилась на икону, молилась ей, прятала ее. И власти с этим ничего не смогли сделать, потому что настоящую веру невозможно искоренить.

- Но если сравнивать китайский, арабский, индийский мир, то духовное пробуждение особенно сильно наблюдается именно в Китае. С чем еще это может быть связано?

- С преследованиями и гонениями. Как говорится, чем темнее ночь, тем ярче звезды. Помните, когда мы жили в Советском Союзе, может, наши церкви и не так стремительно росли, как сегодня в Китае, но общины были очень крепкими.

- Накануне вашей поездки в Китай, мы с вами обсуждали историю одной американки, которая ввезла в Поднебесную Библию и получила за это три месяца тюремного заключения. Вам не страшно было ехать в Китай?

- Абсолютно не страшно. Самое большее, что они смогли мне сделать, во-первых, депортировать из Китая и, во-вторых, на три месяца посадить в тюрьму. Бояться, что тебе дадут три месяца за христианские убеждения – это несерьезно. Я же ехал в Китай не за колбасой или какими-то сувенирами, я ехал проповедовать Евангелие.

3.jpg

На фото: Китайские христиане обычно принимают крещение в бассейнах на частных квартирах

- Встречались ли вы с западными миссионерами, служащими в Китае?

- Может, они там и работают, но я никого не встречал. Я был в Китае очень короткий промежуток времени – пять дней, график работы был очень плотным, да еще и разница во времени сказывалась.

- Сколько часов разницы между Сакраменто и Шанхаем?

- 15 часов.

- Во втором Послании к Тимофею, глава 4, стих 7 апостол Павел говорит: « Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил…» После поездки в Китай вы почувствовали, что вы это самое течение или миссию совершили?

- Во всяком случае, я доволен тем, что удалось сделать. Конечно, хотелось бы послужить намного больше, но часто нам не хватает на все времени. Но то, что мы планировали, то совершилось. Конечно, нас разогнала китайская полиция. Но мы потом нагнали тему. Я вел семинары с переводом на китайский, каждый из семинаров продолжался по два или даже два с половиной часа, люди сидели прямо на полу в два-три ряда, их спины ни во что не опирались. По два часа сидеть на полу без того, чтобы облокотиться на какую-то спинку, я был сильно удивлен их терпению, при этом ни один человек не шелохнулось. Потом я их пожалел, начал вести семинары по часу – максимум полтора и делать между ними перерыв. Это у меня уже заговорила совесть. Я понял, что китайские христиане, если бы это было нужно, – терпели бы и три часа.

- Когда вы вернулись домой в Америку и близкие вас спросили: «Ну, как там?», что вы ответили в первую очередь?

- Что нужно молиться за китайских христиан, поддерживать и благословлять их. У них нет особых материальных проблем, им нужна духовная поддержка.

- То есть Шанхай – это не бедный китайский север, где китайцы, чтобы заработать на пропитание, занимаются земледелием в России?

- В Шанхае люди живут хорошо.

- Сталкивались ли вы с каким-то церковным разделением в Китае?

- Нет. Я общался с христианами, которые были едины в своей вере.

- Если бы в двух словах описать китайских христиан, то какие они?

- Хорошие, открытые и душевные люди, они мне очень понравились. Многие русские, которые в свое время бежали из Советского Союза, бежали в Китай, и китайцы их принимали. И сегодня в Харбине официально русский – это второй язык. В стране живет, и работает немало русских и в Китае к ним относятся с уважением.

- Будет ли после вашей поездки миссионерское служение вашей церкви и Тихоокеанского объединения сориентировано в сторону Китая?

- Настолько, насколько это будет возможно с нашей стороны.

Историческая справка от портала www.SlavicVoice.org: Китай – самое населенное государство мира. Сегодня в стране проживает примерно 1,3 миллиарда человек. И по разным оценкам, примерно 7 процентов населения страны – это христиане. По данным “China Aid Association” христиан в Китайской Народной республике – от 40 до 130 миллионов человек. Христианство в Китае имеет исторические корни, оно пришло в страну свыше двухсот лет назад. Больше всего в Китае протестантов или евангельских христиан, на втором месте – католики и лишь небольшая часть – православные верующие. Христианская церковь в Поднебесной, как еще называют Китай, делится на регистрированную, то есть контролируемую государством и подпольную, то есть нерегистрируемую и преследуемую властями. Второе направление возникло в 1968 году на волне Китайской культурной революции и получило название «Движение возрождение» (“Born Again Movement”).

Людмила Качкар. Фото из личного архива Николая Бугриева.

Источник: slavicvoice.org

Теги: Китай, США, миссия