1882-2017
135 года общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

В Смоленске состоялась международная научно-практическая конференция на тему духовной музыки


В Смоленске состоялась международная научно-практическая конференция на тему духовной музыки
25.09.2015 Местом обсуждения животрепещущих проблем, связанных с музыкальным служением, стал в сентябрьские дни древний город Смоленск. Участниками Международной научно-практической конференции и круглого стола были представители Союзов баптистов России, Казахстана, Белоруссии и Германии.

Известный ученый из Боннской библейской семинарии, работающий в области истории и теологии, Йоханнес Дик выступил с серией обстоятельных аналитических докладов о зарождении духовной музыки в эпоху Нового Завета, о формировании оригинальной песенной традиции в общинах меннонитов, штундистов, баптистов, пашковцев.

Ученый отметил, что уже в апостольские времена христианская музыкальная культура столкнулась с культурой языческой. Это особенно хорошо видно на примере Ефеса, портового города, где был огромный театр на 25 тысяч мест и статуя языческой богини Артемиды. С возникновением христианских общин наряду с музыкой античного театра появилась музыка Церкви. Христианская музыка основывалась на библейском фундаменте и воплощала в себе высокие критерии духовности. Библейские Псалмы служили высшим эталоном духовности, авторы новых песнопений ориентировались на образцовую священную поэзию Псалмов.

Христианство – религия Откровения. Человек, принявший Богооткровенные истины, входит через веру в иное измерение Бытия, у него формируется способность к различению духовной музыки и недуховной. А сейчас, к сожалению, мы столкнулись с процессом оязычивания христианской культуры, когда высокие эстетические и духовные критерии утрачиваются.

О том, что привнесли и чем обогатили мировую музыкальную культуру российские церкви евангельских христиан-баптистов, поделился ректор Московского Института Духовной Музыки, профессор и композитор Евгений Гончаренко. В музыкальном наследии церквей ЕХБ накопился солидный пласт самобытных духовных песен. Основная отличительная черта этой богатой коллекции – русско-украинская песенность. В русской музыке доминирует минорная тональность. История России во многом трагична. Проходя через полосу суровых испытаний и долины скорби, наши верующие соотечественники создавали песнопения, питающие ум и сердце Божественным утешением. Под руководством Евгения Гончаренко в России выходят компакт-диски с записями произведений славянской протестантской музыки.

Так называемые «песни прославления», хлынувшие за последнее время в молодежную среду, крайне примитивны по форме и содержанию. В них преобладает поверхностное общесловие, однобокость, практически отсутствуют темы греха, покаяния, несения креста. Подобные песнопения не могут не влиять на качество духовной жизни. Вести церковь в таком русле, значит заменять богатый духовный опыт бедным и терять свое конфессиональное лицо.

Кандидат философских наук, заведующим Отделом богословия и катехизации РСЕХБ, пастор Михаил Иванов обратил внимание на плачевное состояние общего пения во многих церквах. По мнению Иванова, упадок общего пения связан с утратой традиции домашнего пения в христианских семьях. Особенно важно ежедневно петь с детьми, приобщая их таким образом к вере отцов, к великой духовной культуре и следованию за Христом. «Хорошую христианскую музыку, - подчеркнул докладчик, - нельзя держать под спудом, ее необходимо всячески популяризировать».

О важности широкой популяризации духовной музыки говорил и кандидат искусствоведения, доцент Уральской Государственной Консерватории и Института Духовной Музыки Виктор Кадочников. Церковные музыкальные коллективы и христианские ученые-музыковеды должны, по замечанию докладчика, выходить за пределы «междусобойчика». В церквах есть достаточные музыкальные ресурсы, чтобы устраивать концерты, вечера, фестивали с привлечением слушателей из разных слоев населения.

Кадочников также поделился своими размышлениями о насущных задачах христианского музыкознания на современном этапе. Он призвал специалистов к серьезному исследованию новых стилей и направлений в музыке. Критика не должна быть огульной, но основательно аргументированной. В то же время на музыкальных служителях лежит ответственность по быстрому реагированию на вызовы современности. Просто запрещать и не пущать – метод слишком упрощенный и малоэффективный. А вот попытаться плохую песню запретить хорошей, показать и объяснить образцы подлинного духовного искусства – путь более разумный. К такому выводу пришли посланцы церквей и союзов, участники столь представительной конференции в Смоленске.

Владимир Попов

Источник: РС ЕХБ

Теги: конференции, музыка, История