1882-2016
134 года общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

10 вопросов христианину. Роман Лункин


10 вопросов христианину. Роман Лункин
16.06.2014

Роман Николаевич Лункин, православный христианин. Служит Богу через науку – изучение современных церквей. Живет в Москве (коренной москвич). Холост. Страница в Фейсбуке: www.facebook.com/romanlunkin, личная страница на сайте Института Европы РАН:www.ieras.ru/centrerel2.htm. Жизненное кредо: «Вера и здравый смысл».

1. Слово РЕЛИГИЯ имеет разную смысловую нагрузку. Вы, как религиовед, можете дать положительное и отрицательное значение данного слова?

Религия является, прежде всего, важной и неотъемлемой частью человеческой культуры, смыслом существования человека в этом мире. Эта часть нашей культуры отвечает на глубокое мистическое духовное чувство, которое есть у каждого. Поиск смысла жизни ставит вопросы о Боге, о сверхъестественном, о душе человека и ее спасении, о грехе и праведности, о таких вопросах бытия, как смерть, рождение, сама жизнь. Именно это делает религию универсальной сферой, из которой разные люди, народы, общества, государства черпают как из живого источника, вечные истины, мотивацию своих ценностей и идеологий. Если присмотреться к истории, то окажется, что единственной универсальной ценностью является отношение к человеку, к личности, ее свободам, несвободам и достоинству. Все остальные истины, установления разных религий довольно часто разъединяют людей. Религия ли в этом виновата? Это скорее вопрос к каждому верующему и к политикам и философам, которые проповедуют религиозные идеи, которые больше говорят о них самих, чем о Боге.

Еще одно следствие универсальности религии состоит в том, что обращение к ней людей бесконечно, оно будет происходить всегда. Религиозными являются даже атеистические споры, а упадок одних церквей происходит на фоне интереса к той духовности, которую православные или католики, например, не считают «истинной».

2. Разномыслия от разногласий чем-то отличаются? Если да, то в чем их отличие?

Все зависит от степени воспитанности собеседника и глубины спора.

3. Почему христианину важно относить себя к определенной конфессии?

С точки зрения евангельского духа, самого существа христианской веры, нет никакой надобности относить себя к какой-то определенной конфессии. Новый Завет не требует быть членом определенного направления в рамках тысяч, которые есть сейчас в христианском мире. Люди часто выбирают себе конфессию, исходя из культурных и этнических предпочтений, что хорошо видно на примере католиков и православных – у представителей этих двух Церквей единые основы веры, богослужения, отношения к св. Преданию и Писанию, то есть по существу католицизм и православие разделяет стилистика, особенности церковного управления, различные нюансы богословия и общественно-политического мировоззрения. Кому-то нравится византийское богослужение, а кому-то строгость католической иерархии и западноевропейская иконопись.

Почему же тогда членов разных Церквей обычно раздражает, когда кто-то говорит, что «я христианин вообще, и не принадлежу ни к какой Церкви». Все очень просто – у христианина «вообще» и «в целом», как правило, не может быть постоянного прихода, общины, поместной церкви, которую он может считать своей семьей во Христе. А это уже не совсем согласуется с апостольским общинным строем христианства, которое распространялось и распространяется по миру, как содружество братьев и сестер во Христе, без различия расы, пола, положения в обществе.

4. Слышал точку зрения о том, что полуверующий приносит больше вреда, чем неверующий. Вы согласны с такой мыслью?

Если человек в чем-то сомневается, не может на что-то решиться, принял крещение, например, но не уверен, надо ли ему спасать свою душу и не грешить совсем, то это само по себе не является плохим. Человеку свойственно думать и сомневаться, размышляя о Боге. Полуверующий может стать проблемой для священника, если он будет ему поручать важные миссионерские и богословские дела. Период сомнения и размышлений часто только укрепляет в последующем пути веры.

5. Одна из стран, которая массово влияет на весь мир, является США. Как Вы считаете, что самое плохое и самое хорошее породила Америка? Тот же самый вопрос и насчет второй сверхдержавы - России?

США произвели на свет самое активное миссионерское христианство Нового времени, которое затронуло весь мир. Самое плохое, что было в Америке – рабство, расизм.

Россия стала родиной одной из самых ярких и парадоксальных культур – музыки, поэзии, живописи, литературы. Самое плохое в России – крепостное право и унижение самих россиян, пренебрежение человеком, его свободой и достоинством ради единства страны и представления о том, что «мы – сверхдержава».

6. Как правильно реагировать христианину на религиозную нетерпимость?

Никто не обязывает христианина защищать чьи-то права и свободы, быть правозащитником. Это не является также и первой задачей Церкви Христовой. Человек, помимо этого, так устроен, что пока беда не задела его и его семью, он может более или менее спокойно реагировать на любые события.

С одной стороны, христианин должен помогать всем нуждающимся или тем, кого оскорбляют или преследуют. С другой стороны, всегда есть целый ряд отговорок, которые объясняют, почему христианин может делать вид, как-будто ничего не происходит: это происходит с верующими других конфессий или религий, обстоятельства не позволяют вмешаться, так как это может повредить Церкви, это может вызвать раздражение властей, это «политика», а церковь в политику не вмешивается, в суд община не пойдет, так как власти сочтут ее неблагонадежной, гонения оправдываются, например, защитой православия, а ссориться с РПЦ нельзя и т.д.

Каждый делает свой нравственный и гражданский выбор, и Евангелие всем подсказывает личный выбор.

7. Для верующих ценны слова Христа: «Ищите прежде Царства Божьего и правды Его, а остальное все приложится вам». Что для Вас означает искать правды Божьей?

Правда Божия в том, чтобы хорошо делать свое дело, чтобы в своих исследованиях представлять разные точки зрения, не работать ради конъюнктуры, не думать о том, кто и что скажет, а ставить реальные проблемы. Ответственность и искренность, которую всегда чувствуют люди, это и есть правда Божия. В отношении к своей вере и к вере других.

8. Почему среди религиозного многообразия Вы исповедуете именно христианство? В чем его особенность от других верований для Вас?

Особенность христианства в вере в Бога, которого трудно понять, описать рационально Его действия, величие или страдания, нельзя. Но при этом, Он близок и милосерден к каждому человеку на земле.

9. Чем может быть полезна социология христианам?

Из всех наук, помимо богословских, социология религии является самой нужной и полезной. Социология религии уникальна для понимания жизни церкви, ее роли в обществе, того, кем являются верующие, кем они были, и, возможно, будут. Это взгляд со стороны, но и изнутри. Крупнейшие церкви, особенно, те, которые бурно растут, или развивают миссионерские проекты в разных странах мира, заказывают социологические исследования, чтобы увидеть себя в социальном зеркале. Ошибка считать, что социология – это только статистика. Это также вопросы, которые священник сам верующим никогда не задал бы, да и сами верующие себе их не задают, но думают о них.

Причем, в конечном счете, власть и светское общество судят по разным церквям на основании социологического анализа их деятельности, а не на основании проповедей пасторов и священников.

10. Ваши пожелания

Верьте, думайте, молитесь и читайте – Бог зарыл в Вас столько талантов.


Беседовал Артур Гарнов, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф
Теги: интервью