1882-2016
134 года общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

Геннадий Лихих: «У врачей – лекарства от земных болезней, а от смерти – только у Господа»


Геннадий Лихих: «У врачей – лекарства от земных болезней, а от смерти – только у Господа»
05.05.2014

Геннадий Алексеевич Лихих, врач, координатор апологетического служения Российского Союза ЕХБ, председатель Совета попечителей Научного библейского центра «Апологет», епископ церквей ЕХБ Курской области (1988 – 2010 гг.). Лауреат номинации «2000 выдающихся религиозных лидеров 20-го столетия» Международного биографического центра Кембриджа. Автор книги «Не надо впадать в руки врача». Христианское воспитание получил в семье. Во время службы в армии и в годы учебы познакомился с теорией и практикой научного атеизма. Поэтому имел возможность сравнивать и выбирать. В студенческие годы участвовал в христианском молодежном движении. Убежден, что Библия вечна и современна для любой эпохи, а учение Иисуса Христа здраво, практично и жизненно необходимо каждому человеку. Живет в Курске. С женой Татьяной вместе 36 лет, воспитали пятерых детей. Веб-сайт:http://www.apologet.ru/ Жизненное кредо: «Изменять жизнь. Не изменять Жизни!»

1. Недавно состоялась премьера фильма «Ной». И среди верующих, кто смотрел эту кинокартину, звучат разные мнения. Как Вы считаете, есть ли польза от таких мировых кинокартин как «Ной», которые сняты на библейский сюжет?

Думаю, значение этого фильма, как и любого подобного произведения искусства, определяется не тем, что он снят на библейский сюжет, а художественными достоинствами и заложенными автором мировоззренческими идеями. Абсурдно обвинять режиссёра Даррена Аронофски или сценариста Эри Хэндела в ереси, они не богословы и не проповедники. Нет также смысла сравнивать Ноя, героя одноименного фильма, с библейским Ноем, находя противоречия и явные нестыковки в их биографиях. Первый – это вымышленный персонаж, с помощью которого авторы пытаются поставить перед зрителем вопросы, озвучить проблемы, которые волновали и волнуют людей во все времена: отцовский долг, ответственность, самопожертвование, предательство, справедливость и милосердие, прощение, любовь. Персонаж вымышленный, но вопросы то реальные, и чрезвычайно актуальные. Неслучайно, такие вопросы называют вечными. Подобные фильмы побуждают зрителей впервые или вновь открыть библейские страницы, а для христиан становятся хорошим мостиком в свидетельстве о Господе своим друзьям.

2. Сегодня время информационных войн. Как христианин может повлиять на уменьшение вражды и увеличение мира и согласия в информационном поле?

Я бы назвал эти войны не информационными, а дезинформационными. Информационный диалог, даже в конфронтационном ключе, а я его вполне допускаю, это когда озвучен тезис, приводятся аргументы и контраргументы в доказательство или опровержение его истинности, делаются объективные выводы. Для этого, минимум, необходимо иметь холодную голову. Здесь же вместо тезисов звучат пропагандистские штампы, вместо аргументов – истерические восклицания, вместо выводов – оскорбления оппонентов.
Христианам необходимо видеть, кто и зачем запустил эту машину лживой пропаганды и знать, что «министерство правды» продолжает действовать по тем же законам, хорошо показанным в известном романе (Дж. Оруэл, «1984»). Не надо вступать в чужую игру, позволять собой манипулировать и становиться марионетками в руках политических наперсточников-кукловодов. В дезинформационной войне не может быть победителей, но каждый участник уже стал ее жертвой. «Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен (Пр. 20,3

3. Вы врач-христианин. Ответьте, пожалуйста, почему или для чего Бог допускает рождаться больным детям? Из-за чего страдают те, о ком Спаситель сказал, что таковых есть Царство Божие? Дети – чисты, просты и искренни, так почему же порой и их детские жизни охвачены горем – болезней, войн, разлуки и т.д.?

Вряд ли смогу добавить что-то существенное к тому, что написано многими богословами и писателями на эту тему. Думаю, в каждом случае свои причины, обусловленные главной – со времен грехопадения мы живем в несовершенном мире, в котором болезни, войны, стихийные бедствия, страдания и смерть - не вызывающая удивление случайность, а повседневная реальность. Самым же точным ответом, пожалуй, будет: я не знаю. Есть вопросы, ответы на которые мы узнаем только в вечности.

4. Вы также являетесь автором книги «Не надо впадать в руки врача». Почему дали такое название? Доверяя Богу и при этом не обратившись к врачам, можно лишиться жизни? А чего может лишиться человек, доверяющий в болезнях только врачам и не вручающий себя в руки Божьи?

Название – парафраз из книги Иисуса сына Сирахова. Ее автор размышляет о здоровье, болезнях, врачевании, призывая в случае болезни обратиться за помощью не только к Господу, но и к врачу, получившему свое призвание к врачеванию как дар свыше. «Но кто согрешает перед Сотворившим его, да впадет в руки врача!». Смысл названия: избегай греха, и тогда врач будет для тебя помощником, а не судьей.

Если человек доверяет Господу, он ни при каких обстоятельствах не будет игнорировать Его слова о том, что больные нуждаются во враче (Матф. 9,12). Если человек мог обратиться к врачу и получить медицинскую помощь, но не захотел, и после этого умер – доверие к Богу здесь ни при чем. А вот отсутствие здравомыслия – при чем!

Человек, который не вручил свою жизнь Господу, может лишиться вечной жизни. Потому что у врачей – лекарства от земных болезней, а от смерти – только у Господа.

5. Бывает такое, что как бы человек ни крутился, лез из кожи вон, угождал ближнему, а другому все не то и не так. В чем корень проблемы тех, кого ничего не устраивает? Например, во время земной жизни Спасителя, некоторым людям Иисус Христос, евший и пивший даже с грешниками, казался неправильным, и Иоанн Креститель, не евший и не пивший вина, тоже был неугоден. Как ни крути, а все не так. Почему такое бывает?

Ничего не устраивает тех людей, у которых доминирует внутреннее неустройство. Пока они не разберутся в себе и не решат свои проблемы, никакая игра на свирели не заставит их плясать, и никакие печальные песни - плакать (Матф.11,17). Так что из кожи лезть, чтобы угодить таким людям, вовсе нет необходимости.

6. Как вы считаете, можно ли рукополагать на пастырское служение брата, который не имеет богословского образования? Или для этого служения важны совсем другие факторы?

Для того чтобы управлять автомобилем, водителю необходимо быть внимательным, быстро оценивать дорожную ситуацию, уметь выбрать оптимальный маршрут и многое другое. Но без знания правил дорожного движения всего этого явно недостаточно. О духовно-нравственных качествах, необходимых пастырю, подробно сказано в Новом завете, особенно в Посланиях Апостола Павла к Тимофею и Титу. Но эти качества мало помогут пастырю, если он не знаком с основами практического богословия и не имеет хотя бы минимальных познаний в области психологии. Пастырь не только призван иметь соответствующие знания библейских истин, но и быть способным наставлять других в здравом учении (Титу, 1,9). Так что для пастыря богословское образование является обязательным условием. При этом не имеет существенного значения, приобретено ли оно в духовном учебном заведении или получено другими путями (самообразование, например).

7. Среди христиан есть некое отвержение всего плотского и человеческого. Правильно ли святым рубить с плеча человеческую культуру, психологию, эмоции в конце концов, которые тоже вложены в нас Богом? Если плоть в Писании часто ассоциируется с грехом, всегда ли правильно отвергать все человеческое? Где проходит мудрая грань?

Человек сотворен по образу Божьему. Все по-настоящему человеческое, заложено в него Создателем. Для того чтобы человек мог стремиться к совершенству и отражать Его образ, быть челом Вечного. Все, что соответствует этому призванию – в науке, культуре, искусстве, литературе, медицине, психологии, интернете и других сферах можно только приветствовать. А вот греховные искажения во всех этих сферах - безжалостно отсекать.

8. Недавно на воскресном общении один брат высказался, что христианский призыв «Бог любит всех» не совсем верный. Исследуя Писание, он понял, что Бог всех терпит, но любит далеко не всех. Вы согласны с ним? И еще вопрос, как вы думаете, есть ли у Господа особые друзья, любимчики?

Бог любит всех людей, за всех умер на кресте, желает, чтобы все спаслись и наследовали вечную жизнь, которую Он дарует по Своей любви. Это непреложная истина. Но в Библии действительно есть выражения, подобные этому: «… нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его (Пс.10,5)». Эти утверждения лишь внешне противоречат друг другу. На самом деле, являясь антиномичными, парадоксальными, помогают читателю или слушателю составить более полное представление о сказанном.

Господь нелицеприятен, у Него нет любимчиков. Однако во время земной жизни Иисуса Христа у Него были друзья, к которым Он имел особое дружеское расположение. Среди учеников это был Иоанн, а в Вифании – Лазарь и его сестры.

9. В Евангелии от Луки написано: «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить (Лк.12:11,12). Означает ли данные слова Иисуса Христа, что верующим не надо читать, развиваться, отбросить всякие переживания и просто верить, что Бог всему научит Сам и в беспокойное время мы найдет ответы на все?

Нет, не означает. Данный текст означает, что в трудные времена мы призваны сохранять самообладание, не суетиться и не впадать в панику, быть спокойными и уверенными в поддержке Господа.

10. Ваши пожелания?

Будьте здравы и здравомысленны! И не надо впадать в руки врача!


Беседовал Артур Гарнов, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф
Теги: интервью, служение, служители