1882-2016
134 года общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

«Дух Святой: история, богословие, практика» - конференция в СПбХУ


«Дух Святой: история, богословие, практика» - конференция в СПбХУ
02.05.2014 21 и 22 апреля в Санкт-Петербургском Христианском Университете прошла ежегодная международная научно-богословская конференция. Тема этого года - «Дух Святой: история, богословие, практика».

Открыл конференцию представитель Университета Йены (Германия) Фолькер Рабинс с докладом «We have received the Spirit of God": Interpreting Early Christian Accounts of Spirit-Experiences». В своем докладе мистер Рабинс отметил разницу между догмой и опытом, личным переживанием. Прозвучало, что опыт зависит от толкования, интерпретации. То что человек ожидает зачастую становится частью переживаемого опыта. В опыте должны отражаться конкретные человеческие переживания. Много примеров такого переживания приводится в посланиях апостола Павла. Павел часто ссылается на дела, которые мотивируются движением Духа.

Каждый христианин может иметь весь разнообразный спектр духовных проявлений, несмотря на то что дары различные. Но полноценное проявление всех даров происходит только в общине. Для Павла работа и дела Духа Святого тесно связаны с отношениями в общине. Дух Святой приводит к отношениям любви, улучшает дух сообщества христиан. Даже перед лицом гонений церковь ощущает силу Божьей любви, от которой ничто не сможет отлучить.
Во время пятидесятницы апостол Петер отмечает, что сбывается пророчество Иоиля.
Помимо внешнего знака принятия Духа Святого, был еще и признак принятия Духа усыновления «Авва Отче», общинный опыт переживания любви и близости к Богу. Сила полученная свыше, которая имела место в церквях, приводит людей в состояние близости друг к другу и к Богу, ее можно почувствовать. Религиозный опыт или отдельные моменты религиозного опыта и переживания интерпретировались на фоне библейских пророчеств и переживаний. Позже они были развиты в догмы. Опыт мог вдохновить на учение, а с другой стороны учение могло исправить переживания.
Именно общинный момент переживания Духа Святого может иметь влияние в наше время глобализации и постмодернизма, когда люди хотят ощутить опыт сопереживания, закончил свой доклад Фолькер Рабинс.

В докладе ректора Теологической Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви Тихомирова Антона Владимировича «Дух Слова. Учения о Святом Духе у Мартина Лютера и в лютеранстве» раскрывалась важность Слова в учении Мартина Лютера.
Только Внешнее Слово у Лютера имеет сотериологическое значение, только возвещаемое Слово становится реальностью, как в прощении кого-то, так и в любом ином деле. Спасение дается нам только в Слове Благовестия и в слушании Слова. Вера в прощение Божье не может быть результатом моего переживания, размышлений. Убежденность дается со стороны внешней инстанции, независимо от моего состояния. Поэтому Писание, независимое от обстоятельств, имеет внешнее воздействие. Однако внешнее может остаться непринятым и непонятым, как например прощение может вызвать даже раздражение у оппонента. Поэтому Слово должно стать понятным и принятым - породить веру, а это и есть действие Святого Духа. Никто из нас по своему желанию не может стать верующим, вера приходит исключительно тогда, когда человек слышит Слово, Евангелие.
Дух Святой - это та инстанция, которая ответственна за превращение внешнего Слова во внутреннюю реальность человека - отметил Антон Владимирович.

Преподаватель СПбХУ, пастор церкви в Германии, Ставнийчук Александр Павлович раскрыл тему «Если мы живем Духом, то по духу и должны поступать: пример взаимосвязи между теоретическим (систематическим) и практическим богословием»
Он отметил парадоксальность часто задаваемого вопроса о Святом Духе: как практически осуществляется действие Святого Духа.
Говорить академическим языком о таком феномене так же сложно, как строить формулировки о влюбленности.
Высыхание протестантизма по мнению Александра Павловича, происходит из-за бедности духовной практики с одной стороны. С другой стороны харизматическое движение не имеет качественной богословской платформы. Поэтому важно рассматривать систематическое богословие как творческий процесс. Мы часто воспринимаем что-либо, через привычное, даже буквальное понимание, так например Дух Святой как ветер, мистическую силу и т.д. В Писании Дух Святой это и ипостась и творческая сила.
Многогранность действия Святого Духа проявляется в учении и истории творения. Бог созидает творение силой Святого Духа, но и держит существующее творение этой же силой. Ириней Лионский говорит, что мир сотворен двумя руками - Словом и Духом Святым. Мольтман - описывает роль Святого Духа, как радость жизни. Хождение в Духе - это в том числе и соблюдение заповеди Господа в разумном управлении этим миром.
Святой Дух - это не только сила созидания, но и само созидание. Любой процесс созидания духовен. Творчество человека, в определенной мере тоже хождение в духе. И хотя эстетические переживания и впечатления не являются заменителями переживания Духа Святого, но они становятся теми рамками, с помощью которых можно подойти близко к переживанию Духа Святого. Соблюдение заповедей - так же хождение в Духе Святом. Дух Святой, дыхание жизни в человеке - это отпечаток прикосновения Бога к человеку. В человека поэтому заложено желание поиска Бога. Местом соприкосновения человека с Богом является молитва, не чувственное переживание молитвы, а проникновение в Божьи откровения.

Продолжила конференцию Фомичева Софья Владимировна (СПбГУ) с докладом «Представление о Святом Духе в творчестве Ефрема Сирина (на материале гомилии «Об Ионе»)». Софья Владимировна отметила, что в богословии Ефрема Сирина можно наблюдать акцент на постоянном призвании Духа Святого в совершении таинств и евхаристии. Так же можно наблюдать влияние иудаики, либо параллельном развитии темы Святого Духа в богословии Ефима Сирина.

Заведующая кафедры Истории СПбХУ Никольская Т.К. подготовила доклад «Духовные проявления в пятидесятнических собраниях: разнообразие интерпретаций». В своем докладе Татьяна Кирилловна отметила, что в периоды кризиса протестантизма усиливалась жажда по духовному переживанию. Так, первоначально, в начале XX века в России харизматическое движение было встречено неоднозначно. Молитва за исцеление признавалась всеми конфессиями. Особенно неоднозначно был встречен феномен «глоссолалия», в православии, например, он воспринимался, как юродство. Часто движение харизматов признавалось недуховным, и даже бесовским, в указанный период чаще всего описывались «негативные проявления». Татьяна Кирилловна заметила, что при детальном рассмотрении отсутствует серьезная аргументация критического взгляда, многие заявления голословны, например, обвинения в бесовском проявлении. Как любое молодое движение пятидесятники нуждались в критике и комментариях, например желание проповедовать на глоссолалии или отсутствие прощения без проявления глоссолалия - были существенным преувеличением в практике харизматов. Первые общины образованные в Гельсингфорсе (Хельсинки, Финляндия), Карелия и т.д. Одни из первых лидеров пятидесятнического движения А.И.Иванов и Н.П.Смородин, которые в дальнейшем развили учение и движение. Гельсингфорс стал одним из центров для русских пятидесятников, но в дальнейшем в движении произошло разделение из-за принятия части движения не тринитарного учения. Интересно, что в Финляндии это движение приняло характер массового духовного обновления внутри различных конфессий, но большое количество людей осталось в своих общинах.
Другое место развития движения - Одесса, лидером в этом регионе стал Иван Воронаев. Он основал отдельную общину, а позже и Союз Христиан Веры Евангельской. Православные принимали пятидесятников за хлыстов и многие не рассматривали их как новое учение, а как смесь хлыстов и штундистов. В движении есть параллели и многие скопцы и хлысты перетекли и в пятидесятники, например община скопцов в Волосово. Особенно негативно к пятидесятникам отнеслись не атеисты, а баптисты, потому что многие из прихожан баптистских церквей «перетекали» в новое движение, что привело к резкой полемике между лидерами союзов.
Наиболее серьезно отреагировал И.В. Каргель. Пятидесятничество он считал заблуждением, но признавал, что у баптистов отсутствует учения о Духе Святом и его практическом применении. В чем и состоял успех пятидесятников. Следует отметить что Иван Воронаев относился очень осторожно к проявлению харизматии, он изучал исторические данные, опыт других общин, ограничивал место проявления и проведения соответствующих служений, ратовал за определенную дисциплину в харизматическом хождении. Но нормальному развитию учения помешало атеистическое наступление на верующих в СССР и массовый террор. После Второй мировой войны общинам пятидесятников не дали официально существовать, а принудили объединиться с баптистами, на определенных условиях. Так например, признавалось, что схождение Духа Святого происходит не только при проявлении глоссолалий, но и без них. Запрещались проявления глоссолалий без толкования. «Августовское соглашение» принуждало пятидесятников объединиться с баптистами, но на практике этого объединения не произошло, и многие пятидесятники продолжали существовать неофициально. Вследствие неофициального существования в пятидесятнических общинах возникло множество странных учений и толкований, такие как «сионисты», «бачинцы» и т.д. Постоянные гонения, дискриминация, подпольное существование производит эсхатологические ожидания и не только у пятидесятиников. Со временем пятидесятники стали относиться к своей практике очень взвешенно, например выступление неизвестных пророков. Отдельно следует отметить крайне негативное отношение со стороны антирелигиозной пропаганды. Пятидесятничество считалось изуверской сектой, против лидеров движения выдвигались абсолютно ложные обвинения, фабриковались уголовные дела, например известное дело Ивана Федотова. В последнее десятилетие отношение к харизматическому движению и внутри него самого серьезно меняется, но необходимо продолжение изучения и анализа, особенно самими представителями харизматов, заключила Татьяна Кирилловна.
Даниил Сергеевич Самойленков, преподаватель СПбХУ раскрыл тему «Роль Святого Духа в ветхозаветном харизматическом лидерстве: история Саула и Давида». Харизматическое лидерство всегда привлекало израильский народ, начал свой доклад Даниил Самойленков. Он отметил, что перевод одного из использовавшихся в Ветхом Завете слов обозначающих Дух Святой или Дух Божий - усиление. То есть Дух Божий усиливал действия людей, происходила прямая теократия, управление израильским народом Духом Божьим. Так например в период Судей происходит потеря этой теократии, соответственно происходит ухудшение жизни израильского народа.
И уже в гимне Анны звучит программное богословское заявление, прослеживающееся во всех книгах Царств - надежда на Божественное вмешательство. Помазание Саула сопровождается знамениями. Исполнение знамений призвано показать присутствие Бога.
После того как Саул превысил свои царские полномочия, не дождавшись воли Божией, произошло падение царя не соблюдавшего завет. Если бы Саул не ослушался, то Господь упрочил бы его царство. После отхождения Духа Божиего от Саула к нему приходит дух злой. В случае с Давидом собым образом отмечается, что сила Божия однажды сойдя на него продолжает присутствовать на нем и Давит постоянно осознает это присутствие.
Функции Духа Божия в Ветхом Завете посредством своего духа Бог воздействовал на людей даруя им различные ресурсы и силы для исполнения воли Божьей, в первую очередь мистическим образом усиливая людей.
История Саула и Давида учит простой и важной истине - помазание само по себе не гарантирует долгосрочную перспективу сужения Богу, помазание требует послушания человека и внутреннего смирения, заключил Даниил Самойленков.
Продолжил тему Духа Святого проректор СПбХУ Макаренко И.И. озвучив как она была освещена в работах И.В. Каргеля.
Каргель разработал один из основных трудов вероучение евангельских христиан баптистов, который включал следующие постулаты:
1. Полная испорченность человека.
2. Безусловная благодать для всех.
3. Искупительная жертва Иисуса Христа.
4. Благодать даруемая через Духа Святого.
В системе экзегезы Каргеля Дух Святой играл очень важную роль. Он считал, что без Духа Святого невозможно толковать Писание.
Отдельным образом следует отметить его труд о Духе Святом. Где он часто проводит диалог с читателем: а ты принял Духа Святого?
По Каргелю - начало духовной жизни у верующих это одномоментное событие.
Каргель очень скептически относился к духовному состоянию современников и задавал вопрос: «Что нужно делать, чтобы угождать Богу?» Каргель был убежден, что работа Святого Духа дает озарение, освящение ума исследователя и усвоение прочитанного в Писании. Он не отрицал различные проявления Духа Святого, но считал важным проверять все Писанием.
Руководитель программы Бакалавр Душепопечения и Христианской Психологии Власихина Н.В. рассмотрела тему Духа Святого в аспекте «Актуализации плодов Духа Святого в жизни человека, как одна из задач христианского душепопечения». Наталья Вячеславовна задалась вопросом: «Что такое любовь, как плод духа?» Когда мы говорим о ней, мы чаще исходим из эмоционального восприятия, чем из когнитивного понимания. Эмоции многогранны и к понятию любви это эмоциональное разнообразие так же подходит. Поэтому надо понимать, что любовь - это не сиюминутная эмоция, а глобальное состояние общего благополучия. Находясь в таком состоянии, при этом, человек сиюминутно может испытывать и гнев и разочарование и т.д. Так же в процессе возрастания плода Духа Святого - любви, могут встречаться различные препятствия, вследствие которых ощущать и переживать состояние любви человек не может. В таком случае важна грамотная работа душепопечителя.
Другой пример плода Духа Святого - мир, одно из значений этого слова это цельность, гармоничное восприятие самим себя человека. Целостность - это соответствие внутреннего мира человека тому, чем он занимается в своей жизни. Возникающий вследствие неправильного воспитания или различных душевных травм в течении жизни человека, дискомфорт может быть устранен в церкви, посредством демонстрации честного искреннего отношения к человеку - сделала главный вывод Власихина Н.В.

Алексей Борисович Сомов, ведущий сотрудник отдела переводов Института перевода Библии Свято Филаретовского православного христианского института подготовил доклад на тему «И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь" (Лк 3:22): к вопросу об образе схождения Духа в рассказе о Крещении Иисуса». Символика голубя, связана с парением Духа Божиего из Бытия, отметил в начале своего выступления Алексей Борисович. Чаще всего в религиозном языке мы имеем дело с выражением метафорами, говоря о божественном. Самая известная метафора - Отец и Сын. В некоторых аспектах метафоры Духа Святого и голубя можно найти и в Песне Песней. Но в истории всемирного потопа, голубь - это вестник, не сходящий с неба, а взятый Ноем в ковчег. А.Б. Сомов показал различные интерпретации метафоры Духа Святого в канонических и неканонических текстах как раннехристианских, так и иудейских. Так например, одна из трактовок - что Дух Святой «как голубь сходил», то есть не в виде птицы. В данном аспекте, использование евангелистами подобных метафор, как и описание пламени во время пятидесятницы, применяется для усиления реальности происходящего духовного проявления.

Новаковец В. П. преподаватель Одесской богословской семинарии рассказал об «Учении о Духе Святом в вероисповеданиях евангельских христиан и баптистов». В его докладе была показана история опубликования вероисповеданий евангельских христиан и баптистов с начала появления движения в Российской Империи. Была дана характеристика в разрезе развития и принадлежности традиции. Раздел вероучения о Святом Духе был рассмотрен по трем этапам:
Преемственность
1. До 1985 нет отдельного раздела или подраздела о Д.Св.
2. Бог есть Отец, Сын и Святой Дух - всегда выдерживалась тринитарная традиция.
3. Дух Святой - всегда Бог
4. Св.Писание вдохновлено Д.Божием
5. Дух Святой дает способность человеку откливкаться на
Отличия
1. Отголоски восточно-православной традиции, а не западной традиции
2. Влияние баптистов на евангельских христиан, например крещение с полным погружением
3. Восхищение церкви и взятие Духа Святого, как удерживающего
Перспективы
1. Взаимосвязь видов откровения
2. Взаимосвязь Дух Святой - Церковь - поместная Церковь
3. Средства благодати которыми действует Д.св.
4. Соработничество в процессе освящения
5. Крещение водою есть внешний знак совершившигося ранее крещения Духом Святым.
6. Взаимосвязь автономии церкви и объединений церквей
7. Отношение к государству
Выводы сделанные докладчиком в разделе преемственность: важно сохранять тенденции, учитывать отличия, развивать перспективы и ставить вопросы для осмысления развития вероучения:
- Вероучение в рамках одной традиции или с учетом существующих,
- Новые вероучения - новые содержательно или толковательно-накопительные,
- Новые вероучения будут отражать действие Духа Святого,
- Новые вероучения будут допускать действие Духа Святого вне Церкви.
Преподаватель СПбХУ Вильям Лионелл О'Берн рассказал о «Роли Духа Святого в Духовном Формировании». Духовное формирование развивается в двух направлениях Воздействие Духа Святого и Характеристики человеческого Духа.
Воздействие духа:
- Рождение в духе, дух святой приходит с момента покаяния.
- Духовная брань
- Освящение и ученичество
- Возвращение к первой любви
- Превосходство познания Христа
- Превосходящая разумение любовь
Завершил первый день конференции Казерский В. К. (Финляндия) автор и режиссер-оператор документального сериала «Плотник, сын плотника». В актовом зале СПбХУ был включая показ одной из серий фильма, повествующих о действии Духа Святого в жизни отдельных людей, одним из основных персонажей фильма был Иван Петрович Федотов.

Второй день конференции так же открыл гость из Германии Фолькер Рабенс с новой темой «Sanctification and the Spirit in 1 Thessalonians». Вторым докладчиком стал Степанов В. А. (христианское общество «Библия для всех») с темой «Дух Святой в событиях Санкт-Петербургского съезда евангельских верующих 1884 года». Продолжил тему Духа Святого Бегичев П. А. (Московская семинария ЕХБ) в докладе «Актуальность духовных даров в настоящее время».

Валерий Александрович Аликин рассказал о «Святом Духе в произведениях Мужей апостольских». Заведующий кафедрой библеистики СПбХУ рассказал, что основной рост христианства следует отметить во втором веке и наибольший рост общин приходится на период начала гонений. Упоминание Духа Святого в трудах ранних христиан приводится не меньше, чем в текстах Нового Завета. Это цифра колеблется от 70 до 90 упоминаний.
В трудах мужей апостольских Дух Святой так же Дух Благодати, просто Дух, указывается, что это личность. Работа Его заключается в освящении при чтении Писания. При описании деятельности апостолов, так же говорится об их наполнении Духом Святым. Апостолы испытывали Духом служителей, которых они ставили. Они приравнивали Духа, Сына и Отца. Например, Климент Римский считал, что написание его послание вдохновлено Святым Духом. Так же в трудах мужей апостольских есть большая связь между Духом Святым и этикой христианина. Дух Святой уходит, если человек начинает неверно действовать. Об этом и многом другом в трудах ранней церкви рассказал В.А. Аликин.

Литвин Т. В. (Высшая религиозно-философская школа СПбХУ) представила доклад «Учение Августина о Святом Духе». В начале доклада она отметила, что Августин развивает учение о Святом Духе в контексте Троицы. Августин размышлял, каким образом меняется сущность человека, внутренний человек, не только поведение и поступки. Он рассуждает о Святом Духе, что обращение человека к Богу требует постижения тайны Троицы, само стремление к этому ставит нас на путь веры.
В «Исповеди» мы читаем, как можно вместить в себя смысл Троицы в рамках своего разумения. Невозможно в человеческих терминах до конца выразить понятие Троицы, потому что невозможно совместить понятие времени и вечности, поэтому Августин обращается к терминам неоплатоников. Объяснение одновременно троичности и единства объясняется неоплатонизмом. Наученный неоплатониками Августин углубляется в самого себя. С одной стороны Августин повторяет труды кападокийцев, но и находит ответ с помощью своего внутреннего опыта.
Что значит Троица и значение Святого Духа у Августина? Когда мы говорим личность, мы подразумеваем что-то по аналогии с человеческим опытом. Но важно, что личность - это не имя существительное. Личность - это не персона, а отношение. Отношение Сына и Отца, например. Этих понятий не может существовать друг без друга и в этом заключается единство. В этом отношении Отец и Сын равны, так как без одного не может быть другого. Святой Дух в таком случае исходит и от Отца и от Сына и порождается этим единством. У Августина, Бог Отец и Бог Сын - равнозначны, как первопричина по отношению к твари. Если происходит одновременное, двойное исхождение Святого Духа и Бог есть Любовь, значит и Сын есть Любовь, для Августина - Святой Дух - это и есть Любовь, это душа Церкви, узы взаимной любви между Отцом и Сыном и узы братской любви внутри церкви. Так же как душа для тела человеческого, так же и Дух для Тела Христова.
Таким образом, Святой Дух - это и Любовь, но не как плод отношений, а как сами отношения.
Ректор Теологического Института Лютеранской Церкви «Ингрии» Прилуцкий А. М. рассказал о «Пневматологических аспектах учения и практик хлыстовских сект». Феномен хлыстовства, по мнению докладчика, лежит именно в русской жизни, имеется неоднозначная связь со старообрядчеством в аспекте мирской аскезы, практически снимается грань между мирской и монашеской аскезой. Как правило духовные диссиденты категорически противопоставляют себя господствующей церкви. Хлыстовцы такого не делали, но внутренне были уверены, что они более духовны. Их практика была сильно мистифицировна, а духовные проявления - экзальтированны. В их практиках были сохранены традиционные крестьянские культы, поэтому феномен хлыстовства истинно народный, хотя к нему примыкали и другие сословия. Хлысты не тяготели к теологическому изысканию, не составляли вероучений. Они учили, что существует небо и земля, мир духовный и материальный противопоставленные друг другу, но это не влияние гностицизма, а скорее исконно славянское представление. Небес всего семь, на седьмом существует Троица, которую хлыстовцы не исследовали глубоко. Святой Дух воплощался, по их мнению, в отдельных людях и передавались окружающим. Чаще всего обращались в хлыстовство из крестьянства.
Морозов А. Г., Калужский институт туристского бизнеса представил доклад «Духовные лидеры в бездуховное время» рассказав о нравственных, моральных и в чем-то духовных лидерах советского времени, таких как Сахаров, Солженицын и т.д.

Руководитель ВШЛ СПбХУ Негров А. И. представил доклад «Дух Святой в 1 Коринфянам: пневматологический аспект в разрешении проблем христианской общины» Александр Иванович рассказал какую роль согласно первого послания Коринфянам выполняет Святой Дух по отношению к тем проблемам, которые есть в церкви. Разобщение среди христиан в одной церкви невозможно, если в них есть один дух, прихожане - один храм, единство тела. Коринфяне поддерживали общение с грешниками, считая себя духовно зрелыми и достигшими. Павел считает, что благодаря жертве Иисуса верующие омыты от греха, но продолжение общения с грешниками, находящимися среди верующих невозможно. Апостол Павел реабилитирует господство Христа, особенно в действиях верующих. Верующие - храм Божий: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Апостол Павел, обсуждая проблемы коринфской церкви, считает, что это результат человеческого фактора и что решение должно лежать в плоскости их ответственности и дисциплины.

Следующий доклад руководителя кафедры практического богословия СПбХУ Самойленкова С.Н. раскрыл описание «Роли Святого Духа в Церкви в понимании А.В. Карева». Карев считал, что исполнение Духом Святым - это исполнение Христом. Сам Александр Васильевич был неординарной, энергичной личностью. По его мнению, если дело прославления Христа в руках Святого Духа, то Христос не может быть забыт.
Завершающие доклады конференции представили преподаватели СПбХУ Джон Куди - «Луки 4:18-19 как основание для общественной теологии и лидерства», Суховский А. В - «Эпистемологический статус понятия «воля Божья» в христианской духовной практике» и член Союза художников России Губарева О. В. с докладом «Дух Святой в православной иконографии».
По результатам конференции будет издан сборник материалов.
Следите за новостями на сайте СПбХУ.

Фоторепортаж в Facebook

Фоторепортаж ВКонтакте


Источник: www.spbcu.ru
Теги: конференции, богословие