1882-2016
134 года общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

Михаил Иванов: «Лишь сочетание любви и святости является признаком подлинной духовности»


Михаил Иванов: «Лишь сочетание любви и святости является признаком подлинной духовности»
17.02.2014

Михаил Вячеславович Иванов - рожденный свыше христианин с 8-го января 1989 г., т. е. почти 25 лет (из 44-х). Интересовался христианством и посещал церковь с подросткового возраста. Тогда же начал приобщаться к вере. По образованию – богослов, историк, кандидат философских наук. Является пастором церкви евангельских христиан-баптистов (рукоположен на пресвитерское служение в 1993 г.), преподаватель систематического и пастырского богословия Московской богословской семинарии ЕХБ, руководитель Отдела богословия и катехизации Российского Союза ЕХБ. Вместе с женой Мариной Борисовной воспитывает сына Кирилла.

Жизненное кредо: «Побеждать во Христе!»

1. Поделитесь, какие существуют стереотипы у протестантов о православных, и наоборот, православных о протестантах, в частности о баптистах? Как преодолеть сложившиеся стереотипы, чтобы стать ближе друг к другу?

Протестанты иногда видят во всех православных невозрожденных людей. А иногда наоборот, некоторые протестанты считают, что формальная принадлежность к какой-либо церкви уже делает человека христианином. И то и другое – ошибочно. Что касается православных, то их восприятие протестантов часто строится на слухах, домыслах и ошибочных стереотипах. Вообще же, межконфессиональные отношения - вопрос сложный и подходить к нему нужно аккуратно. Главное, на мой взгляд, выносить суждения о другой конфессии, опираясь на достоверную информацию. Кроме того, нужно быть готовым к наличию серьезных разногласий. Нельзя говорить, что все христиане верят одинаково. Это не так. Нужно уметь вести диалог, ясно осознавая, что по каким-то вопросам нам не удастся достичь полного единства. Уважение и любовь возможны и при наличии принципиальных разногласий.

2. В нашей культурно и исторически православной стране часто можно услышать такой вопрос: «А чем отличается, например баптизм, от православия?» Так в чем же основное отличие баптистов от православных?

Евангельские христиане-баптисты являются последовательно библейскими христианами в богословии, церковной практике и личной жизни. Для православия же важную роль, наряду со Священным Писанием, играют обычаи и традиции, связь которых с духом и буквой Библии не очевидны. Важно иметь в виду и то, что принадлежность к баптистской церкви обязательно подразумевает наличие осознанной веры, а принадлежность к православной церкви определяется, прежде всего, фактом крещения, при этом человек, считающий себя православным, может быть весьма далеким от базовых христианских ценностей. Крещение в баптистской церкви совершается всегда в сознательном возрасте после осмысленного обращения (покаяния), в православной же церкви, как правило, крестят младенцев, которые еще не могут сделать личного выбора в силу возраста.

3. Как Вы считаете, что является главным критерием истинной веры и истинной церкви?

Критерием является Священное Писание. Если церковь верит в библейского Бога, то ее следует считать христианской. Если образ Бога искажен и отрицаются такие основополагающие истины библейского учения как Троица или соединение во Христе божественной и человеческой природы, то это уже не церковь. Впрочем, наряду с важнейшими истинами веры существуют и другие вопросы, взгляды на которые той или иной конфессии также следует проверять Библией. Скажем так, все христианские конфессии являются истинными в том смысле, что исповедуют Истинного Бога. Однако те или иные доктрины, воззрения и практики этих конфессий могут быть ошибочными, так как они противоречат библейскому учению или не находят ясного обоснования в Библии.

4. Будет ли гарантией, что ребенок в будущем станет христианином, если его родители являются верующими, показывают добрый пример и молятся за него? Или все это просто дает больше возможностей, а выбор всегда остается за самим человеком?

Гарантий никаких быть не может. Каждый человек наделен от Бога свободной волей и правом выбора. Однако родительская молитва, последовательное христианское воспитание и подлинно благочестивая (а не фарисейская) жизнь отца и матери если не гарантируют, то очень значительно повышают шансы на то, что повзрослев, сын или дочь сделают осознанный выбор в пользу Христа, сильно возрастает. Есть много примеров того, как в христианских семьях верующими вырастают все дети. Я бы особенно акцентировал внимание на доверительных отношениях между родителями и детьми. Если родители дружат со своими детьми и в то же время дружат с Иисусом, то Иисус, скорее всего, станет другом всей семьи.

5. Сегодня существуют христианские реабилитационные центры для алко/наркозависимых? От каких еще зависимостей, по вашему мнению, cтоит создавать подобные центры?

Зависимостей много, и не только химических. Я бы сказал, что если человек не живет в святой и полной зависимости от Бога, то он обязательно живет в греховной зависимости от чего-нибудь. Сколько людей живут, например, в зависимости от заблуждений, ложных стереотипов, собственной глупости или необоснованных опасений, чужого «компетентного» мнения и, конечно, от самых разных грехов. Нас окружают рабы гордости, рабы лености, рабы зависти, рабы похоти, рабы гнева. Надо помнить и о том, что христиане, у которых есть проблемы в духовной жизни, также подвержены опасности порабощения грехом. Ну а если отвечать на ваш вопрос более конкретно, то я обратил бы особое внимание на все формы зависимости возникающие в связи с интернетом, а также, в связи с тем, что многие современные верующие живут в условиях материального достатка, нужно попристальней присмотреться к такой проблеме как шопоголизм.

6. Кто виноват, что Россия, победившая в двух мировых войнах, сегодня по уровню жизни и экономике отстает от Европы и других стран? И что делать, чтобы русскому народу стало жить лучше и уменьшился ропот от плохой жизни?

Когда речь идет о любой проблеме, личной или общественной, умные, а тем более духовные, люди начинают всегда с себя. В чем я ошибся? Что мы сделали неправильно? Вот вопросы из разряда правильных, если мы действительно хотим исправить ситуацию и жить лучше. Когда же в моих или в наших проблемах всегда априори виноват кто-то другой, некие, чаще всего мифические, «враги», то прогресса ждать не приходится. Вспоминается известная русская народная мудрость: «Плохому танцору штаны мешают». Как бы банально это не звучало, работать надо! Хорошо, добросовестно и качественно работать! Причем не только руками, но и головой. В 21 веке нельзя добиться хорошей жизни для страны с помощью исключительно кувалды и грубой физической силы. Бог дал нам прекрасный инструмент – человеческий мозг. Пора учиться им владеть на благо страны и себя лично. Необходимо научиться брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбы страны, и не ждать, что всё как-то само образуется. А ропот это плохая, греховная альтернатива работы над собой и своими ошибками. Если мы научимся хорошо работать, думать и, конечно, молиться, то у нашего народа будет достойная жизнь, причем в достаточно близкой перспективе.

7. Один знакомый православный как-то спросил меня: «Как баптисты борются с грехами?». А действительно, поясните со своей точки зрения, как же евангельские христиане-баптисты борются с грехами?

Чтобы бороться с грехом, нужно знать, что является грехом. В этом у евангельских христиан-баптистов есть хорошее подспорье – знание и постоянное изучение Слова Божия. У многих христиан есть хорошая благочестивая привычка ежедневно анализировать прожитый день на предмет обнаружения пригрешений. Далее – покаяние, оставление греха. В случае опасности рецидива или хронической греховной проблемы практикуется усердная молитва, пост, при серьезной проблеме верующий прибегает к помощи служителей церкви. Однако самое главное – союз верующего со Христом, который заключается в день духовного обращения. Человек становится новым творением во Христе, в нем зарождается праведная природа, чуждая греху. Теперь верующий, находясь в единстве с Богом, обладает способностью побеждать грех, а не быть рабом греха. Находясь, благодаря действию Святого Духа, в единстве со Христом и укрепляя свою связь со Спасителем, посредством молитвы, размышления над Библией и иных предусмотренных в Писании духовных средств, евангельский христианин-баптист стремится очиститься от грехов и уподобиться в своем характере Господу Иисусу. При этом верующий осознает, что положительные духовные изменения, происходящие в нем, не являются результатом его собственных усилий, но результатом действия Бога. Господь, видя желание и старания верующего, Сам очищает его. Этот процесс именуется в Библии освящением.

8. Нужно ли христианину приводить человека в церковь или же можно приводить его только к Богу, ко Христу, а он уже сам для себя выберет какую церковь ему посещать? Вообще, с чего нужно начинать благовестие, с Евангелия или рассказом о своей деноминации и учения?

Господь Иисус Христос – Основатель и Глава церкви. Привести ко Христу значит, в конечном счете, привести его в церковь. Великое поручение Христа (Мф. 28:19-20) включает в себя введение верующего в церковь (крещение) и присоединение его к церкви, где его научат всему, чему учил Иисус. Наша задача состоит не только в том, чтобы человек был спасен, но и в том, чтобы он был присоединен к церкви, где он сможет духовно развиваться наилучшим образом.

9. Что такое духовность и кто такой духовный человек? Какие виды псевдодуховности существуют в христианстве?

Подлинная духовность имеет место там, где искренняя посвященность Христу сочетается с христоподобным характером, проявляющимся в букете добродетелей, важнейшей из которых является сияющая неподдельной добротой деятельная любовь. Духовность не имеет ничего общего с формализмом и законничеством, равно как и рядящимся в одежды христианства светским гуманизмом, готовым во имя «любви» санкционировать нарушение любой заповеди по существу, делая этику ситуационной. Лишь сочетание любви и святости является признаком подлинной духовности. К сожалению, ряды законников-фарисеев, для которых формальное соблюдение заповеди значит больше, чем ее исполнение по существу и реальное духовное благо человека и церкви, достаточно многочисленны, а ряды светских гуманистов от христианства подросли в последнее время. Однако я являюсь оптимистом. Я оптимист, даже не смотря на то, что многие верующие не умеют отличить допустимую гибкость от недопустимой беспринципности, а подлинную скромную праведность от показного фарисейства. Настоящая христианская духовность также не истребима, как и само христианство, зародыш ее живет в сердце каждого верующего. Нужно только дать пробиться ростку духовности в своем сердце, то есть дать проявиться в себе Самому Христу.

10. Ваши пожелания?

Вам и себе желаю быть настоящими учениками Христа, прославляющими Его изобильным духовным плодоношением.


Беседовал Артур Гарнов, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф
Теги: интервью, служители