1882-2016
134 года общине в Москве
Христианские новости

Христианские новости

Андреас Патц: «Вера не лишает человека индивидуальности, а напротив - создает условия для ее развития»


Андреас Патц: «Вера не лишает человека индивидуальности, а напротив - создает условия для ее развития»
21.10.2013
Андреас Патц – пастор церкви г. Биркенфельд (Германия). Основатель и бессменный редактор «Международной христианской газеты», издающейся с 1998 года. В настоящее время газета печатается в четырех странах мира (Германия, Украина, Россия, США) общим тиражом 22 тыс. экземпляров. Распространяется по подписке.
Активный блогер. Страничку Андреаса в «Живом журнале» – andy-777.livejournal.com – посещают от 2000 до 3500 читателей в день.
Женат. Четверо детей, трое из которых члены церкви. Младшему сыну 9 лет.
Жизненное кредо: «Не казаться, а быть»

1. С какого года вы живете в Германии? Если сравнивать с Россией, то какие плюсы есть в немецкой стране, а какие в нашей? Чему хорошему, по вашему мнению, могут научиться друг у друга сегодняшние страны, которые когда-то воевали между собой?

В Германию я переехал 12 июля 1989 года. Начиная с 1992 года жизнь моя и работа так или иначе связаны с Россией. На протяжении 10 лет (с 2001 по 2011) достаточно активно трудился в Москве. Сейчас бываю в России не так часто как раньше, тем не менее, получается не реже 3-5 раз в год.

В каждой стране есть свои плюсы и минусы. Германия славится знаменитым Ordnung’ом (Ordnung – порядок), Россия – открытыми и душевными людьми; а в последнее время еще и четкой позицией в отношении к гомосексуализму.

Чему можно научиться? Хотелось бы пожелать российским чиновникам и клеркам поучиться у немецких коллег добросовестному исполнению своих прямых обязанностей. В упомянутые выше 10 лет мне, как издателю, «посчастливилось» столкнуться, практически, со всеми госслужбами: от налоговой до пожарников, от таможни до коммунальщиков. Признаюсь, вспоминаю эти встречи как страшный сон.

Ещё из плюсов, Россия, на мой взгляд, унаследовала от СССР более эффективную, по сравнению с немецкой, систему образования. Но сейчас россияне все перестраивают на западный манер, в том числе и сферу образования.

2. Ваша книга «Искренне ваш...» представляет собой сборник интервью с известными в христианском мире людьми. Можно сказать, что каждый человек – это уникальная личность. А в чем уникальность христианина, если вера каждого основана только на Христе?

Вера не лишает человека индивидуальности, а напротив - создает условия для ее развития. Библия даже в разномыслиях не запрещает проявлять искусность. Что уж говорить об остальном!

Готовя книгу к изданию, я благодарил Бога за разнообразие талантов, которыми Он одарил людей. Спектр моих героев, представленных в книге, достаточно широк: от узника Бухенвальда до вице-премьера страны, от бывшего наркомана и фарцовщика до лауреата престижного конкурса и обладателя «Золотого диска». У них разные взгляды и убеждения, разные сферы общения и пути к Богу. Мне и хотелось показать именно разнообразие.

Бог, слава Ему, не сотворил людей роботами, ваньками-встаньками или буратино. Он гораздо более велик и разнообразен в Своей фантазии. Наделив человека свободной волей, Творец остается при этом Абсолютом, Вседержителем. Христианство не только раскрывает в человеке уникальность, но и вдохновляет его на творчество, открытия, достижения. Вера – даже по признанию атеистов – является сильнейшим оружием в мире. А история человечества в обильной мере это подтверждает.

3. Вы согласны с такой мыслью, что плохой верующий лучше хорошего неверующего?

Что значит «плохой верующий» и чем он лучше неверующего? Давайте обратимся к примерам. На вашем портале не так давно была опубликована новость: «Синод Реформатской церкви Швейцарии принял решение венчать гомосексуалистов». Хорошие это верующие или плохие? Если вы спросите об этом их, то они уверенно заявят, что они – хорошие. Ибо не сомневаются в своем спасении. Более того, обоснуют вам свою ориентацию тем, что их Бог такими сделал; они всего лишь покорно смирились с Его волей! И библейским текстом вам это подтвердят: «изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Кто может воспротивиться воле Его?».

Или противоположный пример. Какую оценку дал Христос грешнице, омывшей Ему ноги в доме фарисея (Луки 7 глава)? Спаситель приводит там прямое сравнение. Неверующие люди нередко заслуживают лучшей оценки со стороны Господа, и я верю, что их стремление к добру не остается Им незамеченным. Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4).

Недавно в переписке меня спросили: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых...» (1 Кор. 6:1)? Я ответил: «Если у братьев не хватает совести, то приходится обращаться к неверным. К великому сожалению...»

Таким образом, мой ответ на ваш вопрос звучит так: нет большой разницы между плохим верующим и хорошим неверующим. И задача верующего не кичиться своей исключительностью, а «со страхом и трепетом совершать свое спасение» (Фил. 2:12), молясь о «неверных», чтобы Господь чрез Слово Своё коснулся и их сердец.

4. Есть такая пословица: «Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит». Как эту пословицу можно применить в христианском контексте?

А очень просто можно применить. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2). Мне видится в этом достаточно твердая параллель. Вроде и мертвые, да не совсем – вроде и сыт, а всё в лес смотрит.

Кстати, сегодня довольно часто можно услышать утверждение, что мертвые по преступлениям и грехам (Еф. 2:1) вообще ни на что доброе, даже на осознание своей нужды в Боге не способны. Ну, то есть, они совсем мертвые, до конца («Врач сказал в морг, значит, – в морг!»).

В то же время, когда мы заводим речь о собственной смерти для греха, то констатируем факт, что умерли для него как-то не совсем, не полностью. Нас с достойной лучшего применения регулярностью преследуют поступки, дела, грехи, которые абсолютно неприемлемы для мертвого для греха, спасенного человека.

Мертвым во грехах, значит, мы в признаках жизни отказываем, а в мертвых для греха вполне допускаем их наличие. Представляете, настолько мы любим себя! Хочется умереть, но как-то не умирается. Читаю недавно в фейсбуке: «Все мои беды от того, что очень часто я забываю, что я умерла...» Здорово, правда? Мертвец постоянно забывает, что он умер. Волк со своим лесом сходит с дистанции в такой конкуренции.

5. К стыду Коринфской церкви Апостол Павел писал, что некоторые из них не знают Бога» (1 Кор. 15:34). Почему так происходит, что люди, казалось бы, служащие не один год в церкви, на самом деле могут не знать Бога и поступать против Его воли?

Мне кажется, этот вопрос является продолжением двух предыдущих. Взять, хотя бы тот же Синод Реформатской церкви. Целый Синод! Разве они приняли решение, соответствующее воле Божьей?! В том-то и дело, что выучить разницу между компатибилизмом и либертарианством и уметь складывать как пазлы витиеватые домыслы средневековых богословов, еще далеко не означает знать Бога.

Когда нет личных отношений с Богом, тогда есть опасность скатывания к их (отношений) демонстрации. Вера в таком случае может превратиться в пустую обрядность, в которой отсутствует жизнь. Можно при этом бить себя в грудь и твердить о своем богословии, позициях, познаниях... Или же активно участвовать в служении: петь хоре или группе прославления, произносить красноречивые проповеди из-за кафедры или писать умные статьи в «Международную христианскую газету».

Есть буква Писаний, а есть дух. Апостол Павел говорит, что «Господь дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Повторюсь, с уверованием все хлопоты, связанные с умершим для греха человеком, не заканчиваются. Чаще всего они только начинаются – «мертвец» оказывается на редкость живучим. И Господь не скрывает от нас этого: бодрствуйте, молитесь, чтобы не впасть в искушение, берегитесь, чтобы не упасть, покайтесь, чтобы Я не сдвинул светильник, претерпевший же до конца спасется... Сколько таких сигналов в Новом Завете?! Это что, для красного словца написано? Или это варианты лозунгов может быть? Или ленточки для украшения гробов умерших для греха людей? Кто забывает о библейских предупреждениях и спешит почить на лаврах спасения, тот и подвергается в первую очередь оказаться в числе тех, кто не знает Бога.

6. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19) – говорит Апостол Павел. А как же неверующие, которые вовсе не надеются на Христа ни в этой, ни в той жизни?

Они несчастнее вдвойне. Потому что имели возможность спастись, но не пожелали этой возможностью воспользоваться.

7. Вы считаете себя счастливым человеком? Если да, то почему? А что для вас значит счастливая семья?

Без всяких сомнений! Я не только считаю себя счастливым, я, на самом деле, счастлив. Потому что, во-первых, моя жизнь принадлежит Богу. Во-вторых, Господь открыл мне массу возможностей, дал все потребное для жизни и благочестия. В служении Ему, в семье, в церкви, в творчестве, в среде друзей... Я часто повторяю для нашей молодежи изобретенный мною афоризм: Самая выгодная инвестиция в жизни – это подаренная Богу юность! Выгодная инвестиция обернулась для меня лично немыслимыми дивидендами. Господь не остается должником, Он верен своему слову, тверд в Своих обетованиях. Он реально велик и достоин славы.

Для меня счастливая семья та, где супруги с годами не перестают быть друзьями. Именно друзьями. Такими же, как были перед свадьбой, когда дружили. Остальное, как говорится, приложится...

8. Любовь – это наслаждение, которое испытывает человек, отдавая себя другому. А что делать, если твою любовь втоптали в грязь, тебя используют и об тебя вытирают ноги, особенно если это близкий человек?

Ничего не делать. К грязи нужно привыкнуть. Это очень неприятно. Но выбора нет. Выше головы не прыгнешь. Здесь надо научиться терпению. Помогает в этом взгляд на Христа – Ему в лицо плевали, а Он молился: «прости им, Отче, ибо не знают, что делают...» Господь, допуская такие обстоятельства в жизни христианина, преследует цель укрепить в нем веру, стремление к непорочности, научить смирению, терпению.

Иногда надо сцепить зубы и ждать. Не воздавать злом за зло и постараться простить обидчика. Помните, у Макаревича: «Лучшим доктором в мире является время». Думаю, эта фраза, как никакая другая подходит к описанной вами ситуации. Дайте время, и оно расставит всё на свои места.

Мой тесть, Геннадий Сергеевич Ястребов, в свое время был пресвитером. Ему во время его служения один человек нанес глубокую рану, втоптал, как вы говорите, в грязь. Потом этот человек эмигрировал в США, а тесть перенес несколько инсультов и 3,5 года до самой смерти лежал расслабленный. И вот однажды, когда моя жена ухаживала за отцом, раздался звонок из Америки:

– Приветствую! Могу ли я поговорить с Геннадием Сергеевичем? Дома ли он?
– Он дома, – ответила моя супруга, – но поговорить с ним у вас вряд ли получится.
– Почему?
– Потому что после перенесенных инсультов у него пострадала память и речь.

В трубке воцарилось молчание, а потом послышались рыдания. Сквозь слезы этот человек сказал:

– Как же так?! Я хотел попросить у него прощения. Я сам стою уже на пороге вечности... Я несправедливо его обидел тогда. Неужели нет никакой возможности поговорить с ним?..

Это был вопль несчастного человека, он был в отчаянии от сознания того, что уже ничего нельзя изменить. Раскаяние пришло слишком поздно. Я бы не хотел оказаться на его месте.

9. Сегодня можно услышать, что в интернете есть все. А чего не найти во всемирной паутине?

Взаимного уважения. Не декларированного, вычурно-показного, а настоящего. Во всяком случае, если оно и есть, то встречается чрезвычайно редко.

10. Ваши пожелания?

Держитесь вечной жизни (1 Тим. 6:12)! У Александра Савченко есть сборник стихов с замечательным названием: «С точки зрения вечности». Когда мы смотрим на вещи с точки зрения вечности, то многое изменяется в нашей оценке. На земле нет ничего, что могло бы стать эрзацем вечности с Богом. Именно поэтому Христос и проповедовал Царствие Небесное!..

Беседовал Артур Гарнов, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Теги: интервью, христианство, семья